Цикл Musica sacra nova завершается концертом памяти Софии Губайдулиной
Московская филармония и Фонд Николая Каретникова завершают третий сезон абонемента Musica sacra nova; его тема – «Назад к авангарду вперед». 21 мая в Зале Чайковского сочинения Денисова, Уствольской, Пярта, Губайдулиной исполнят Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Филиппа Чижевского, Госкапелла России имени А. А. Юрлова, Сергей Каспров (фортепиано) и Анатолий Васильев (чтец). Вечер посвящается памяти Софии Губайдулиной.
«"Колокола в тумане" – оркестровая версия моей фортепианной пьесы "Знаки на белом", – рассказывал Эдисон Денисов. – Идея расщепления звука и идея гетерофонии, которая была намечена в фортепианной пьесе, здесь реализованы гораздо более полно, потому что уже я оперировал большим количеством оркестровых красок. Здесь намного важнее оказалась идея колокольности, которая в фортепианном варианте была только намечена, а здесь колокольные краски – это всё».
Третья симфония Уствольской написана для пяти гобоев, тромбона, трех туб, пяти контрабасов, фортепиано, трех барабанов – двух больших и одного малого – и голоса. Молитвенное слово в симфониях Уствольской несет духовную идею, и нюансам его произнесения композитор уделяет особое внимание. В исполнении симфонии участвует выдающийся театральный режиссер и педагог Анатолий Васильев.
Credo Пярта – небольшая по длительности кантата для фортепиано, смешанного хора и большого оркестра, появление которой вызвало скандал: произведение было фактически запрещено. Причиной столь бурной реакции стал текст из Нагорной проповеди, положенный в его основу: «Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому». С созданием Credo завершился авангардный период в творчестве Пярта, после чего композитор замолчал на 8 лет.
«Персонажами моего сочинения "Свет конца" его стали два типа слышания, два типа экспрессии мелодических фраз, состоящих из темперированно настроенных звуков и натуральных звуков, – рассказывала София Губайдулина. – Заканчивает пьесу эпизод, преодолевающий этот конфликт: натуральные звуки валторн и тромбонов образуют аккорд из абсолютно чистых натуральных звуков. Их сменяют пассажи из натуральных флажолетов у всех струнных – бескомпромиссно чистый аккорд, светлая, непротиворечивая чистота».