В продаже абонемент Musica sacra nova
9 марта 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаБонончини
Ария Гуальтьеро (“Cara sposa…”) из оперы «Гризельда»
Абонемент №5:
Звёзды мировой оперы в Москве
Уроженец Сиднея, Дэвид Хансен обучался вокалу в Сиднейской консерватории, брал уроки у Джеймса Боумена, Дэвида Харпера и Грэма Пуши. Дебютировал на оперной сцене в постановке «Дидоны и Энея» Перселла на фестивале в Экс-ан-Провансе (2004), вскоре впервые выступил в Великобритании с Шотландским камерным оркестром под руководством Эмманюэль Аим и принял участие в постановке оперы «Фернандо» Генделя на фестивале в Сполето (Италия) с оркестром Il Complesso Barocco под управлением Алана Кертиса.
Среди дальнейших оперных ангажементов певца – партии Бертаридо («Роделинда» Генделя в Опере Бильбао), Тринкуло («Буря» Адеса в Опере Санта Фе, премьера в США), Юлия Цезаря (одноименная опера Генделя в венском Театре ан дер Вин, Норвежской опере и севильском Театре Маэстранса), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта в Театре Верди в Сассари), участие в постановках опер «Орфей» Монтеверди в Берлинской Государственной опере, «Парис» Бонтемпи на Фестивале старинной музыки в Инсбруке, серенады Хассе «Пирам и Фисба» на Музыкальном фестивале в Потсдаме и др. Хансен работает с такими известными режиссерами, как Стефан Херхайм, Джонатан Кент, Барри Коски, Кристоф Лой, Кэти Митчелл, дирижерами Ринальдо Алессандрини, Андреасом Шперингом, Кристиной Плюар и многими другими.
В числе концертных ангажементов Хансена – Carmina Burana Орфа с Берлинским филармоническим оркестром и Саймоном Рэттлом, оратория «Соломон» Генделя с Оркестром Века Просвещения и Рене Якобсом, «Страсти по Иоанну» Баха с оркестром «Музыканты Лувра» и Марком Минковски, серенада «Празднества на Парнасе» Генделя с Андреа Марконом, оратория «Мессия» Генделя под руководством Фабио Бьонди, опера «Буря» Адеса с Королевским оркестром Консертгебау и Маркусом Штенцем, Кантикли Бриттена с Brodsky Quartet и Лейфом Ове Андснесом, программы барочной музыки с оркестром Orfeo 55 и Натали Штуцман, концертное исполнение оперы «Юлий Цезарь» Генделя с ансамблем Le Concert d’Astree и Эмманюэль Аим.
Дебютный сольный альбом Хансена «Арии для Фаринелли и соперников», вышедший на лейбле Deutsche Harmonia Mundi, имел большой успех и заслужил восторженные отзывы прессы. Среди других записей певца – духовные сочинения Перселла, оперы «Ясон» Кавалли и «Гризельда» Вивальди, «Страстей по Иоанну» Баха с Марком Минковски. В числе недавних и будущих проектов – опера «Великий мертвиарх» Лигети в Норвежской опере и Цюрихской опере, «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди в Норвежской опере, концертное исполнение оперы «Ксеркс» Генделя с ансамблем Matheus под управлением Жан-Кристофа Спинози, постановка опер «Агриппина» Генделя в Бостоне, «Германик в Германии» Порпоры и «Меропа» Броски в Инсбруке, «Митридат, царь Понтийский» Моцарта в Королевском театре де ла Монне в Брюсселе и венском Театре ан дер Вин, «Альцина» Генделя в Большом театре России и на Международной Генделевской фестивале в Карлсруэ, «Коронация Поппеи» Монтеверди в Цюрихской опере.
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.
Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).
Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Георгиос Петру – один из наиболее авторитетных специалистов в области исторически ориентированного исполнительства, художественный руководитель известного афинского оркестра Armonia Atenea (ранее – «Афинская камерата»), музыканты которого играют и на исторических, и на современных инструментах.
