В Зале Чайковского состоялась мировая премьера «Скрипичного концерта» Владимира Горлинского
Московская филармония продолжает цикл «Другое пространство. Continuo»: 2 февраля прозвучали сочинения Берга, Вареза, Ф. Караева. Событием вечера стала мировая премьера «Скрипичного концерта» Владимира Горлинского, которую представили Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Фёдора Леднёва, cолисты Даниил Коган (скрипка), Ольга Россини (сопрано) и вокальный ансамбль Intrada. Сочинение получило высокую оценку широкой публики и представителей экспертного сообщества – композиторов, искусствоведов, критиков; здесь – фрагменты наиболее ярких отзывов.
«Искусство – путь в таинственное запределье. Вряд ли возможно это сформулировать, но всегда узнаешь, когда попал туда... После премьеры "Скрипичного концерта" Владимира Горлинского публика буквально орала в голос под долгие стоячие овации. И вроде бы не первый раз оркестр отправляется куда-то бродить со сцены... Но причина столь ошеломляющего успеха не только в перемещениях, и здесь трудно подобрать слова. При переходе в средний период творчества у композиторов нередко случается откат в сторону большого стиля, классиков и заигрывания с публикой... А здесь произошло какое-то чудо – музыкальных открытий в гениальном избытке, на каждой минуте звучания. Это золотая середина, в которую почти невозможно попасть и которая может обеспечить сочинению успех на века. Поэтому мне кажется, что вчера мы присутствовали на историческом событии... Я часто думал, что чувствовали слушатели, попав на первое исполнение, скажем, 1-й скрипичной сонаты Прокофьева в исполнении Ойстраха. Теперь я, кажется, знаю ответ – невероятное счастье» (Михаил Пучков, композитор, медиахудожник)
«Владимир Горлинский написал прекрасное – "Скрипичный концерт". Вчера было чудо, чудо с точки зрения звука, концепции, заложенной в произведение композитором, чудо с точки зрения всех исполнителей и мощного состава. Так в процессе всех исполнителей перемещать во всему залу – мало кто умеет. Зрители же бесконечно оказывались около тех или иных инструментов, и точно это был какой-то фантастический звуковой купол... Московская филармония – наш ледокол, наша ракета, площадка, которая не боится идти на подобные эксперименты. Но мы же с вами понимаем, что это в чистом виде просветительская деятельность. Это крайне сложный и, думаю, дорогой в производстве концерт с блестящим составом. Филармония – моя любовь и уже мой родной дом. Весь состав вчера – это редкость и счастье вот так собрать всех вместе. Конечно, концерта не было бы без Фёдора Леднёва... Знаю, что он скромен, что не любит интервью и публичность, возможно, поэтому, есть еще люди, которые не поняли масштаб этого человека! Вчера было оглушительно круто» (Ксения Ламшина, руководитель «Радио "Культура"»)
«Сегодня я была на/в Другом пространстве. Пожалуй, это одно из двух ярчайших впечатлений начавшегося года... сложно, насыщенно и абсолютно всеобъемлюще. Особенно ярко – "Скрипичный концерт" Горлинского. В какой то момент я поймала себя на устойчивой мысли, что я не хочу, чтобы ЭТО заканчивалось. ЭТО должно длиться вечно. И я даже не знаю, что именно: звучание всего зала Чайковского, где распределенные звучания и вибрации позволяли почувствовать себя внутри оркестра, внутри самой музыки; игра с восприятием, где богатство и территориальная распределенность звуковых впечатлений постоянно требовали визуального воплощения, а глаза не всегда могли определить и найти источник звука; медитативная насыщенность и полотно самого звука, уносящая отголосками одновременно в прошлое и будущее, – время остановилось, и этот "миг" был воплощенная вечность. Быть свидетелем этого чуда – счастье. Отдельное спасибо, как всегда, Ярославу Тимофееву, за самые точные слова, за умение направить взгляд слух в самую суть и связывание всех нитей в одно полотно смысла» (Анна Хопта, художник)
«Как человек не искушенный в музыке, не думала, что на концерте Московской филармонии мы услышим такие (спойлер мощнейшие) эксперименты! Минутный шок сменился открытостью и благоговением еще и благодаря ведущему концерта, проводнику – музыковеду Ярославу Тимофееву, который перед каждым произведением обьяснял, погружал нас в контекст. Отдельное внимание дирижеру Фёдору Леднёву – казалось, музыка проходит через все его тело к кончику палочки, чтобы вложить эти звуки в инструменты... на десерт нам приготовили мировую премьеру сочинения "Скрипичный концерт" Владимира Горлинского – и это был целый перформанс, который описывать не вижу смысла. Никакой текст не передаст услышанное и увиденное. На протяжении всего концерта чувствовался трепет зала, где сегодня собралось много профессионалов, знатоков и ценителей. Давненько, пожалуй, я не слышала такого долгого восторженного рева и таких долгих аплодисментов. Очень рада, что этот вечер случился с нами, всем причастным большое спасибо!» (Александра Пупшева, искусствовед, продюсер выставочных проектов)
«Несколько быстрых мыслей о "Скрипичном концерте" Горлинского... Есть чья-то хорошая формула: авангард – искусство избытка. Она здесь в должной степени уместна. Горлинский этим избытком жонглирует с магическим изяществом. Даже сложно сразу сказать, кто еще из нынешних героев первого плана настолько же уверенно и мастерски с ним справится, если ему доверить. Не всякий композитор вытянет крупную симфоническую форму такого уровня. У Горлинского, видимо, моцартовский тип таланта. Обилие идей, форма как череда аттракционов и способность (в самом деле редкая) сделать музыку, которую и знатоки, и сравнительно широкая публика оценят одинаково высоко, хотя и по разным причинам. Конечно, все прежде всего запомнят внешний карнавал с перемещениями музыкантов и т. д. Но музыка под этой поверхностью существует, она сочинена, не забыта, пространственные концепты скрывают не отсутствие хороших нот, а их наличие. Музыка всю дорогу предельно светлая (даже в более темных по колориту местах) и газообразная, с искрами и пузырьками.
За четыре года это уже как минимум третья премьера в КЗЧ, где музыканты сходят со сцены и гуляют по залу. С одной стороны, не пора ли придумать что-то еще? (Выйти на улицу к качелькам? Играть в метро и транслировать в зал?) С другой стороны, Горлинский придумал знакомому перформансу новую мотивировку, вытекающую как раз из жанра концерта. Скрипачи рассредотачиваются по залу и в какой-то момент становятся коллективным солистом. Если бы они сидели на сцене в обычной позиции, идея бы не сработала – их надо было именно отделить друг от друга, оставить каждого наедине с собой (=соло) и сфокусировать на них внимание публики перемещениями по залу. Оркестранты могут гулять с разными целями – здесь есть резерв смысловой емкости. Пространственный полет звука по проходам зала, овнешненный движениями скрипачей – тоже хорошая идея. Траектории полета звука, на самом деле, редко работают в должной степени, а здесь было прямо наглядно и повторено пару раз для тех, кто не сразу понял. Резюме: вещь мощная и горячо рекомендуемая к прослушиванию. Если пропустили сегодня, наверстайте» (Антон Светличный, композитор, лектор, музыкальный критик).