Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2016-2017
перейти к списку абонементов

    Джузеппе Верди. Опера «Трубадур»

    17 марта 2015, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Верди
    Опера «Трубадур» в концертном исполнении

    12+

    Абонемент №17:

    Оперная феерия. Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

    Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

    Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

    С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

    День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

    С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

    За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

    Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

    Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

    В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского. 

    Валерий Полянский

    Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные произведения, симфонии, современные сочинения.

    Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В. Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимался одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).

    В аспирантуре судьба свела В. К. Полянского с Г. Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

    Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.

    В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями. Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», удостоившись также «Золотого колокола» — символа лучшего хора конкурса. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру конкурса. Итальянцы тогда писали о музыканте: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».

    В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.

    В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы – Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Д. Кривицкий, А. Виеру. «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов – наш долг», — говорит дирижер.

    Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.

    С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.

    Дирижером осуществлено свыше 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как в России, так за рубежом. Среди них – произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года). Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.

    Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. Валерий Полянский – Президент Рахманиновского Общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.

    В настоящее время внимание дирижера отдано Г. Малеру: силами Госкапеллы впервые в России проводится уникальный цикл «Густав Малер и его время», рассчитанный на несколько лет. В 2015 году, когда широко отмечался юбилей Чайковского, В. Полянский и Капелла провели фестиваль «Музыка на все времена», названный в СМИ «беспрецедентным».  В рамках фестиваля прозвучали все симфонии композитора, Девять духовных хоров, «Литургия св. Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама» в концертном исполнении.

    С 2000 года в программах Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер. Это – и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в частности Верди, которому маэстро уже несколько сезонов подряд посвящает специальные абонементы. Среди представленных капеллой вердиевских шедевров — оперы «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Фальстаф», «Макбет» и другие. К 200-летию со дня рождения Верди на исторический сцене Большого театра В. Полянский с Госкапеллой провел гала-концерт “Viva, Verdi”, в который вошли  фрагменты из 13 опер и «Реквиема» композитора. Проект оказался настолько востребован, что был затем неоднократно повторен в абонементах Московской филармонии и на закрытии фестиваля «Янтарное ожерелье» (Калининград, 2015).

    Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» А. Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012), оратория «Государево дело» А. Чайковского (2013).

    Валерий Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров. Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и, таким образом, расширить и обогатить свой репертуар. Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.

    Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский – народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

    Елена Евсеева

    Елена Евсеева родилась в Москве. В 1988 году окончила Московское музыкальное училище имени М.Ипполитова-Иванова, в 1993 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Н.Шпиллер). Дважды стажировалась в Италии у Карло Бергонци и Миетты Сигеле. Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов в Белгороде (1990, Первая премия), Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки (1991, Третья премия), Международного конкурса вокалистов имени Винченцо Беллини (Сицилия, 1992, Третья премия), Международного конкурса вокалистов имени Станислава Монюшко (Варшава, 1992, премия имени Ады Сари).

    Выступала на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко и Московского театра «Новая опера» под руководством Евгения Колобова. С 1994 года является приглашенной солисткой Государственного академического Большого театра России.

    В репертуаре Елены Евсеевой в Большом театре партии: Леонора («Трубадур» Дж. Верди), Эмма («Хованщина» М.Мусоргского в редакции Д.Шостаковича, первая исполнительница в Большом театре), Мюзетта, Мими («Богема» Дж.Пуччини), Виолетта («Травиата» Дж.Верди), Марфа («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Ксения («Борис Годунов» М.Мусоргского), Иоланта («Иоланта» П.Чайковского), Антонида («Жизнь за царя» М.Глинки), Купава («Снегурочка» Н.Римского-Корсакова), Графиня Розина, Сюзанна («Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта), Адриенна («Адриенна Лекуврер» Ф.Чилеа), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова).

    Также в репертуаре певицы партии в операх «Отелло», «Аида», «Бал-маскарад» Дж.Верди, «Манон Леско», «Эдгар» Дж.Пуччини, «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Князь Игорь» А.Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.Чайковского, «Франческа да Римини» С.Рахманинова.

