Джузеппе Верди «Реквием» Оркестр и хор musicAeterna : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

К 110-летию Святослава Рихтера

  • LIVE

«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

К 110-летию Святослава Рихтера

  • LIVE
Закрыть

    Джузеппе Верди
    «Реквием»
    Оркестр и хор musicAeterna

    16 марта 2025, начало в 15:00

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Дирижёр – Теодор Курентзис

    Режиссёр – Франсуа-Рене Мартен

    Солисты: Зарина Абаева, Эв-Мод Юбо, Дмитро Попов, Тарек Назми

    Продолжительность: 1 час 33 минуты

    Италия, 2019

    12+

    Купить билеты

    В исполнении солистов, хора и оркестра musicAeterna Реквием Верди словно возвращается с концертной эстрады в храмовое пространство.

    Семь частей Реквиема становятся ступенями на пути к постижению таинства смерти, оперный характер оркестрового и вокального письма (композитор писал Реквием одновременно с «Аидой») обретает строгость католической традиции, а музыкальные образы ярости, отчаяния и бунта против неизбежного конца увенчиваются умиротворением.

    Самую известную траурную мессу после Реквиема Моцарта ещё в XIX столетии называли «оперой в церковных одеждах». Реквием Верди до сих пор звучит преимущественно в театральных и концертных залах. Однако сам автор предназначал это сочинение для исполнения в церкви, причём по особым поводам. В 1868 году спустя всего несколько дней после кончины Джоаккино Россини Верди предложил двенадцати итальянским композиторам написать 12 канонических частей заупокойной мессы и исполнить этот коллективный реквием в годовщину смерти Россини в церкви Сан Петронио в Болонье. Замысел, как известно, не был воплощён. Сам Верди написал финальную часть мессы Libera me, спустя год заявил, что напишет весь реквием целиком, но отложил работу на несколько лет. В 1873 году скончался писатель и поэт Алессандро Мандзони, и Верди решил посвятить Реквием ему. Согласно воле композитора премьера состоялась в годовщину смерти одного из лидеров итальянского Рисорджименто в церкви Сан Марко в Милане.

    Композитор ведёт слушателей от трагического пролога Requiem е Kyrie через картины страшного суда в самой крупной, состоящей из девяти разделов части Sequentia (Dies irae) к созерцательному Офферторию. Вслед за мощной жизнеутверждающей двойной фугой Sanctus звучит нежная лирика Agnus Dei и Lux aeterna. Верди напоминает о смятении и ужасе в заключительной части Libera me, но завершает Реквием прозрачным мажорным аккордом, буквально воплощающим lux perpetua – свет вечный.