V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Стив Райх. Tehillim : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Стив Райх. Tehillim

    6 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Райх
    Tehillim для четырёх женских голосов и ансамбля

              При содействии проекта «Эшколот»


    12+

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
    Совместно с проектом «Эшколот»

    6 ноября 2016, 15.00 Фойе (зимний сад)

    Tehillim: медленное чтение перед концертом
    Изучение текстов Псалмов, вошедших в Tehillim Стива Райха, с комментариями ученых и литераторов.

    Модератор: Александр Гаврилов

    Участвуют: библеисты Андрей Десницкий и Михаил Селезнев, философ Ури Гершович, филолог Гасан Гусейнов, историки Олег Воскобойников и Аркадий Ковельман, поэт Ольга Седакова.



    Стив Райх (р. 1936)

    Tehillim («Псалмы») для четырех голосов и оркестра (1981, российская премьера)

    «Я сочинял, ориентируясь исключительно на то, как слышал слоги на иврите. Никогда раньше в моей голове не звучала такая музыка. Tehillim стали откровением» (Стив Райх).

    Tehillim, композиция на древнееврейский текст четырех библейских Псалмов, – поворотный момент в истории американского минимализма. Здесь Райх отступает от понимании музыки как «чистой процессуальности» и начинает экспериментировать со смыслом, просодией и интонацией. Сознательно отказываясь принимать во внимание традиционные иудейские или христианские исполнения Псалмов, Райх вырабатывает абсолютно оригинальный язык. Хотя Tehillim не относится к числу таких популярных сочинений Райха, как Drumming («Барабанный бой») или «Музыка для 18 музыкантов», для него это не менее важная работа. Многими средствами, к которым Райх прибегал и прежде, он пользуется здесь абсолютно по-новому. Псалмам присущ их собственный внутренний ритм, благодаря чему акценты расставляются совершенно неожиданно. Едва ли не впервые Райх проявляет интерес к тональности как таковой: когда финал, по словам автора, «приходит в Ре мажор после гармонической неопределенности предыдущих частей», это производит сильнейший эффект.

    Вначале, когда на фоне ударных и хлопков звучит женский голос, дублируемый кларнетом, музыка шокирует слушателей, знающих Райха по более радикальным сочинениям. Это первое крупное произведение Райха, где он проявляет явный интерес к своим еврейским корням, интерпретируя священные тексты самым что ни на есть светским образом. Как и в других сочинениях Райха, здесь присутствуют устойчивая пульсация, неизменный темп и постоянные повторы нескольких мелодических фигур. Но результат звучит по-новому благодаря потребности автора «привести тексты в согласие с их смыслом и внутренним ритмом»:

    «В синагогах Западного мира утеряна устная традиция пения псалмов. Значит, я не должен ни имитировать существующую традицию, ни игнорировать ее. В отличие от большинства моих прежних работ, Tehillim не строится на коротких повторяющихся паттернах. Хотя каноны из первой и последней частей могут напомнить мои ранние сочинения «Собирается дождь» и «Выйти», основанные на повторе короткой фразы, Tehillim в целом наверняка заденет многих несходством с другими моими опусами. Здесь нет фиксированного метра, музыкальный ритм опирается на ритм текста. Впервые со студенческих лет я положил текст на музыку, в результате основой сочинения стала мелодия в самом традиционном смысле слова. Использование протяженных мелодических линий, имитационных контрапунктов, инструментовка – всё это отсылает к классической, точнее говоря, барочной и более ранней музыкальной практике Запада. О западной музыке до 1750 года напоминает и безвибратное пение. Tehillim может восприниматься как музыка привычная и в то же время новая».

    Сочинение написано для четырех женских голосов, флейты, флейты-пикколо, гобоя, английского рожка, двух кларнетов, группы ударных, двух электроорганов, двух скрипок, альта, виолончели и контрабас. Существует также оркестровая версия с увеличенным количеством струнных и духовых.

    Московский Ансамбль Современной Музыки / МАСМ

    Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия – Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых представил на Западе новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.

    Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое Пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства (Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж). 

    Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые прошли почти во всех федеральных округах страны. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов (г. Чайковский, Пермский край), где по приглашению МАСМ преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. Входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В 2015 году по версии газеты «Музыкальное обозрение» МАСМ стал лучшим ансамблем года. Ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.

    Ансамбль N'Caged

    Ансамбль N'Caged специализируется на исполнении современной музыки и тесно сотрудничает со многими композиторами. Недавно коллектив участвовал в премьерах «Пограничной зоны» Александры Филоненко (проект «Платформа», концерт «Вибрации вселенной») и «Снов минотавра» Ольги Раевой (фестиваль «Разомкнутое пространство работы»), российской премьере оперы «Астероид 62» Дмитрия Курляндского (Лаборатория современной оперы, Опергруппа), принимал участие в спектакле «Тупейный художник» Театра-студии под руководством Олега Табакова (режиссер Михаил Станкевич, композитор Александр Маноцков). Также среди последних проектов ансамбля — «Play. List» Бориса Филановского на фестивале «Будущая музыка» (проект «Платформа») и «In C» Терри Райли в версии для вокального ансамбля.

    В 2014—2015 годах ансамбль N'Caged выступал в абонементных концертах Московского международного Дома музыки, при его участии прошла премьера рок-кантаты Антона Батагова «Тот, кто ушел туда». Участники ансамбля исполняли все сольные партии в оперном сериале «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский», в который вошли мировые премьеры произведений российских композиторов — Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева (режиссер Борис Юхананов). В 2015 году за работу в «Сверлийцах» солист ансамбля Сергей Малинин был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска» в категории «Мужская роль в опере».

    Фёдор Леднёв

    Родился в 1971 году в Минске, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового дирижирования и по классу оперно-симфонического дирижирования. Ведет преподавательскую деятельность в Музыкальном колледже имени Римского-Корсакова. Сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и другими. Постоянно сотрудничает с оркестром и хором MusicAeterna (Пермь), выступает со многими российскими и зарубежными ансамблями современной музыки, такими как «Студия новой музыки», ГАМ-Ансамбль (Москва), Nostri Temporis (Киев), KNM (Берлин), Phoenix (Базель).

    Постоянный приглашенный дирижер Московского Ансамбля Современной Музыки, постоянный участник российских и европейских фестивалей современной музыки, дирижер-ассистент российской постановки оперы Берга «Воццек» (Государственный академический Большой театр России, 2009). С момента основания в 2001 году –  постоянный дирижер Санкт-Петербургского ансамбля современной музыки eNsemble. Под его руководством исполнено более 200 новых сочинений. Как вокалист принимал участие в постановках старинных и современных опер — «Эней в Лацио» Сарти (1999), «Якоб Ленц» Рима (2001), «Орфей» Монтеверди (партия Орфея, 2002). В 2018 году выступил дирижером-постановщиком балета «Пахита» в Екатеринбургском театре оперы и балета; спектакль номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска».