Венский альбом : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Венский альбом

    29 сентября 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Гайдн
    Симфония № 48 «Мария Терезия» (I часть)
    Моцарт
    Увертюра к опере «Волшебная флейта»
    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (I часть)
    Шуберт
    Симфония № 5 (I часть)
    Баркарола
    Серенада
    И. Штраус-сын
    Вальс «Венская кровь»

    6+

    Абонемент №204:

    Большая музыка – от Малого до Великого. Воскресные дневные концерты для всей семьи

    Наталия Панасюк

    Наталия Панасюк окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по специальности музыковед. Работу лектора-музыковеда в Московской филармонии она начала в 1984 году. За прошедшие годы она представила слушателям в различных филармонических залах более 10 абонементных циклов камерных и симфонических концертов, среди которых – «Войдем в мир музыки», «Его величество – Оркестр», «Большая музыка для маленьких», «Большая музыка — от малого до великого» и др.

    Программы с ее комментариями проходили в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале им. П. И. Чайковского, камерных залах Московской филармонии, а также в театре ЦДСА, Дворцах культуры и киноконцертных залах Москвы.

    Наталия Панасюк сотрудничала со Всесоюзным радио и является автором цикла передач «Судьба одного инструмента». Более 15 лет она проводит абонементные концерты Московского государственного симфонического оркестра для детей и юношества под руководством Дмитрия Орлова.

    Н. Панасюк интересно и доступно вводит юных слушателей в мир художественно-поэтических образов, рассказывает о композиторах, об истории создания произведений, о музыкальных инструментах и особенностях их звучания. Ведущей удается увлечь, заинтересовать, настроить начинающих любителей музыки, пробудить их внимание к исполняемому произведению.

    Наталия Панасюк удостоена почетного звания Заслуженная артистка РФ (1999), награждена медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010).

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. 

    Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди. 

    В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.

    Филипп Чижевский

    Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008). 

    В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011, режиссер – Алишер Хасанов) и «Королева фей» (Большой зал консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012, постановка Владимира Бочарова), «Сказки о солдате» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013, хореография Олега Глушкова), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015, режиссер-постановщик – Борис Юхананов, музыка Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017, автор идеи – Елена Ревич, постановка Бориса Юхананова) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018, режиссер-постановщик – Константин Богомолов).

    С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012). 

    В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщикаоперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X фестиваля VIVACELLO.

    С 2014 года– приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра (сезон 2014/15). Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019, режиссер-постановщик Филипп Григорьян), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021, режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). 

    В Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского руководит постановками опер «Кармен» Бизе и «Летучий голландец» Вагнера (режиссер-постановщик – Константин Богомолов, 2021, 2023). 

    Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, ГСО «Новая Россия», Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный академический камерный оркестр России, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Новый городской оркестр Токио и другие.

    Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло. 

    В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 2022-м удостоен «Золотой маски» за работу в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску».

    С 2011 года преподает в Московской консерватории. 

    Сергей Радченко

    Сергей Радченко родился в 1988 году в Брянске. Обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Алексея Мартынова) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). Завоевал первые премии на Открытом конкурсе юных вокалистов имени Ф. И. Шаляпина в Москве (2008) и Международном конкурсе вокалистов Бибигуль Тулегеновой в Астане (Казахстан, 2011), где получил также спецприз «За лучшее исполнение арии Моцарта». 

    В 2011–2014 гг. был участником Молодежной оперной программы Большого театра, на сцене которого дебютировал в «Волшебной флейте» Моцарта. В настоящее время – приглашенный солист театра, где исполняет партию Фомы Назарыча в опере «Садко» Римского-Корсакова. Также выступал на сцене ГАБТа в ролях Самозванца и Юродивого («Борис Годунов» Мусоргского), Дон Жуана («Каменный гость» Даргомыжского), Михайло Тучи, Лыкова («Псковитянка», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Альфреда («Летучая мышь» И. Штрауса), Церемониймейстера («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и многих других.

    В 2013 году проходил стажировку в Молодежной оперной программе Доминго – Карфица в Вашингтонской национальной опере. Исполнял партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) в Мариинском театре и театре Сан-Карло в Неаполе, Моцарта («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова) на фестивале в Люцерне, Гусара («Мавра» Стравинского) в Филармонии Брно. В Золотом зале венского Музикферайна участвовал в концертных исполнениях опер «Дон Кихот» Массне и «Ундина» Чайковского. 

