Вечер виолончельной музыки

    22 декабря 2013

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    В программе:
    Шуберт
    «Напев» — вокальный квартет, соч. 64
    (переложение для 4-х виолончелей)

    «Скорбный напев» — вокальное трио, соч. 52 № 4
    (переложение для 3-х виолончелей и фортепиано)

    Andante sostenuto — вторая часть из Сонаты № 10 для фортепиано, D 960
    (транскрипция для 4-х виолончелей)

    Экспромт № 3 для фортепиано
    соль-бемоль мажор, соч. 90
    (переложение для виолончели и фортепиано)

    Ave Maria для голоса и фортепиано
    (переложение для фортепиано и 3-х виолончелей)

    Allegretto для фортепиано до минор, D 915
    (транскрипция 4-х виолончелей)

    «Лесной царь» для голоса и фортепиано, соч. 1
    (транскрипция для 4-х виолончелей)
    Бетховен
    Соната № 3 для виолончели и фортепиано ля мажор, соч. 69
    Франк
    Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8
    (переложение для виолончели и фортепиано)

    Переложения и транскрипции В. Тонха

    12+

    Владимир Тонха

    Владимир Тонха – Народный артист России, лауреат Премии Москвы, профессор, заведующий кафедрой виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки имени Гнесиных.

    «Владимир Тонха – это музыкант, который все свое нутро, всю свою душу передает через звук. Такую силу самоотдачи и любви к звуку, такое музицирование я воспринимаю как религозный акт. Как общение с Богом». Эти слова выдающегося композитора Софии Губайдулиной можно предпослать всему исполнительскому творчеству Владимира Тонха. Музыкальная критика многих европейских стран, США, Японии и Канады, где проходили концерты В. Тонха, говоря о его виртуозности, темпераменте и убедительности интерпретаций, чаще всего отмечает звуковые достоинства его исполнения, умение благодаря им создать в зале атмосферу напряженного внимания и того слушательского соучастия, которое превращает музицирование в Действо, объединяющее воедино композитора, исполнителя и слушателя.

    Амплитуда деятельности Владимира Тонха чрезвычайно широка. Он выступает с сольными концертами и симфоническими оркестрами, много играет в камерных ансамблях, в том числе в созданном им Московском виолончельном квартете.

    С сольными, симфоническими и камерными программами В. Тонха с успехом выступал в Англии, Италии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Бельгии, Чехии, Венгрии, США, Японии, Канаде и других странах. Он выступал в Большом и Малом залах Московской консерватории, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Консертгебау (Амстердам), лейпцигском Гевандхаузе, Кёльнской филармонии, Сантори-холле (Япония) и многих других знаменитых залах мира.

    Партнерами В. Тонха были крупнейшие музыканты современности: Г. Рождественский, В. Гергиев, Э. Клас, Ю. Башмет, Г. Кремер, И. Архипова, Ю. Такахаши, Т. Гринденко, О. Янченко и многие другие.

    Владимир Тонха известен в России и за рубежом и как выдающийся интерпретатор современной музыки. Он - первый исполнитель огромного числа новых произведений. Многие авторы стремятся отдать свои работы именно ему, пребывая в уверенности, что его мастерство обеспечит наиболее совершенное воплощение их замысла. Владимиру Тонха посвящено более шестидесяти произведений ведущих композиторов современности, среди которых София Губайдулина, Юджи Такахаши, Кирилл Волков, Ефрем Подгайц, Валерий Калистратов, Мераб Гагнидзе, Реваз Габичвадзе, Сергей Беринский, Михаил Броннер, Татьяна Сергеева, Владимир Рябов, Митчелл Кларк, Дмитрий Смирнов, Юрий Каспаров, Роман Леденев, Виктор Суслин, Николай Пейко и многие другие.

    В. Тонха – участник многих Международных фестивалей, в том числе в Хельсинки, Локенхаузе, Токио, Бовэ, Амстердаме, Будапеште, Зальцбурге, Бостоне и других. Широко известна музыкально-общественная деятельность В. Тонха. Он – организатор и художественный руководитель ряда крупных международных фестивалей в Москве, Екатеринбурге, Воронеже, Казани и других городах России.

    Слушательская аудитория В. Тонха постоянно расширяется благодаря его записям. Диск с записью «Семи Слов Христа» Софии Губайдулиной был удостоен одной из самых почетных наград в области звукозаписи - приза французского журнала «Диапазон» «Золотой диапазон».

    Ученики В. Тонха с успехом выступают в России и за рубежом, завоевывают награды на Всероссийских и Международных конкурсах, работают в ведущих вузах России и странах ближнего и дальнего зарубежья.

