После «великого романтического кризиса» рубежа 1760-1770-х годов стиль Гайдна, обогащенный новыми драматическими приемами, возвращается к ясности и оптимизму. Его известность перешагивает границы империи. Князь Николаус Эстергази старается обеспечить своему обер-капельмейстеру самые лучшие условия для творчества. В новом контракте 1779 года князь даже отказывается от исключительного права на сочинения Гайдна и разрешает композитору принимать любые заказы со стороны.
Самый престижный заказ Гайдн получил в 1784 году из Парижа: написать шесть симфоний для прославленного оркестра «Олимпийской ложи». Эти симфонии подняли европейский авторитет композитора на недосягаемую высоту. Темы становятся неповторимо индивидуальными, углубляется контраст между ними. Гайдн угадывает здесь для музыки необычайно далекую перспективу: симфонизацию народно-песенного и народно-танцевального материала. Для своего времени этот прием был далеко не бесспорный, но эстафету Гайдна в этом направлении подхватит Бетховен, а за ним — Шуберт, Глинка, Шопен, Брамс, Дворжак и Малер.
В истории музыки шесть «Парижских» симфоний Гайдна открывают этап зрелого венского музыкального классицизма.
Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук