Образовательные проекты : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 поступят в продажу 21 марта в 9:00
Абонементные книжки будут доступны 20 марта

Франц Шуберт

1. Детство и юность

Ранний австро-немецкий музыкальный романтизм формируется в атмосфере музыки Гайдна, Моцарта и Бетховена. Только Гайдн и Моцарт работали в эпоху великих надежд, а Бетховен  —  великих преобразований. Но после поражения Наполеона, после реставрации прежних монархий на всю Европу опускается тяжелая полоса реакции. И тяжелее всего эта реакция ощутима в Австрии, где Шуберту суждено было прожить всю свою жизнь. 

Первые уроки музыки Шуберт получил в семье от отца и старших братьев. Затем он поступил в императорский Конвикт, где готовили мальчиков-певчих для придворной капеллы. В 12-летнем возрасте попробовал свои силы в композиции. Первые его квартеты и симфонии явно ориентированы на образцы Гайдна и Моцарта, вплоть до невольных заимствований. К романтизму Шуберт выходит сначала в скромном жанре песни, и уже в 17 лет создает свой первый шедевр, «Маргариту за прялкой» на текст Гёте. После Шуберта песня станет для немецких музыкантов-романтиков одним из основных жанров.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук

2. Выход за рамки классицизма

После ухода из императорского Конвикта Шуберт становится помощником учителя в школе, где работал его отец. Эта работа тяготит его; пищу для ума и сердца он находит в музыке и в кругу верных друзей. Но этот круг замкнут в среде городского бюргерства, и только знакомство с певцом Михаэлем Фоглем открывает для молодого композитора музыкальные салоны Вены, а позже и других городов Австрии. В стилевом плане Шуберт примерно до 22 лет выглядит этаким «двуликим Янусом»:  его инструментальная музыка пока что не выходит за рамки традиций Гайдна и Моцарта, тогда как песни уже несут яркую романтическую окраску и совершенно самостоятельны. Но, начиная с «Фореллен-квинтета» (1819) Шуберт повернет к романтизму и инструментальную музыку.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук

3. Загадки «Неоконченной» симфонии

Трудно представить себе современный симфонический репертуар без этой симфонии Шуберта. Однако при жизни композитора о ее существовании знали, кроме него самого, только двое близких друзей. Симфония была впервые исполнена в Вене в 1865 году, спустя 37 лет после смерти Шуберта. Совершенно очевидно, что Шуберт не считал симфонию завершенной. До нас дошли наброски третьей части и финала, но он счел их неудачными и отказался от исполнения и публикации сочинения. 
Шуберт не был первым, кто испытал трудности в завершении инструментального цикла. Подобное мы видим в тех случаях, когда новаторский замысел порывает связи с традицией  —  вспомним хотя бы «Героическую» Бетховена. Так произошло и с «Неоконченной». У нее нет ни единой аналогии в творчестве венских классиков. Впервые и на самом высоком уровне инструментальная музыка выходит на сквозные проблемы романтического искусства: конфликт между Волей и Неизбежностью, между Стремлением и Судьбой.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук

4. Из молодости в бессмертие

С каждым новым произведением последних шести лет Шуберт поднимается на новую ступень даже по отношению к уже сделанному. Произведения появляются реже, но теперь они становятся вершинами музыкального романтизма и создают «систему координат» для двух последующих поколений австро-немецких романтиков. 
После «Неоконченной» симфонии в творчестве Шуберта отчетливо обозначаются две линии. Одна ведет к героике, другая к трагедии. Вершина первой  —  последняя симфония. Возникающий здесь образ далеких рыцарских времен становится одним из сквозных для всего австро-немецкого романтизма. Вторая линия ведет к вокальному циклу «Зимний путь», к последним песням на тексты Гейне и к предпоследнему струнному квартету. 
И есть у Шуберта произведение, в котором на самом высоком уровне сходятся все главные нити его позднего творчества: струнный квинтет до мажор. Осенью 1828 года Шуберт предложил его одному из венских издателей; предложение было отклонено. Через два месяца Шуберта не стало. На его надгробном камне выбиты слова одного из друзей, поэта Грильпарцера: «Музыка похоронила здесь свое богатое достояние, но еще более богатые надежды».  


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org 

Лектор: Валерий Сторожук  

1. Детство и юность

2. Выход за рамки классицизма

3. Загадки «Неоконченной» симфонии

4. Из молодости в бессмертие

Календарь
Обратная связь

Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.