«Щелкунчик» в 3D Мариинский театр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Щелкунчик» в 3D
    Мариинский театр

    8 января 2020

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Алина Сомова и Владимир Шкляров
    в балете Петра Чайковского «Щелкунчик»

    Либретто – Мариус Петипа по сказке Э. Т. А. Гофмана 

    Постановка Мариинского театра

    Хореография – Василий Вайнонен
    Художник-постановщик Симон Вирсаладзе

    Симфонический оркестр Мариинского театра
    Дирижёр Валерий Гергиев

    Продолжительность: 1 час 44 минуты

    6+

    Эта удивительная музыкальная феерия была записана компанией EuroArts в 3D формате. Инновационные 3D-технологии открывают совершенно новые перспективы, каждый зритель может увидеть балет с первого ряда и даже оказаться прямо на сцене среди главных персонажей. Знаменитый спектакль превращается в настоящую рождественскую сказку!
    Режиссёр Андреас Морелль создаёт поистине захватывающее зрелище.


    Написанная по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году. Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского. В спектакле, поставленном Фёдором Лопуховым, не было места безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.

    Автор рецензии: Ольга Макарова