Образовательные проекты : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Язык музыки. Гармония

  • LIVE
Закрыть

В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 в продаже
Абонемент № 29 поступит в продажу в июне

Йозеф Гайдн

1. Уход и возвращение

Для своих современников Гайдн был высочайшим авторитетом в вопросах музыки. Однако оценки романтиков уже окрашены иронией. А еще немногим позже Балакирев назовет Гайдна «гением мещанской музыки». Но сегодня Гайдн — один из самых исполняемых композиторов. Почему романтики 19 века «потеряли» Гайдна? Почему они не разглядели в нем личности гигантских творческих масштабов? Попытаемся хотя бы приблизительно понять личность композитора, глядя на его эпоху, на его жизненный путь и на его творчество.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

2. Начало пути

Ни у кого из великих композиторов биография не начиналась так скромно, как у Гайдна. О его детстве и юношестве мы знаем очень немного: родился в маленьком городе, в семье ремесленника, хорошие музыкальные данные помогли получить образование в капелле венского собора св.Стефана, после этого пять или шесть лет перебивался случайными заработками. Первую более или менее достойную работу получил у графа Фюрнберга, затем у графа Морцина, для капеллы которого сочинил свои первые симфонии. Решающим поворотом в его судьбе стало приглашение весной 1761 года на должность вице-капельмейстера при дворе князя Антона Эстергази. На службе у семейства Эстергази Гайдну было суждено проработать 30 лет и стать самым знаменитым композитором в Европе.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

3. Начало работы у Эстергази

«На моем примере юношество может научиться тому, что из ничего в конце концов может получиться нечто. Только я очень много и усердно работал». 
При дворе Эстергази на ответственности Гайдна  —  вся инструментальная музыка. Основная обязанность: сочинение, репетиции и исполнение музыки с придворным оркестром. В этот период центральным жанром у Гайдна становится симфония. Он был первым, кто угадал истинные перспективы жанра и первым дал образцы симфонии на будущее. В первый год работы у Эстергази он написал цикл из трех симфоний под названиями «Утро», «Полдень» и «Вечер». Собственно, именно с этого цикла и начинается современный симфонический репертуар.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

4. Новые стороны мира

В 1762 году преемником князя Антона Пауля Эстергази стал его младший брат Николаус, страстный любитель музыки. Первым делом он повысил Гайдну жалованье. Немногим позже он сделал Гайдна обер-капельмейстером и передал в его ведение всю придворную музыку: инструментальную, оперную и церковную. К середине 1760-х годов известность Гайдна далеко перешагнула границы княжеских владений. Пресса называет его «любимцем нации». Его считают бесспорным лидером немецкой инструментальной музыки. Кажется, ему не за что упрекнуть судьбу.

Но между 1768 и 1772 годом стиль Гайдна внезапно и резко уходит в область сумрачных драматических настроений. Появляется группа симфоний, написанных в минорных тональностях. Среди них — знаменитая  «Прощальная», необычная к тому же построением цикла. Эта симфония уже два с половиной столетия остается одним из центральных произведений концертного репертуара.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

5. Восхождение

После «великого романтического кризиса» рубежа 1760-1770-х годов стиль Гайдна, обогащенный новыми драматическими приемами, возвращается к ясности и оптимизму. Его известность перешагивает границы империи. Князь Николаус Эстергази старается обеспечить своему обер-капельмейстеру самые лучшие условия для творчества. В новом контракте 1779 года князь даже отказывается от исключительного права на сочинения Гайдна и разрешает композитору принимать любые заказы со стороны.

Самый престижный заказ Гайдн получил в 1784 году из Парижа: написать шесть симфоний для прославленного оркестра «Олимпийской ложи». Эти симфонии подняли европейский авторитет композитора на недосягаемую высоту. Темы становятся неповторимо индивидуальными, углубляется контраст между ними. Гайдн угадывает здесь для музыки необычайно далекую перспективу: симфонизацию народно-песенного и народно-танцевального материала. Для своего времени этот прием был далеко не бесспорный, но эстафету Гайдна в этом направлении подхватит Бетховен, а за ним — Шуберт, Глинка, Шопен, Брамс, Дворжак и Малер.

В истории музыки шесть «Парижских» симфоний Гайдна открывают этап зрелого венского музыкального классицизма.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

6. На вершине

Осенью 1790 года князь Антон Эстергази-младший, наследник Николауса, распорядился распустить капеллу. За Гайдном, однако, была формально сохранена должность придворного обер-капельмейстера, он продолжал получать высокое жалованье, к которому была добавлена солидная пенсия. Вскоре Гайдн переехал в Вену и почти сразу же получил предложение провести в Лондоне два концертных сезона в качестве дирижера симфонических концертов. 2-го января 1791 года лондонские газеты оповестили читателей о приезде «самого знаменитого в мире композитора». 


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

7. «Сотворение мира»

Из второй поездки в Лондон Гайдн привез замысел оратории «Сотворение мира». Импульсом к созданию произведения было знакомство с ораториями Генделя, а основой текста либретто стала библейская «Книга Бытия» и знаменитая поэма Джона Милтона «Потерянный рай». В конце 1795 года легли на бумагу первые нотные строчки. Работа шла необычно долго: первое исполнение прошло весной 1798 года в венском дворце графа Фюрстенберга. Спустя год состоялся открытый концерт с участием огромного хора и оркестра; Гайдн сам дирижировал исполнением. Никогда еще Вена не слышала таких аплодисментов, как в этот вечер 19 марта 1799 года.

В истории музыки не найдется произведения, равного «Сотворению» по безграничному разнообразию и яркости музыкальных картин, созданных с такой первозданностью, которая не уступает первозданности библейского текста. Значение этой оратории намного перерастает рамки собственно музыкального события: это художественный образ идеального мира, созданный гениальным мастером. Перед нами завещание эпохи Просвещения всем последующим поколениям.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org  
Лектор: Валерий Сторожук

1. Уход и возвращение

2. Начало пути

3. Начало работы у Эстергази

4. Новые стороны мира

5. Восхождение

6. На вершине

7. «Сотворение мира»

Календарь
Обратная связь

Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.