Золотая маска в кино. Александра Урсуляк в пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Золотая маска в кино.
    Александра Урсуляк в пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана»

    15 ноября 2020

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Золотая маска в кино
    Александра Урсуляк в пьесе
    Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана»

    Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

    Режиссёр – Юрий Бутусов
    Музыкальный руководитель – Игорь Горский
    Хореограф – Николай Реутов

    Действующие лица и исполнители:
    Шен Те, Шуй Та – Александра Урсуляк
    Госпожа Янг – Вера Воронкова
    Янг Сун, безработный летчик – Александр Арсентьев
    Парикмахер Шу Фу – Андрей Сухов

    Запись спектакля, 2020 год

    Продолжительность: 3 часа 20 минут, включая один антракт

    16+

    Культовая пьеса Бертольта Брехта о цене добра и зла в постановке Юрия Бутусова, в которой Александра Урсуляк на разрыв аорты играет женщину и мужчину, поёт по-немецки, танцует, и её героиня изо всех сил старается остаться добрым человеком в озлобленном и равнодушном мире людей и богов. Поставив одну из самых сложных пьес Брехта в новом переводе Егора Перегудова, Юрий Бутусов словно вернул её к истокам: уйдя и от социалистического пафоса 40-х, и от диссидентского бунтарства постановки Таганки 60-х годов, он снова открыл в ней драматическую притчу о сущности человека.
    Спектакль лишён примет времени и места – это не китайский Сычуань, а просто богом заброшенная деревня на краю Вселенной, возможная в любой стране и в любом столетии. Это подчеркивает сценографию Александра Шишкина, который оставил сцену практически голой, лишь завалив её приметами человеческого быта: брошенными велосипедами, никуда не ведущими дверями, стульями, ящиками и голыми бесприютными деревьями. Впрочем, как выясняется, боги как раз этот уголок не забыли: однажды они, вернее она (трёх брехтовских богов играет одна хрупкая Анастасия Лебедева) спускается с небес и ищет помощи у смертных. Единственная, кто соглашается приютить её – нелепая безалаберная проститутка Шен Те (Александра Урсуляк). Божественная благодарность оборачивается неожиданными испытаниями для девушки, проявившей доброту. В финале спектакля мы увидим совсем иную героиню, не похожую на ту наивную и отзывчивую Шен Те. Перепробовав всё, даже превратившись в жестокого «кузена» Шуй Та, чтобы защитить себя, Шен Те будет яростно требовать от богов, чтобы они уничтожили всех злых людей и помогли добрым. Когда даже боги отворачиваются от Шен Те, единственные, у кого она ищет спасения – зрители в зале, в который она бросает последнее отчаянное «Помогите!». Но в зале к этому душераздирающему финалу уж точно должен найтись хотя бы один человек, сердце которого дрогнет, и он захочет протянуть героине руку помощи. Ведь, как писал Брехт, «мир больше не может оставаться таким, как есть, если в нём не найдётся хотя бы один добрый человек».


    Гениальный брехтовский сюжет о доброй Шен Те, которая придумала злого брата Шуи Та, чтобы защитить себя от бед, стал для режиссёра ещё одним поводом поговорить о мире, в котором добро и зло давно не различимы, в котором немощные боги (хрупкая богинька) раздавлены так же, как и люди, яростно кричащие о своей беде.
    В спектакле возникает мотив, который ему становится важен: только яростная, бесстрашная битва человека за самого себя в сумрачном, наползающем со всех сторон море бед, и есть смысл существования, по Бутусову. Так, по крайней мере, ведет себя главная героиня. Шен Те, добрый человек из Сезуана, в исполнении Александры Урсуляк.
    Раскованная, ничего не боящаяся, виртуозная в пластике и вокале, поющая зонги, точно она только что из Берлина, резко сменяющая маски и сквозь размазанный от слёз грим яростно глядящая прямо в зал, она – пульсирующее сердце всего этого сложного, без привычных для Бутусова аттракционов, спектакля.

    «Российская газета»

    Бутусов ставит именно притчу о мире, утратившем системы координат, и главное – в том, как это сделано. Как выглядит, звучит и дышит. Художник Александр Шишкин обнажает мрачные внутренности сценической коробки. Приглушает свет, выхватывая из мрака лишь отдельные детали и отдельных героев, отчего на происходящее ложится отсвет вселенской ночлежки, нашего горьковского «На дне». Проецирует на экран огромные портреты милых детишек-близнецов, ещё не ведающих о том, как им придется поделить в этом мире функции добра и зла. «Сажает» на сцене голые сухие деревья, не дающие зелени и тени.
    Партитура Пауля Дессау звучит вживую, она не только в зонгах, она насыщает действие тревожными звуками, почти лишенными гармонии. Зонги звучат на немецком языке, русский перевод бежит красной светящейся строкой перевода. И пока глаз ловит их прямое содержание, душа смущается от тоскливых и отчаянных звуков человеческих голосов.

    «Петербургский театральный журнал»

    Александра Урсуляк работает так, словно за последним словом в пьесе должна обрушиться на пол и умереть от изнеможения: полное физическое присутствие на сцене, отсутствие экономности, всё как в последний раз.

    Интернет-издание «Colta»

    Премия «Золотая Маска» 2014 года в номинации «Лучшая женская роль» (Александра Урсуляк)

    Номинации на премию «Золотая Маска»:
    • «Лучший спектакль в драме, большая форма»
    • «Лучшая работа режиссёра»
    • «Лучшая работа художника»
    • «Лучшая роль второго плана» (Александр Матросов)