    Елена Евсеева много гастролирует за рубежом. В 1999 году стала приглашенной солисткой нью-йоркского театра Метрополитен-опера, где дебютировала в опере «Отелло» в партии Дездемоны. Позже исполнила партии Амелии Гримальди («Симон Бокканегра»), Елизаветы («Дон Карлос»), Мими («Богема»), заглавную партию в опере «Русалка» А.Дворжака. В 2006 году спела партию Марии («Мазепа») в премьерной серии спектаклей (дирижер Валерий Гергиев).Принимала участие в постановках опер «Иоланта» и «Франческа да Римини» в Германии (Хемниц и Дрезден, режиссер-постановщик Питер Устинов). В Берлине впервые исполнила «Еврейский реквием» М.Броннера.

    В 2001 году исполнила партию Мюзетты («Богема») в Парижской национальной опере и на сцене Оперы Бастилия (среди партнеров – Анжела Георгиу и Роберто Аланья), партию Татьяны («Евгений Онегин» в Римской опере и в Метрополитен-опера (дирижер Владимир Юровский), с Симфоническим оркестром Сан-Франциско (дирижер Майкл Тилсон Томас) партию сопрано в «Свадебке» И.Стравинского в Нью-Йорке на сцене Карнеги-холла. В 2002 году исполнила партию Ярославны в опере «Князь Игорь» А.Бородина в Реннской Опере (Страсбург). В 2007 году спела Дездемону в Опере Бонна (дирижер Роман Кофман), в 2008 году – ту же партию в Опере Лос-Анджелеса (дирижер Джеймс Конлон).

    Людмила Кузнецова

    Людмила Кузнецова – солистка Государственной академической симфонической капеллы России с момента основания коллектива, заслуженная артистка России.

    Людмила Кузнецова родилась в Свердловске. Училась в РАМ им. Гнесиных (класс В. Громовой), стажировалась в Уральской государственной консерватории. Окончила Школу высшего оперного мастерства в Италии (у Р.Скотто). Дипломант конкурса вокалистов «Бельведер» в Вене (1996).

    Участвовала во всех зарубежных гастролях капеллы. Исполнила ведущие меццо-сопрановые партии в концертных постановках опер «Луиза Миллер» и «Трубадур» Верди, «Андре Шенье» Джордано, «Джоконда» Понкьелли, «Богема» Леонкавалло, «Чародейка», «Черевички», «Мазепа» Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Богема» Пуччини, «Царь Эдип» Стравинского, «Война и Мир» Прокофьева, «Джезуальдо» Шнитке, а также в вокально-симфонических произведениях Баха, Моцарта, Бетховена, Россини, Берлиоза, Верди, Дворжака, Брукнера, Малера и других авторов.

    Людмила Кузнецова выступала в качестве солистки с оркестром под руководством Г.Рождественского на открытии фестиваля в Торонто, а также на фестивалях в Праге, Белграде и др.

    Олег Долгов

    Олег Долгов родился в Брянске. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, в 2004 – Московскую государственную консерваторию (класс Е. Г. Кибкало).

    В 2004 - 2006 обучался в Центре оперного пения Галины Вишневской, где исполнил партии Герцога (Дж. Верди «Риголетто»), Хозе (Ж. Бизе «Кармен»), Водемона (П. Чайковский «Иоланта»).

    С 2008 – приглашенный солист Большого театра, где исполняет партии Водемона, Лыкова в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова.

    Солист Государственной академической симфонической капеллы России под управлением В.Полянского.

    Принимал участие в постановках опер «Война и мир» С.Прокофьева и «Лоэнгрин»

    Р. Вагнера на фестивале в Сполето (Италия), «Черевички» П. Чайковского в Ла Скала (Италия).

    Участвовал в мировой премьере незавершенных опер Д. Шостаковича «Игроки» (Ихарев) и «Большая молния» (Архитектор) на Голландском фестивале (The Holland Festival) в Амстердаме (Капелла Амстердама и Гаагский Резиденц-оркестр, дирижер Мартин Браббинс); в Международном фестивале Мстислава Ростроповича в Баку; Международном фестивале искусств им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде;

    исполнил партию Хозе на сцене Клайпедского музыкального театра (Литва, 2008); участвовал в концертном исполнении оперы П.Чайковского «Иоланта» с Большим симфоническим оркестром им. П.Чайковского под руководством В. Федосеева в Токио (Япония, 2009); исполнил партию Григория в опере «Борис Годунов» в Валлонской Королевской Опере в Льеже (Бельгия, 2010) и на Международном фестивале в Сантандере (Испания, 2010); в рамках «Года России-Франции» в проекте «Неизвестный Шостакович» принял участие в постановках опер «Игроки» и «Большая молния» ((Париж, Cité de la Musique – Безансон – Москва, Концертный зал им. П.И. Чайковского – Пермь, Большой зал филармонии).

