«Мессия» Генделя прозвучит под управлением Филиппа Чижевского
27 апреля – неделю спустя после православной и католической Пасхи – в Зале Чайковского прозвучит величественная оратория Генделя «Мессия». Дирижер Филипп Чижевский встанет за пульт двух возглавляемых им коллективов – Государственного академического камерного оркестра России и ансамбля Questa Musica. Сольные партии исполнят известные солисты российских и зарубежных театров – Надежда Павлова, Надежда Карязина, Ярослав Абаимов и Игорь Подоплелов.
В репертуаре ансамбля Questa Musica «Мессия» – одно из ключевых произведений, которое музыканты исполняют более десяти лет на разных сценах Москвы и других городов страны. Музыке барокко отдает должное и Государственный академический камерный оркестр России, регулярно представляющий слушателям шедевры духовной музыки: в сезоне 2024/25 прозвучали «Сотворение мира» Гайдна, «Рождественская оратория» Баха и «Страсти по Брокесу» Генделя.
Украшением вечера станет участие Надежды Карязиной, солистки Цюрихской оперы, недавно получившей премию Герберта фон Караяна после триумфального дебюта на Зальцбургском Пасхальном фестивале в опере «Хованщина» Мусоргского (режиссер – Саймон Макбёрни). Не менее востребована певица Надежда Павлова, несколько месяцев назад блистательно выступившая в «Ариадне на Наксосе» Р. Штрауса в Гамбургской опере (режиссер – Дмитрий Черняков). Ярославу Абаимову в «Евгении Онегине» Чайковского в сезоне 2024/25 аплодировала публика миланского Ла Скала (режиссер – Марио Мартоне), а Игорь Подоплелов показал вокальное мастерство в«Летучем голландце» Вагнера в Московском театре «Новая Опера» имени Е. В. Колобова (режиссер – Константин Богомолов).
Оратория «Мессия» впервые прозвучала 13 апреля 1742 года в Дублине и стала безусловным триумфом композитора. «Замысел "Мессии" колоссален без всякого преувеличения: по существу, это вся история человечества и его искупления, – рассказывает музыковед Сергей Ходнев. – Все то, что мы знаем о Генделе, все то, что мы слышим в его музыке, заставляет предположить, что для него чаемый конец мира не связывался с идеей затмевающего все безжалостного правосудия. В огромном хоровом финале "Мессии" Христос является не как грозный Судия, но как прославляемый Агнец. Созданный Генделем эпос о кротости, одолевающей вселенскую тьму, о свете, побеждающем мрачную земную бессмыслицу, призван нести надежду и утешение».