    Центральными российскими нотными издательствами опубликовано около двухсот произведений виолончельной и камерно-инструментальной музыки под редакцией В. Тонха.

    Павел Домбровский

    Павел Домбровский родился в 1982 году. Учился в Детской музыкальной школе №36 им. Стасова (класс фортепиано С.И.Курочкиной, класс композиции В.В.Фесенко).

    В 1999 году с отличием окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу им.Гнесиных (класс фортепиано профессора В.Б.Носиной, класс композиции В.Ф.Багрова), в 2004 - Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (класс профессора Л.Н. Наумова). В 2006 году завершил обучение в аспирантуре Московской консерватории (класс профессора А.Б.Диева).

    Лауреат IV международного конкурса имени В.Горовица (Киев, 2001, Вторая премия), V открытого конкурса музыкантов-исполнителей им. Н.Сабитова (Уфа, 2002, Первая премия), Международного конкурса Маргарет Лонг и Жака Тибо (Париж, 2004); дипломант XII международного конкурса им.П.И.Чайковского (Москва, 2002).

    Павел Домбровский выступал с концертами в городах России, Англии, Бельгии, Нидерландов, Германии, Италии, Польши, Франции, Украины и Киргизии.

    Московский виолончельный квартет

    МОСКОВСКИЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КВАРТЕТ был создан в 1993 году Народным артистом России, лауреатом Премии Москвы, профессором, заведующим кафедрой виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки имени Гнесиных Владимиром Тонха.

    Будучи единственным коллективом подобного рода, этот ансамбль сразу же привлек к себе внимание музыкальной общественности. Квартет выступает в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных, Музее музыкальной культуры имени Глинки, принимает участие в крупных фестивалях, в том числе регулярно – в фестивале современной музыки «Московская осень». Большим успехом у москвичей пользуется цикл концертов виолончельной музыки «Пять столетий», проходящий с 1994 года. Также коллектив – желанный гость фестивалей за рубежом: фестиваля виолончельной музыки в Бовэ (Франция), в Бохуме (Германия), Берлине и других.

    Репертуар Московского виолончельного квартета включает в себя произведения многих музыкальных эпох, от XIV века до наших дней и поражает разнообразием жанров. Программы включают произведения Г. Изака, Г. де Машо, Г. Дюфаи, А.Вивальди, Л.Боккерини, Ф.Куперена, И.С.Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта, И. Брамса, П. Чайковского, Д. Шостаковича, А. Шнитке и многих других авторов, а также джаз, аргентинское танго, народную музыку… Значительную часть репертуара квартета составляют транскрипции музыки разных эпох, созданные руководителем ансамбля Владимиром Тонха.

    Кроме того, создание виолончельного квартета стало хорошим стимулом к расширению виолончельного репертуара. За прошедшие годы для Московского виолончельного квартета было создано более 40 произведений. Их авторы - ведущие российские и зарубежные композиторы, среди которых – С. Губайдулина, Р. Леденев, Ю. Такахаши, Е. Подгайц, К. Волков, В. Калистратов, М. Броннер, Т. Сергеева, М. Гагнидзе и другие.

    В рецензиях на концерты квартета критики отмечают оригинальность исполнительских решений, новизну программ, неординарность их построения, высокое ансамблевое и индивидуальное мастерство участников. Разнообразие составов, в которых выступают музыканты (от одной до четырех и более виолончелей в сочетании с фортепиано, органом, голосом, духовыми инструментами), превращает эти концерты, по выражению одного из критиков, в увлекательные «виолончельные спектакли».

    Превосходная характеристика квартету была дана Мстиславом Ростроповичем: «Я очень хорошо знаю этот квартет, встречался с ним и в России, и во Франции. Это замечательный ансамбль с выдающейся деятельностью».

    Ирина Кривченко

    Ирина Кривченко окончила музыкальное училище города Владикавказа, Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс О.Д. Бошняковича) и ассистентуру-стажировку (класс А.А. Александрова) по классу «Специальное фортепиано».

    С 1987 года работает концертмейстером в Российской академии музыки имени Гнесиных в классе В.К. Тонха (виолончель) и в классе А.А. Федотова – В.Н.Пермякова (кларнет).

    С 2007 года работает концертмейстером в МССМШ имени Гнесиных в классе В.К.Тонха (виолончель) и в классе М.И.Безносова (кларнет).

    Дипломант всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Ветеран труда. Заслуженный деятель «Московского музыкального общества».