Никола Луизотти родился в 1961 году в Виареджо (провинция Лукка,
Италия). Он начал занятия музыкой в раннем детстве с уроков игры на
церковном органе, а к 11 годам уже был руководителем церковного хора.
Позже стал заниматься на фортепиано, затем композицией, игрой на трубе и
вокалом. Завершив образование, он начал работать в Милане в качестве
пианиста-репетитора в театре La Scala и — параллельно — во Флоренции в
качестве участника хора Maggio Musicale. В дальнейшем он был ассистентом
у таких маэстро, как Лорин Маазель и Риккардо Мути в La Scala. Первой
самостоятельной должностью стала позиция главного хормейстера в театре
La Fenice в Венеции.
Начало дирижерской карьеры Николы Луизотти в
Италии относится к 2000 году. Его международный дебют состоялся спустя
два года: в 2002 он продирижировал постановкой «Трубадура» в оперном
театре Штутгарта и получил похвальные отзывы критиков. Уже через
несколько недель ему был предложен дебютный ангажемент в Парижской
опере. Затем последовали приглашения от Канадской оперной компании
(«Бал-маскарад», 2003), театра Карло Феличе в Генуе («Путешествие в
Реймс» Россини, 2003 и «Симон Бокканегра», 2004), Баварской
Государственной оперы в Мюнхене («Тоска», 2004).
Луизотти
дирижировал в большинстве ведущих оперных театров мира, включая Covent
Garden, La Scala, Teatro Comunale в Болонье, Метрополитен-опера,
Франкфуртскую оперу, театр Ля Фениче в Венеции, Semperoper в Дрездене,
Венскую Staatsoper, мадридский Teatro Real, Лос-Анджелесскую оперу и
оперу Сиэтла. Дебют маэстро в Японии состоялся в знаменитом Suntory
Hall, где он продирижировал «Тоской», а позже «Турандот», «Богемой»,
«Дон Жуаном», «Свадьбой «Фигаро» и «Так поступают все».
Широко
известный и как симфонический дирижер, Никола Луизотти стоял за пультом
многих знаменитых оркестров. Среди них Берлинский филармонический,
филармонический оркестр La Scala, Orchestre de Paris, Лондонский
филармонический, оркестры Академии Санта Чечилия в Риме, радио Италии в
Турине (RAI), франкфуртской Alte Oper, Баварского радио, Будапештского
радио, Гамбургской филармонии, токийский NHK, Токийский симфонический,
оркестр Дрезденской Штаатскапеллы, Национальный симфонический оркестр
Испании, Российский национальный оркестр, оркестр Загребской филармонии.
В США Луизотти выступал с симфоническими оркестрами Филадельфии,
Кливленда, Сан-Франциско и Атланты. С 2009 по 2012 гг. был главным
приглашённым дирижёром Токийского симфонического оркестра.
В 2008 году он дирижировал концертами во время Олимпийских игр в Пекине.
В
мае 2011 маэстро дебютировал в театре La Scala в новой постановке
«Аттилы» (режиссер Габриэле Лавиа, копродукция с оперой Сан-Франциско,
где спектакль был поставлен в 2012). Он также провел спектакли к
100-летию первой постановки оперы «Девушка с Запада» Пуччини в
Метрополитен-опера и был награжден Премией Пуччини от Фонда фестиваля
Дж. Пуччини.
Дискография дирижера включает запись «Стифелио»
Верди и дуэтов в исполнении Анны Нетребко и Роландо Виллазона на
Deutsche Grammophon, DVD-запись «Богемы» из Метрополитен-опера, с
Анжелой Георгиу и Рамоном Варгасом в главных партиях (EMI) и запись
«Девушки с Запада» из этого же театра, к 100-летию премьеры
(Grammophon).
Дебют Луизотти в Опере Сан-Франциско состоялся в
2005 году: он продирижировал оперой «Сила судьбы». О назначении его на
пост музыкального директора театра было объявлено в 2007 году; Луизотти
стал третьим музыкальным руководителем театра после Джона Притчарда и
Дональда Ранниклса.
Генеральный директор Оперы Сан-Франциско
Дэвид Гокли отмечает, что Никола Луизотти приглашён с целью
восстановления основного итальянского репертуара труппы, преобладавшего в
первые годы существования этого прославленного театра, основанного в
1923 году американцами итальянского происхождения (первым главным
дирижёром был Гаэтано Мелора). Начиная с 2009 года, в театре под
руководством Луизотти ставятся
3 – 4 итальянские оперы, среди
которых обязательно должна быть и одна неитальянская. В своём
инагурационном сезоне Луизотти дирижировал «Трубадуром», «Саломеей»,
«Отелло», а летом 2010 — «Девушкой с Запада». В следующих сезонах —
операми «Богема», «Аида», «Свадьба Фигаро», «Мадам Баттерфляй»,
«Турандот», «Кармен», «Аттила», «Риголетто», а из неитальянского
репертуара — «Свадьбой Фигаро», «Дон Жуаном», «Кармен», «Лоэнгрином» и
«Так поступают все».
С февраля 2012 года Никола Луизотти —
музыкальный директор Teatro di San Carlo в Неаполе. За прошедший год он
дирижировал двумя произведениями Верди: оперой «Разбойники» и Реквиемом.
В марте 2013 года артистический директор театра Винченцо ди Виво сказал
о Луизотти: «Его сердце принадлежит прошлому, но мысль — будущему».
Помимо
этого, в нынешнем сезоне маэстро возвращается в миланский La Scala и
Covent Garden с «Набукко» (новый совместный проект обоих театров), а как
симфонический дирижер выступает с оркестрами Filarmonica della Scala,
Orchestre de Paris, Академии Санта Чечилия в Риме и оркестром Оперы
Сан-Франциско. Программы концертов включают такие шедевры, как 3-я
симфония Прокофьева, 4-я Чайковского, 2-я Бетховена и 3-я Брамса.