Петру с отличием окончил Афинскую консерваторию как пианист. Получив стипендию Фонда Онассиса, продолжил обучение в Королевском колледже, затем в Королевской академии музыки в Лондоне. Стал лауреатом международных конкурсов в Великобритании, Италии, Чехии и Японии.
Дирижер питает особый интерес к музыке XVIII–XIX веков, однако исполняет также музыку XX века и новые сочинения наших современников. Он осуществил ряд успешных оперных постановок. Сотрудничал с известнейшими европейскими театрами, в числе которых Лейпцигская опера, Театр Капитолия Тулузы, Опера Страсбурга, Опера Ниццы, венский Театр ан дер Вин, Опера Лозанны, Национальная Рейнская опера в Страсбурге, Театр Петруццелли в Бари, Театр Верди в Триесте, Театр Елисейских Полей в Париже, Королевская опера в Версале, Королевский театр де ла Монне в Брюсселе, Королевская опера в Стокгольме, Национальная опера Греции и другие, а также с Национальной оперой Кореи.
В репертуаре маэстро – «Фарнак», «Юстин» и «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Александр», «Семела», «Юлий Цезарь», «Федора», «Орест», «Ариадна на Крите» и «Тамерлан» Генделя, «Фаэтон» Люлли, «Тигран» Алессандро Скарлатти, «Триумф Клелии», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде» и «Орфей» Глюка, «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Олимпиада» Паизиелло (в собственной редакции Петру), «Король Артур» Пёрселла, «Лодоиска» и «Гиневра, принцесса Шотландская» Иоганна Симона Майра, «Необитаемый остров» Гайдна, «Митридат, царь Понтийский» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Медея» Керубини, «Севильский цирюльник» и «Золушка» Россини, «Анна Болейн» Доницетти, «Набукко» Верди, «Вестсайдская история» Бернстайна и др.
Он дирижировал ведущими оркестрами и выступал в крупнейших концертных залах мира (Консертгебау в Амстердаме, Плейель в Париже, Мегарон в Афинах, Тонхалле в Цюрихе, Барбикан-холл, Куин Элизабет-холл, Уигмор-холл в Лондоне, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинская филармония, Рудольфинум в Праге и др.), участвовал в престижных фестивалях, включая Троицкий фестиваль в Зальцбурге, BBC Proms в Лондоне, Klarafestival в Брюсселе, Генделевские фестивали в Халле и Карлсруэ.
Георгиос Петру записал множество альбомов в сотрудничестве с компаниями Deutsche Grammophon, Decca, Sony Classical, MDG. Многие записи получили наивысшие оценки международной прессы и престижные премии, в числе которых ECHO Klassik, Choc de Monde de la Musique, Diapason 5, Премия немецких критиков звукозаписи, Международная оперная премия и др. В 2017 году запись оперы Генделя «Оттон» номинировалась на премию «Грэмми».
В сезоне 2019/20 Петру дирижирует в Национальной Рейсопере Нидерландов («Севильский цирюльник» Россини), Баденском государственном театре в Карлсруэ («Ксеркс» Генделя), венском Театре ан дер Вин («Дева озера» Россини, концертное исполнение), Опере Кёльна («Миранда» Пёрселла, премьера), на Генделевском фестивале в Гёттингене («Сципион» Генделя, концертное исполнение). Весной 2021 года представляет в Рейсопере «Галантные Индии» Рамо, в январе 2022-го – оперу «Юлий Цезарь в Египте» Генделя. С сезона 2021/22 маэстро займет пост художественного руководителя Международного Генделевского фестиваля в Гёттингене.
Георгиос Петру недавно отмечен почетным званием ассоциированного члена Королевской академии музыки в Лондоне (Associate of the RAM) как выдающийся выпускник и удостоен звания кавалера ордена Искусств и литературы Франции.