Цикл «Весь Стравинский» завершит опера-оратория «Царь Эдип»
15 мая в Зале Чайковского завершаетcя третий сезон цикла «Весь Стравинский». Два шедевра «неоклассического» периода – Концерт для фортепиано и духовых и оперу-ораторию «Царь Эдип» – представят Российский национальный молодежный симфонический оркестр и хоровая капелла России имени А. А. Юрлова под управлением Фёдора Леднёва, пианист Юрий Фаворин и певцы Наталья Буклага, Игорь Морозов, Михаил Нор, Данил Князев, Годердзи Джанелидзе. В роли чтеца – артист театра и кино Авангард Леонтьев.
Начало «неоклассического» периода в творчестве Стравинского принято отсчитывать от появления Октета для духовых. Его премьера в октябре 1923-го повергла публику в недоумение – так, Сергей Прокофьев шутил по поводу «обцарапанного Баха» и «бахизмов с фальшивизмами». Между тем гораздо ближе к Баху и его эпохе – следующее сочинение Стравинского, Концерт для фортепиано и духовых (1924), украшающий нынешнюю программу. Как указывает биограф композитора Светлана Савенко, «в первой части присутствуют черты французской увертюры времен барокко: торжественное медленное вступление сменяется быстрой частью, похожей на токкату, а в конце вновь возвращается медленная музыка. Стравинский... свободно пользуется старинным прототипом, насыщая музыку характерной ритмической энергией, острыми гармониями и "джазовыми" синкопами. Фортепиано трактовано... почти как ударный инструмент». Сольную партию на премьере Стравинский исполнил сам, начав карьеру концертирующего пианиста в сорок с лишним лет.
Несмотря на высокие музыкальные достоинства, Фортепианный концерт исполняется не слишком часто. Более известно следующее крупное сочинение Стравинского – опера-оратория «Царь Эдип», яркое свидетельство многоликости композитора: у сочинения нет практически ничего общего не только с ранними балетами, но и со «Свадебкой» и «Маврой», созданными всего несколькими годами ранее. Для Стравинского «Эдип» был закономерным этапом освоения существующих моделей – в данном случае ораторий Генделя и «Страстей» Баха. Замысел «Царя Эдипа» возник в 1926 году – поиск сюжета композитор начал с идеи «сочинить оперу на латыни на тему трагедии из античного мира, с которой знаком каждый». «Царь Эдип» Софокла был выбран Стравинским в содружестве с поэтом и драматургом Жаном Кокто; в созданном им либретто выделяется роль чтеца, который пересказывает содержание оставшихся за кадром эпизодов и комментирует происходящее. Поначалу «Эдип» не имел успеха и лишь позже был оценен как один из шедевров Стравинского и как классическая опера ХХ века – в том числе и в нашей стране.