«Шел в комнату, попал в другую». Внезапные озарения : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Шел в комнату, попал в другую».
    Внезапные озарения

    29 декабря 2014

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Алексей Левшин (ведущий)
    Павел Домбровский (фортепиано)
    В программе:
    Шопен
    Мусоргский
    Рахманинов
    Гаврилин

    Малоизвестная проза
    В. Шаламов, Б. Пастернак

    12+

    Абонемент №187:

    Пространство любви

    Второй литературно-музыкальный вечер абонемента «Пространство любви» посвящен истории взаимоотношений двух таких разных гениев русской литературы, как Борис Пастернак и Варлам Шаламов.

    «Шел в комнату, попал в другую...» (Грибоедов) — символическое название программы, в которой речь пойдет о двух помещениях, двух несопоставимых «комнатах» русской прозы ХХ  века. Проблема понимания России дана через прозу двух поэтов, двух современников разного возраста. В какой-то степени это еще малоизвестная для нас проза. Это «Записки Патрика» и «Начало прозы 1936 года» Б. Пастернака, которые предстают предварительными вариантами некоторых глав «Доктора Живаго», и «Три главы из повести» — сокращенная прозаическая версия его романа в стихах «Спекторский».

    Что же касается Варлама Шаламова, основной упор сделан на малоизвестные  рассказы из четырех книг его «Колымских рассказов», в частности  из книг «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка или КР-2».

    У литературного материала этого вечера две центральные темы: жизнь русского поэта в истории на примере прозы Пастернака и выживание человеческого духа на Колыме сквозь прозу Шаламова.

    Проза этих двух удивительных людей прозрачна, точна, нелегка на вкус, светоносна. Основным событием является письменная дружба двух поэтов: зрители услышат фрагменты из переписки, где Шаламов зачарован образом Живаго, ширью романа, а Пастернак зачарован опытом младшего современника, шаламовской прозрачной прямотой.

    Пронизывает вечер музыка Шопена и Рахманинова, такая пастернаковская в своем движении к человеку, и мрачно-звонкая музыка Мусоргского и Гаврилина, такая шаламовская в своем движении через человека дальше, сквозь лютую студеную колымскую природу, сквозь тюремный расклад и смерть — опять же к человеку.

    Алексей Левшин

    Алексей Левшин родился в Петербурге в 1971 году. С раннего детства начал писать стихи и песни, в юношестве много выступал на литературных и музыкальных вечерах. Его песни исполнялись в спектаклях петербургских театров.

    В 1991 по приглашению Авиньонского университета уехал учиться во Францию, где прожил, практически безвыездно около 20 лет. Проучившись два года в Авиньоне, он за компанию с французскими друзьями едет в Париж и продолжает изучать литературу и театр уже в Сорбонне.

    Учеба во Франции еще острее укрепила любовь к русскому языку, к поэзии. В  1994 году в Петербурге выходит  в свет его поэтический сборник «Настежь», который сразу обратил на себя внимание литературной элиты. Во Франции  Алексей встречался с лучшими представителями русской эмиграции, такими, как А. Синявский, М. Влади, А. Шагинян, В. Лосская (специалист по М. Цветаевой) и другими.

      В1999 году Алексей создает первый русский независимый театр в Париже «Летний снег», где работают не только русские, но и французские и японские артисты. Театр дважды был приглашен в Петербург на фестиваль «Балтийский дом» со спектаклями «Место действия Москва» (инсценировка А. Левшина) и по его же рассказу «Сердце, где же ты?».

    Одновременно учась в докторантуре Института восточных языков в Париже, он много выступает с концертами авторской песни, которые в результате составили два авторских цикла-диска: «Окна высокие» и «Водяная тропа», вышедшие в Москве в 2003 году.

    Серьезно занимается прозой. В марте 2005 года Санкт-Петербургское издательство «Алетейя» выпустило сборник рассказов А. Левшина «За два дня до праздника».

    А. Левшин принимает активное участие в творческой жизни русской эмиграции в Европе. Его часто приглашают выступать с концертами по русским диаспорам Италии, Испании, Англии, Германии, Польши, и он по праву принадлежит к числу авторов Русского Зарубежья.

    Любовь к русскому языку и литературе вдохновила А. Левшина создать в Париже «Русскую школу творческого развития», где преподавание русского языка детям  осуществляется через обучение художественным дисциплинам: литературе, песням, танцам, музыке, прикладному искусству и т.д.

    По возвращении в Москву в 2010 году Алексей активно включился в культурную жизнь столицы. Начал преподавательскую деятельность (актерское мастерство, история романской литературы) на курсе игрового кино под руководством Владимира Мирзоева в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». Открыл в декабре 2011 года театрально-музыкальное объединение «Пестрый квадрат», куда вошли многие талантливые артисты, режиссеры, музыканты и драматурги, в том числе: А. Воронков, З. Хунгуреев. А. Хачатрян.

    Снимался в фильмах «Человек, который знал все», режиссер В..Мирзоев, «Борис Годунов», режиссер В. Мирзоев, сериале «Достоевский», режиссер В. Хотиненко и других, был участником различных российских фестивалей со спектаклями театра «Летний снег» по произведениям М. Булгакова и авторской прозе.

    А. Левшин пишет сценарии, инсценировки, пьесы. В ноябре 2011 года состоялась премьера его пьесы «Встреча за облаками» в рамках проекта «Открытая сцена».

    А. Левшин много выступает с концертами авторской песни в Москве и российских городах, готовит в настоящее время рок-программы «Как-то так» и «Дети Несмеяны».

    Павел Домбровский

    Павел Домбровский родился в 1982 году в Москве. Обучался музыке с пяти лет в ДМШ имени В. В. Стасова (класс Светланы Курочкиной). Концертную деятельность начал в раннем возрасте, в 11 лет дал первый сольный концерт в Музее А. Н. Скрябина. 

    В 1999 году с отличием окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс Веры Носиной), в 2004 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Льва Наумова), в 2006 году – ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Андрея Диева).

    В обширном репертуаре Павла Домбровского множество сольных и камерных произведений различных эпох и стилей. Гастролировал во многих городах России, а также в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Польше, Франции, Латвии, Южной Корее, Китае, Украине, Киргизии. 

    Победитель II Открытого конкурса юных пианистов в Санкт-Петербурге (1996), международных музыкальных форумов в Афинах (1996) и Париже (1998), V Открытого конкурса имени Наримана Сабитова в Уфе (2002), II Международного конкурса «Русская музыка» имени М. А. Балакирева в Краснодаре (2006, Гран-при), I Международного конкурса польской музыки имени Станислава Монюшко в Жешуве, Польша (2019). 

    Лауреат Международного конкурса имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже (2004) и IV Международного конкурса памяти Владимира Горовица в Киеве (2001); дипломант III Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (Санкт-Петербург, 1998), II Международного конкурса имени А. Н. Скрябина (Москва, 2000), XII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2002). 

    Доцент Российской академии музыки имени Гнесиных.