V Большой фестиваль РНО.
    Закрытие фестиваля

    23 сентября 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Хориа Андрееску
    Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова
    Анита Хартиг (сопрано)
    Бернарда Финк (меццо-сопрано, Аргентина)

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнев

    В программе:
    Малер
    Симфония № 2 («Воскресение») для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра

    12+

    Абонемент №66:

    Российский национальный оркестр

    По сложившейся традиции, сезон Московской филармонии открывается Большим фестивалем Российского национального оркестра. В нынешнем году эта уникальная для России культурная акция проводится уже в 5-й раз. За прошедшие годы фестиваль стал одним из самых заметных музыкальных событий Москвы, точкой отсчёта нового сезона и одновременно одной из его вершин. Исключительное разнообразие жанров (симфонические и камерные программы, хоровые и балетные вечера, оперные постановки, литературно-музыкальные композиции, джазовые концерты), изысканные программы и участие звёзд мирового музыкального искусства снискали фестивалю высокую репутацию у московской публики и не менее восторженные отзывы специалистов и критиков.

    Фестиваль 2013 года, отмечающий ныне свой первый юбилей, не станет исключением. Среди его участников — скрипачи Гидон Кремер с оркестром «Кремерата Балтика» и Изабель Фауст (Германия); одна из самых обаятельных пианисток современности француженка Элен Гримо; оперные дивы Микаэла Карози (Италия), Миша Брюггергосман (Канада), Анита Хартиг (Румыния), Бернарда Финк (Аргентина); Московский камерный хор под управлением Владимира Минина; дирижёры Миша Дамев (Швейцария), Хориа Андрееску (Румыния), Ален Альтиноглу (Франция).

    Вершинами фестивальной афиши, несомненно, станут исполнения редко звучащей оратории Ж. Массне «Мария Магдалина» и Второй симфонии «Воскресение» Г. Малера.

    Художественный руководитель и главный дирижёр РНО Михаил Плетнёв выступит в трёх амплуа: как художественный руководитель фестиваля, дирижёр и пианист.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Хориа Андрееску

    Хориа Андрееску родился в городе Брашов. Окончил Национальный университет музыки в Бухаресте по классу дирижирования. После совершенствовал свое мастерство в Вене у Ханса Сваровски и Карла Остеррайхера, а также в Трире и Мюнхене у Серджиу Челибидаке.

    С 1976 по 1987 год Андрееску был главным дирижером Филармонического оркестра Плоешти, с 1987 года работал с Бухарестским филармоническим оркестром в качестве ассистента главного дирижера. В настоящее время он является главным дирижером Национального оркестра Румынского радио. Он также является инициатором создания камерного оркестра «Виртуозы Бухареста».

    На протяжении двенадцати лет Андрееску был главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Берлинского радио, Государственных капелл Шверина и Дрездена. Сотрудничал с Берлинской государственной капеллой, симфоническими оркестрами Берлина, Вены, Иерусалима, Лейпцигским оркестром Гевандхауса, Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си, оркестрами радио в Мадриде, Лиссабоне, Гамбурге, Копенгагене, Рейкьявике, Израильским камерным оркестром, Лондонским и Будапештским филармоническими оркестрами. Выступал со знаменитыми солистами, такими как Анне-Софи Муттер, Максим Венгеров, Миша Майский, Виктор Третьяков, Елизавета Леонская и другие.

    Андрееску постоянный участник фестивалей, которые проходят таких городах, как Вена, Мюнхен, Берлин, Бухарест, Копенгаген, Сантандер, Стамбул.

    Его обширная дискография включает многочисленные записи с различными оркестрами, выполненные для лейблов Marco Polo/Naxos, Bayer Record, Aksak, Attacca, Q Disc, Olympia, Erki Tonlist и другие.

    Хориа Андрееску является профессором Национального университета музыки Бухареста. Он - обладатель множества премий и наград, в том числе премии ЮНЕСКО (2003).

    Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова

    Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

    Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

    Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

    С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

    Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

    С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.

    Анита Хартиг

    Анита Хартиг родилась в румынском городе Бистрица. По окончании музыкального колледжа продолжила образование в Академии музыки города Клуж-Напока по классу вокала. В настоящее время она занимается у знаменитой певицы, сопрано Иляны Котрубаш. Сценический дебют исполнительницы состоялся в 2006 году – она выступила в партии Мими («Богема» Пуччини) в городе Клуж-Напока. С 2009 по 2014 год Анита Хартиг была солисткой Венской государственной оперы, исполняла партии Церлины («Дон Жуан» Моцарта), Мими и Мюзетты («Богема» Пуччини), Памины («Волшебная флейта» Моцарта), Микаэлы («Кармен» Бизе), Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта).

