Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
В продаже билеты на концерт Теодора Курентзиса и РНМСО 30 апреля 2025 года в Концертном зале Чайковского
15 ноября 2020
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаЗолотая маска в кино
Александра Урсуляк в пьесе
Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана»
Московский драматический
театр имени А. С. Пушкина
Режиссёр
– Юрий Бутусов
Музыкальный
руководитель – Игорь Горский
Хореограф
– Николай Реутов
Действующие
лица и исполнители:
Шен
Те, Шуй Та – Александра Урсуляк
Госпожа
Янг – Вера Воронкова
Янг
Сун, безработный летчик – Александр Арсентьев
Парикмахер
Шу Фу – Андрей Сухов
Запись спектакля, 2020 год
Продолжительность: 3 часа 20 минут, включая один антракт
Культовая пьеса Бертольта Брехта о цене
добра и зла в постановке Юрия Бутусова, в которой Александра Урсуляк на разрыв
аорты играет женщину и мужчину, поёт по-немецки, танцует, и её героиня изо всех
сил старается остаться добрым человеком в озлобленном и равнодушном мире людей
и богов. Поставив одну из самых
сложных пьес Брехта в новом переводе Егора Перегудова, Юрий Бутусов словно вернул её к
истокам: уйдя и от социалистического пафоса 40-х, и от диссидентского бунтарства
постановки Таганки 60-х годов, он снова открыл в ней драматическую притчу о
сущности человека.
Спектакль лишён примет времени и места –
это не китайский Сычуань, а просто богом заброшенная деревня на краю Вселенной,
возможная в любой стране и в любом столетии.
Это подчеркивает сценографию Александра Шишкина, который оставил сцену
практически голой, лишь завалив её приметами человеческого быта: брошенными
велосипедами, никуда не ведущими дверями, стульями, ящиками и голыми
бесприютными деревьями. Впрочем, как выясняется, боги как раз
этот уголок не забыли: однажды они, вернее она (трёх брехтовских богов играет
одна хрупкая Анастасия Лебедева) спускается с небес и ищет помощи у смертных.
Единственная, кто соглашается приютить её – нелепая безалаберная проститутка
Шен Те (Александра Урсуляк). Божественная благодарность оборачивается
неожиданными испытаниями для девушки, проявившей доброту. В финале спектакля мы
увидим совсем иную героиню, не похожую на ту наивную и отзывчивую Шен Те. Перепробовав всё, даже превратившись в жестокого «кузена» Шуй Та, чтобы защитить себя, Шен Те будет яростно требовать от богов, чтобы они уничтожили всех злых людей и помогли добрым. Когда даже боги отворачиваются от Шен Те, единственные, у кого она ищет спасения – зрители в зале, в который она бросает последнее отчаянное «Помогите!». Но в зале к этому
душераздирающему финалу уж точно должен найтись хотя бы один человек, сердце
которого дрогнет, и он захочет протянуть героине руку помощи. Ведь, как писал
Брехт, «мир больше не может оставаться таким, как есть, если в нём не найдётся
хотя бы один добрый человек».
Гениальный брехтовский сюжет о доброй
Шен Те, которая придумала злого брата Шуи Та, чтобы защитить себя от бед, стал
для режиссёра ещё одним поводом поговорить о мире, в котором добро и зло давно
не различимы, в котором немощные боги (хрупкая богинька) раздавлены так же, как
и люди, яростно кричащие о своей беде.
В спектакле возникает мотив, который ему
становится важен: только яростная, бесстрашная битва человека за самого себя в
сумрачном, наползающем со всех сторон море бед, и есть смысл существования, по
Бутусову. Так, по крайней мере, ведет себя главная героиня. Шен Те, добрый
человек из Сезуана, в исполнении Александры Урсуляк.
Раскованная, ничего не боящаяся,
виртуозная в пластике и вокале, поющая зонги, точно она только что из Берлина,
резко сменяющая маски и сквозь размазанный от слёз грим яростно глядящая прямо
в зал, она – пульсирующее сердце всего этого сложного, без привычных для
Бутусова аттракционов, спектакля.
«Российская газета»
Бутусов ставит именно притчу о мире,
утратившем системы координат, и главное – в том, как это сделано. Как выглядит,
звучит и дышит. Художник Александр Шишкин обнажает мрачные внутренности
сценической коробки. Приглушает свет, выхватывая из мрака лишь отдельные детали
и отдельных героев, отчего на происходящее ложится отсвет вселенской ночлежки,
нашего горьковского «На дне». Проецирует на экран огромные портреты милых детишек-близнецов,
ещё не ведающих о том, как им придется поделить в этом мире функции добра и
зла. «Сажает» на сцене голые сухие деревья, не дающие зелени и тени.
Партитура Пауля Дессау звучит вживую,
она не только в зонгах, она насыщает действие тревожными звуками, почти
лишенными гармонии. Зонги звучат на немецком языке, русский перевод бежит
красной светящейся строкой перевода. И пока глаз ловит их прямое содержание,
душа смущается от тоскливых и отчаянных звуков человеческих голосов.
«Петербургский театральный журнал»
Александра Урсуляк работает так, словно за последним словом в пьесе должна обрушиться на пол и умереть от изнеможения: полное физическое присутствие на сцене, отсутствие экономности, всё как в последний раз.
Интернет-издание «Colta»
Премия «Золотая Маска» 2014 года в номинации «Лучшая женская роль» (Александра Урсуляк)
Номинации на премию «Золотая Маска»:
•
«Лучший спектакль в драме, большая форма»
•
«Лучшая работа режиссёра»
•
«Лучшая работа художника»
•
«Лучшая роль второго плана»
(Александр Матросов)