Абонемент «Весь Стравинский» продолжит «Свадебка» под управлением Филиппа Чижевского / Новости : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

К 110-летию Святослава Рихтера

  • LIVE

«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

К 110-летию Святослава Рихтера

  • LIVE
Закрыть
2025-02-14

Абонемент «Весь Стравинский» продолжит «Свадебка» под управлением Филиппа Чижевского

Продолжается третий сезон цикла «Весь Стравинский». 20 февраля в Зале Чайковского прозвучат два этапных произведения – «Свадебка» и Октет для духовых. В программе также – две версии цикла «Подблюдные» и три духовных хора. Сочинения исполнят певцы Анжелика Минасова, Юлия Вакула, Алексей Татаринцев, Николай Диденко, пианисты Михаил Турпанов, Сергей Каспров, Алексей Мельников, Арсений Тарасевич-Николаев, солисты Российского национального молодежного симфонического оркестра и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.

Премьера «Свадебки» прошла в 1923-м, но работа над ней началась еще в 1914-м, когда был начат и закончен клавир. Лишь через три года была готова первая версия партитуры для большого оркестра с двумя арфами, цимбалами, клавесином и фортепиано. Еще через два появилась вторая, и только в 1921 году был найден окончательный состав – четыре фортепиано и ударные. Музыка «Свадебки», представляющей свадебный обряд и основанной на подлинных фольклорных текстах, практически не содержит цитат и при этом зачастую звучит как подлинно народная. «Свадебка» стала одной из самых авангардных партитур своего времени, оказавшей влияние на несколько поколений композиторов вплоть до наших дней. Немало общего со «Свадебкой» у вокального цикла «Подблюдные», который будет представлен в двух версиях.

В свою очередь, Октет, положивший начало почти тридцатилетнему периоду в творчестве Стравинского, по словам композитора, явился ему во сне: «Мне приснилось, что я нахожусь в маленькой комнате, окруженный небольшой группой инструменталистов, играющих какую-то весьма привлекательную музыку. Я не узнал ее, хотя напряженно вслушивался, и на следующий день не мог вспомнить ни одной детали, но я хорошо помню, что меня заинтересовало во сне – количество музыкантов... Я проснулся в огромном восторге и на следующее утро принялся сочинять Октет, о котором накануне и не помышлял». Если восемь премьерных представлений «Свадебки» в июне 1923 года прошли с невероятным успехом, то премьера Октета четыре месяца спустя повергла публику в недоумение. Аарон Копланд позже вспоминал: «Каждый задавал себе вопрос: почему Стравинский должен был заменить свой русский облик мешаниной из творческих манер, типичных для XVIII века?»

Действительно, и характер музыки, и ее тембровая сфера напоминают о сонатных циклах Моцарта и Гайдна, также написанных для ансамблей духовых; впрочем, голос Стравинского в Октете гораздо отчетливее. Вслед за Октетом были созданы Концерт для фортепиано и духовых и опера-оратория «Царь Эдип», которые прозвучат в следующей программе абонемента. Этих произведений, и в том числе Октета, касается знаменитое заявление Стравинского: «Музыка новых сочинений с ног до головы – чистая музыка. Это музыка сухая, холодная, ясная и пенистая, как шампанское. Кончилось время, когда я старался обогатить музыку, теперь я хочу строить ее».

Календарь
Обратная связь

Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.