    В 2010 году Анита Хартиг дебютировала на сцене Королевского оперного театра La Monnaie в Брюсселе в роли Мими. В 2012 году выступила в той же партии в Валлийской национальной опере в Кардиффе, на фестивале в Бейтеддине (Ливан) и миланском театре La Scala, в 2013 году - в Гамбургской государственной опере и Лондонской Королевской опере Covent Garden. В числе последующих ангажементов исполнительницы - участие в «Богеме» Пуччини в Немецкой опере Берлина, дрезденской Semperoper, мадридском Teatro Real и Metropolitan Opera (Нью-Йорк). Партию Микаэлы («Кармен» Бизе) певица пела на сценах Венской государственной оперы, нью-йоркской Metropolitan Opera (2014) и парижской Opera Bastille (2016). В партии Сюзанны («Свадьбы Фигаро» Моцарта) она появилась в постановках Венской государственной оперы (2014), Королевской оперы Covent Garden (2015) и Metropolitan Opera (2016). Также в различных театрах она исполняет партии Лю («Турандот» Пуччини, Баварская государственная опера), Виолетты («Травиата» Верди, барселонский театр Liceu), Маргариты («Фауст» Гуно, Капитолийский театр Тулузы, Цюрихская опера, Венская государственная опера) и другие. 

    В текущем театральном сезоне Анита Хартиг исполняет партии Маргариты («Фауст» Гуно) в Гамбургской государственной опере и Венской государственной опере, Антонии («Сказки Гофмана» Оффенбаха) в нью-йоркской Metropolitan Opera, Мими («Богема» Пуччини) в Metropolitan Opera и Королевском театра Мадрида. В сезоне 2018/19 у певицы выступления в партиях Виолетты («Травиата» Верди) в Metropolitan Opera и Капитолийском театре Тулузы, Микаэлы («Кармен» Бизе) в Опере Сан-

    Франциско и Венской государственной опере и Амелии («Симон Бокканегра» Верди) в Парижской национальной опере.

    Бернарда Финк

    Бернарда Финк родилась в Буэнос-Айресе в семье эмигрантов из Словении. Образование получила в Институте искусств при театре Колон.

    Сегодня Финк – одна из самых востребованных певиц современности, исполняющая самый разный репертуар - от старинной музыки до произведений современных авторов. Она выступает с лучшими оркестрами Европы и Америки, такими как Лондонский, Чешский, Венский и Берлинский филармонические оркестры, Королевский оркестр Консертгебау, Государственная капелла Дрездена, симфонический оркестр Баварского радио, симфонические оркестры Кливленда и Филадельфии, а также с самыми известными в мире барочными оркестрами.

    Она работала со знаменитыми дирижерами, в числе которых Рикардо Шайи, Семен Бычков, сэр Колин Дэвис, Валерий Гергиев, Николаус Арнонкур, Марис Янсонс, Роджер Норрингтон, Джордж Претр, Саймон Рэттл и другие.

    Бернарда Финк хорошо известна и как оперная певица. Недавно она исполнила партии Чечилио («Луций Сулла» под управлением Николауса Арнонкура в венском театре Ан дер Вин), Идаманта («Идоменей» в Королевском театре в Мадриде), Ирены (опера-оратория «Теодора» Генделя под управлением Айвора Болтона на Зальцбургском фестивале). Она также спела партии Секста («Милосердие Тита») и Идаманта («Идоменей») в концертных исполнениях этих опер под управлением Рене Якобса. Обе оперы были записаны и высоко оценены слушателями и критиками.

    Певица регулярно дает сольные концерты на лучших сценах мира, таких как Золотой зал Музыкального собрания и Концертхаус в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Уигмор-холл в Лондоне. Она пела на сценах Королевского оперного театра Ла Моне в Брюсселе, Театра Елисейских Полей в Париже, в Берлинской филармонии и Карнеги-холле (Нью-Йорк).

    В прошедшем сезоне Финк приняла участие в исполнении «Страстей по Матфею» Баха под управлением Рене Якобса в рамках европейского тура, «Торжественной мессы» Бетховена с Гербертом Блумстедтом и Немецким камерным филармоническим оркестром в Бремене и Бонне, Третьей симфонии Малера с симфоническим оркестром Кливленда под управлением Франца Вельзер-Мёста. Она также спела «Реквием» Моцарта с оркестром «Камерата Зальцбург» под управлением Луи Лангре в Зальцбурге и под управлением Даниэля Баренбойма в Берлине, приняла участие в исполнении Второй симфонии Мендельсона под управлением Рикардо Шайи в Амстердаме.

    Сольные концерты певицы прошли в Вене, Берлине, Лондоне, в рамках тура по США, в Штутгарте. Вместе со своим братом Маркосом Финком она выступала в Любляне, Лилле, на фестивале во Фрайбурге (Швейцария).

    Бернарда Финк регулярно проводит мастер-классы для молодых певцов в Зальцбурге, в Академии фестиваля в Экс-ан-Провансе и Институте Шуберта в Бадене, принимает участие в работе жюри международного конкурса вокалистов в Лондоне и конкурса Баха в Лейпциге.

    Бернарда Финк осуществила множество записей – ее дискография насчитывает более 50 дисков, включая записи музыки Монтеверди, Генделя, Баха, Рамо, Гайдна, Шуберта, Россини, а также Брукнера и Шумана. Многие из них были удостоены престижных премий и призов, в частности приза Diapason d’Or. Трижды исполнительница была номинирована на премию «Грэмми».

    В 2006 году она получила Почетную медаль искусств и наук Австрии, а в феврале 2013 вместе с братом Маркосом была отмечена самой престижной наградой Словении в области культуры, вручаемой Фондом Прешерна.