Прямая трансляция из Большого театра России Модест Мусоргский «Хованщина» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля

    Прямая трансляция
    из Большого театра России
    Модест Мусоргский «Хованщина»

    26 ноября 2024

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Дирижёр – Валерий Гергиев

    Оркестровка – Дмитрий Шостакович

    Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев

    Режиссёр-постановщик – Леонид Баратов

    Художник-постановщик – Фёдор Федоровский

    Новая сценическая версия (2000) – Юрий Александров

    Художник по свету – Владимир Лукасевич

    Режиссёр – Юрий Лаптев

    Декорации и костюмы предоставлены Мариинским театром

    Действующие лица и исполнители:

    Князь Иван Хованский, начальник стрельцов – Михаил Петренко

    Князь Андрей Хованский, его сын – Сергей Скороходов

    Князь Василий Голицын – Евгений Акимов

    Боярин Шакловитый – Владислав Сулимский

    Досифей, глава раскольников – Владислав Попов

    Марфа – Юлия Маточкина

    Сусанна – Елена Зеленская

    Подъячий – Игорь Янулайтис

    Эмма, девушка из немецкой слободы – Анна Шаповалова

    Продолжительность: 4 часа 45 минут с двумя антрактами


    12+

    «Хованщина», несмотря на репутацию чрезвычайно сложного и протяженного сочинения с дробной композицией, к тому же неоконченного Мусоргским, имеет счастливую сценическую судьбу и привлекает звёздных исполнителей. За пультом Симфонического оркестра Большого театра – маэстро Валерий Гергиев.

    Сам композитор определил жанр своего грандиозного исторического произведения как народную музыкальную драму. Красной нитью в опере проходит тема «злосчастной Руси страдалицы»: в эпоху смуты и перемен русский народ оказывается раздираем необходимостью выбора своего пути, спором о старом и новом, и любой исход оказывается роковым.

    Премьера постановки в Мариинском театре состоялась 13 июля 1952 года.

    Возобновление – 1 мая 2000 года.

    Действие оперы Мусоргского начинается на следующий день после кровавого погрома. Под звуки идиллической картины рассвета над Москвой из сумерек постепенно проступают детали ошеломляюще красивого города: кресты на церквах, позолоченные купола, украшенные разноцветным орнаментом порталы храмов. Наконец, взгляд зрителей останавливается на каменном столбе посередине Красной площади, по четырем сторонам которого укреплены медные доски с какими-то гравированными надписями. Публика пока не знает, что это перечень имен «врагов государства», казненных в предыдущие три дня. Напомним, стрельцами были убиты те семейства, которые служили надежной опорой юного Петра.

    Мусоргский хорошо знал и чувствовал русскую старину, более того – он словно бы жил в ней. В отличие от других бытописателей он не только обращался к историческим сюжетам, но и задавался кардинальными проблемами историзма: народ и власть, религиозный фанатизм и деспотический царский суд, лицемерные речи и тайные расправы, кровавые жертвы «во имя общего блага». Оттого опера «Хованщина» сильна драматургически и вечно актуальна в этическом отношении.

    «Хованщина» Модеста Мусоргского – одна из величайших опер «золотого фонда» русского репертуара. При всем уважении к современным художникам театра, ищущим и рискующим, «Хованщина» – слишком московская, русская опера, чтобы менять историческую постановку. Ее нужно показывать, в том числе, молодёжи, которая должна видеть, как наши предшественники представляли себе оперный театр. «Хованщина», как и «Псковитянка», «Садко», «Руслан и Людмила» – это, прежде всего, работы великих русских художников, в первую очередь, Федора Федоровского и Константина Коровина. Постановка Мариинского театра, бережно хранимая с 1950-х годов на нашей сцене, не теряет значимости, актуальности и ощущения какого-то особого, трепетного подхода к каждому исполнению. «Хованщина» всегда была визитной карточкой Мариинского театра. В нашем спектакле мы ушли от ответа на вопрос «чья редакция лучше – Шостаковича или Римского-Корсакова». Шостакович сделал невероятную работу, при этом для меня было важно совершить максимум возможного для того, чтобы не выйти за рамки тех музыкальных идей, которые принадлежат самому Мусоргскому. Поэтому в конце в укрупнении повторяется главный мотив сожжения. Мне этот финал кажется достаточно убедительным. Оркестр – один из главных героев спектакля. Для меня звучание оркестра в финальной сцене гораздо важнее, чем страсти на сцене. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен «гореть» оркестр.

    Валерий Гергиев