Образовательные проекты : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 поступят в продажу 21 марта в 9:00
Абонементные книжки будут доступны 20 марта

Иоганн Себастьян Бах

1. Начало

Ему на роду было написано стать музыкантом: из пятидесяти с лишним родственников Баха мужского пола, которых он знал лично или заочно, музыкантами были почти все. Первые уроки музыки Бах получил от отца, а после смерти родителей продолжал музыкальное образование в доме старшего брата. С 15-летнего возраста начал работать певчим в Люнебурге, а в 18 лет получил первую серьезную должность органиста и руководителя хора при церкви в Арнштадте.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org 
Лектор: Валерий Сторожук

2. Первая ступень восхождения. Арнштадт

В 18-летнем возрасте Баха приняли на должность церковного органиста в Арнштадте. Музыка в церкви была важным элементом службы, однако не самым важным. Смысловым центром литургии была проповедь, основанная на текстах Священного Писания, приуроченных к данному воскресному празднику. С этими же текстами были связаны немецкие общинные песни, которые впоследствии получили название протестантских хоралов. Главной задачей Баха на этой должности было сочинение и исполнение на органе прелюдий к этим песням. Индивидуальность начинает проявляться не только в музыке, но и в характере, затрудняя общение с церковным начальством.

Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук

3. Короткая остановка в Мюльхаузене 

По сравнению с Арнштадтом Мюльхаузен был сравнительно большим городом с прочными музыкальными традициями. Так что если сюда приглашают 22-летнего музыканта, значит, что этот музыкант показал себя мастером. Работа церковного органиста ему уже знакома, жалованье позволяет создать семью. Частные заказы побуждают его обратиться к новому для себя жанру: церковной кантате. Среди мюльхаузенских кантат мы находим первый шедевр Баха: композицию для заупокойной службы "Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit" ("Божий срок — лучший срок")  на тексты из Священного Писания. 


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org 

Лектор: Валерий Сторожук

4. Загадка Токкаты ре минор

Токката ре минор — самое известное произведение Баха. Но был ли Бах его автором? Первые сомнения возникли более полувека назад. Сегодня авторство Баха можно считать окончательно опровергнутым. Более того: примерно сорок лет назад было высказано предположение, что перед нами органная обработка пьесы неизвестного автора, написанной для скрипки соло, и автор обработки также не известен. В последние годы были сделаны как минимум две попытки восстановить утраченный оригинал. Мы знакомим вас с версией английского скрипача Эндрю Манце.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук 

5. Становление индивидуальности

Через год после начала работы в Мюльхаузене Баха пригласили на должность придворного органиста в капелле веймарского герцога Вильгельма Эрнста. Статус и жалованье в этой должности были гораздо выше, чем у церковного органиста. Еще важнее было то, что Бах после освоения сложившейся национальной традиции окунулся здесь в атмосферу самых последних достижений музыкантов Италии и Франции. В столкновении этих двух полюсов рождается музыкальная индивидуальность Баха. Через несколько лет к обязанностям добавляется сочинение и исполнение кантат для богослужений в придворной церкви, и новые кантаты отличаются от мюльхаузенских столь же кардинально, как новые концертные органные композиции отличаются от прежних хоральных прелюдий.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org 

Лектор: Валерий Сторожук

6. Кетен

После служебного конфликта в Веймаре Бах перезжает в Кетен на должность придворного капельмейстера. Здесь он провел свои самые счастливые в творческом отношении годы. В Кетене он создал основную часть своих произведений для оркестра, камерного ансамбля и сольных инструментов. Здесь окончательно сформировалось важнейшее качество его музыкального языка, которое мы назовем интонационной концентрацией. Он приехал в Кетен мастером органной музыки и церковной кантаты. Он покинет Кетен в ранге мастера всех музыкальных жанров своего времени (за исключением оперы). 


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org 
Лектор: Валерий Сторожук

7. Первые годы в Лейпциге

Весной 1753 года магистрат Лейпцига утвердил Баха в должности городского Директора музыки. Он должен был обеспечивать музыкой богослужение в двух главных городских церквях: св. Фомы и св. Николая. Первые четыре года Бах не пишет почти ничего, кроме церковных кантат. Считается, что за эти годы он сочинил более двухсот композиций. При всем разнообразии и богатстве музыки этих кантат они производят впечатление предисловия к «Страстям по Матфею» — вершине баховского творчества и одной из вершин мировой музыки.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

8. «Страсти по Матфею»

Эта композиция, впервые исполненная 15 апреля 1729 года в церкви св. Фомы, по праву считается вершиной творчества Баха и одной из вершин мировой музыки. Бах использует здесь необычно масштабный состав исполнителей: два хора, два оркестра и примерно десять певцов-солистов. Он применяет самые современные музыкальные формы и выразительные средства. Подобной эмоциональной интенсивности немецкая церковная музыка еще никогда не знала. 

На самое значительное свое произведение Бах не получил никакого отклика. Городская газета не отметила даже факта исполнения. Это заставляет нас задуматься: не стало ли время «Страстей по Матфею»  еще одним рубежом в жизни Баха?


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

9. Рубеж и кризис

До рубежа 1720-1730-х годов творчество Баха развивается в русле самых современных тенденций музыкального искусства  —  разве что к опере он не обращается. Но с каждым годом после этого рубежа все заметнее ослабевает интерес современников к музыке Баха. Уже на раннем этапе эпохи немецкого Просвещения церковь и все связанное с ней искусство отходит в жизни общества на второй план. Бах чувствует, что его искусство перестает быть востребованным. Интенсивность его творчества для церкви резко снижается. На фоне новых тенденций развития музыки стиль Баха выглядит все более и более консервативным. Его эпоха уходит в прошлое, и он уходит вместе с ней. Через три поколения он вернется.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

10. Завершение пути

В последние годы своей жизни Бах все дальше отходит от тенденций новой музыки. То новое, что у него появляется, выглядит новым только по отношению к его собственному творчеству. Его последние произведения нацелены на решение самых сложных композиционных проблем. Таковы «Гольдберг-вариации» для клавира, таковы инструментальные циклы «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги».  Последняя композиция Баха, прелюдия "Vor deinen Thron tret' ich" на мелодию лютеровского хорала, почти символически замыкает круг его жизни.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

1. Начало

2. Первая ступень восхождения. Арнштадт

3. Короткая остановка в Мюльхаузене 

4. Загадка Токкаты ре минор

5. Становление индивидуальности

6. Кетен

7. Первые годы в Лейпциге

8. «Страсти по Матфею»

9. Рубеж и кризис

10. Завершение пути

Календарь
Обратная связь

Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.