    Принимал участие в исполнении «Маленькой торжественной мессы Россини» во Фрауэнкирхе в Дрездене, поэмы «Колокола» Рахманинова и Первой симфонии Скрябина в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, опер «Король Лир» Слонимского и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, Второй симфонии Мендельсона и «Коронационной кантаты» Глазунова в Концертном зале имени П. И. Чайковского, ораторий Генделя и Гайдна, Девятой симфонии Бетховена и оперы-оратории «Бабий Яр» Кривицкого в Большом зале Московской консерватории, Реквиема Моцарта в Тверской филармонии. В 2016 году исполнил вокальный цикл Бриттена «Озарения» в Соборе Богоматери в Антверпене. 

    Сотрудничал с Национальным филармоническим оркестром России (в 2012 году был стипендиатом фонда НФОР) и «Виртуозами Москвы», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, ГСО «Новая Россия», БСО имени П. И. Чайковского, оркестрами Московской филармонии и Министерства обороны РФ. Выступал с дирижерами Владимиром Федосеевым, Василием Синайским, Владимиром Спиваковым, Юрием Симоновым, Владимиром Юровским, Семёном Бычковым, Кристофером Мулдсом, Хансом-Кристофом Радеманом, Джанандреа Нозедой, Туганом Сохиевым, Феликсом Коробовым, Павлом Сорокиным, Филиппом Чижевским. Принимал участие в фестивалях «Орфео» в Випитено (Италия), «Киссингенское лето» в Бад-Киссингене, «Спасская башня», «Черешневый лес», «Владимир Спиваков приглашает...», оперном фестивале имени Ирины Архиповой, Рождественском фестивале духовной музыки в Московском международном Доме музыки, Шаляпинском фестивале в Казани, «Славянском базаре» в Витебске и других. 

    В 2018 году дебютировал в партии Германа («Пиковая дама» Чайковского) на Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи. В 2019 году принимал участие в премьерах опер «Русалка» Дворжака в Большом театре (Принц) и «Огненный ангел» Прокофьева в Римской опере (Агриппа), а также исполнил партию Пинкертона в опере «Мадам Баттерфляй» Пуччини в Савоне (режиссер – Рената Скотто), в 2020 году – партию Лыкова («Царская невеста») в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Пиковая дама» Чайковского (Чаплицкий) в миланском театре Ла Скала (дирижер – Валерий Гергиев) и «Мертвый город» Корнгольда (Пауль) в Мехико. 

    Сотрудничает с композитором Александрой Пахмутовой, первый исполнитель ее песни «Зачарованная даль». Записал вокальный цикл «Песни паладина» Георгия Дмитриева на стихи Блока (2009). Принимал участие в музыкальных телепрограммах.

    Татьяна Полянская

    Татьяна Полянская родилась в 1978 году в семье известных музыкантов. Окончила Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории (1997, класс фортепиано профессора А. И. Соболева), Московскую консерваторию (2002, классы профессоров В. В. Кастельского и А. А. Наседкина) и ассистентуру–стажировку (класс профессора А. А. Наседкина). В 2000 году она стала дипломантом Международного конкурса пианистов IblaGrandPrize в Рагузе (Италия).

    Татьяна Полянская начала концертную деятельность еще в студенческие годы, сотрудничая с Государственной академической симфонической капеллой России. В 1999-2003 годах она выступала в качестве солистки в гастрольных поездках в Италии, Хорватии, Словении и на Тайване. Пианистка принимала участие в Международном музыкальном Фестивале «Московская осень» и Международном музыкальном фестивале во Флоренции. Исполняла сольные концерты Шостаковича, Прокофьева и Чайковского с Московским симфоническим оркестром, Симфоническими оркестрами Новгородской и Тбилисской филармоний.

    В 2006 году Татьяна Полянская с большим успехом гастролировала в Великобритании с оркестром ГАСК России, а также выступала в Пекине и Шанхае.

    Совместно с оркестром ГАСК пианистка записала «Фантазии на темы Рябинина» Аренского (запись вошла в диск, выпущенный английской звукозаписывающей фирмой Chandos, посвященный произведениям этого композитора), а также Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Д. Шостаковича и его музыку к кинофильму «Приключения Корзинкиной».