Золотой фонд Мариинского театра Александр Бородин «Князь Игорь» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Золотой фонд Мариинского театра
    Александр Бородин
    «Князь Игорь»

    4 ноября 2020

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Золотой фонд Мариинского театра
    Александр Бородин
    «Князь Игорь»,
    опера в 4-х действиях с прологом

    Либретто композитора по древнерусскому эпосу
    «Слово о полку Игореве»

    Постановка Евгения Соковнина (1954)

    Художники: Нина Тихонова, Николай Мельников (1954)

    Половецкие пляски в постановке Михаила Фокина (1909)

    Действующие лица и исполнители:
    Игорь Святославич, князь Северский – Николай Путилин
    Ярославна, его жена – Галина Горчакова
    Владимир Игоревич, его сын – Евгений Акимов
    Владимир Ярославич, князь Галицкий – Сергей Алексашкин
    Кончак – Булат Минжилкиев
    Кончаковна – Ольга Бородина

    Хор, балет и оркестр Кировского (Мариинского) театра
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Новая версия 1997 года
    Режиссер новой версии – Иркин Габитов

    Художник новой версии – Вячеслав Окунев

    Продолжительность: 3 часа 30 минут, включая один антракт 15 минут

    12+

    В качестве основы для либретто оперы Бородин взял предложенный ему В.В. Стасовым сюжет эпического произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185–1187). Как вспоминал композитор, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы проникнуться духом древности, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники, исследования о половцах, музыку их потомков, былины.

    Опера создавалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина Александр Глазунов восстановил увертюру по памяти, дописал недостающие эпизоды на основе авторских эскизов, а инструментовку закончил Н. А. Римский-Корсаков. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

    В «Слове о полку Игореве» повествуется о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Будучи тщеславным, он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Памятник древней литературы страстно призывал русских князей к единению, осуждая распри. Композитор же подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его лирику и народно-эпические черты. В либретто оперы искусно переплетаются истории любви и верности, трусости и отваги, предательство соратников и благородство врагов.