    Среди главных работ 2011 года – Григорий в «Борисе Годунове» в Центре оперного пения Галины Вишневской, Герцог в «Риголетто» на оперном фестивале в Мишкольце "Bartok+" (Венгрия); принимал участие в концертах солистов Большого театра в Южной Корее.

    Лауреат Международного конкурса «Тенора России» (Москва, 2001); дипломант Международного конкурса вокалистов в Неаполе (Италия, 2005).

    Максим Сажин

    Максим Сажин – солист Государственной академической симфонической капеллы России.

    Родился в 1978 году в Костроме. Окончил вокальный факультет Московского государственного университета культуры и искусств (2006, класс Г. И. Миценко).

    Лауреат III Всероссийского открытого конкурса вокальной музыки имени Г. В. Свиридова (2007, II премия), дипломант III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007) и Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (2008).

    Карьера музыканта началась еще в студенческие годы. Он был солистом Марийского государственного театра оперы и балета имени Э. Сапаева, Центра оперного пения Галины Вишневской, приглашенным солистом Пермского академического театра оперы и балета. С 2008 года – солист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. Сац, с 2009 года – приглашенный солист театра «Русская опера».

    С 2010 года Максим Сажин начал сотрудничество с Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского, через три года стал солистом коллектива. Певец участвовал во многих концертах и оперных спектаклях Капеллы, среди которых мировая премьера оперы А. Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в городе Ельце, «Война и мир» С. Прокофьева, «Воевода» П. Чайковского.

    Как приглашенный солист выступал на сценах зарубежных театров – Валлонской Королевской опере, Лионской опере, Римской опере, принимал участие в международных фестивалях в Экс-ан-Провансе и Сантандере.

    Андрей Батуркин

    Андрей Батуркин родился в 1966 году в Москве. В 1993 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных в классе профессора А. Эйзена. Принимал участие в мастер-классе Ренаты Скотто в Москве (1997). С 1994 года Андрей Батуркин - солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 1994 года выступает также на сцене Московского театра «Геликон-опера». 

    Андрей Батуркин - дипломант Международного конкурса оперных певцов в Шизуоке (Япония, 1996), лауреат Всероссийского телеконкурса Ирины Архиповой «Большой приз Москвы» (1997), Международного конкурса имени С. Рахманинова (1997), Международного конкурса имени Н. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1998), дипломант X Международного конкурса имени П. Чайковского (Москва,1998), обладатель специального приза конкурса «Бельведер» в Вене (1998).

    Среди партий, исполненных в спектаклях театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко - Елецкий («Пиковая дама» Чайковского) и Валентин («Фауст» Гуно). Среди партий, исполненных на других сценах: Макбет («Макбет» Верди), Жермон («Травиата» Верди), Амонасро («Аида» Верди), Тонио («Паяцы» Леонкавалло), Эскамильо («Кармен» Бизе), Профессор («Туда и обратно» Хиндемита), Симеон («Блудный сын» Дебюсси), Томский («Пиковая дама» Чайковского), Андрей Болконский и Долохов («Война и мир» Прокофьева), Стеньо («Маддалена» Прокофьева), Щелкалов («Борис Годунов» Мусорского).

    Сотрудничал с Большим театром и другими театрами России, Парижской национальной оперой, театрами Линца и Клагенфурта (Австрия), Оперой Монте-Карло, Оперой «Ла Монне» в Брюсселе. Выступал с дирижерами Г. Рождественским, В. Федосеевым, М. Плетневым, В. Полянским, П. Коганом, А. Ведерниковым.

    Принимал участие в гастролях Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Южной Корее (1997), Франции (фестиваль «Россия — новый век» в Каннах, 1999) и Латвии (Рижский оперный фестиваль, 2004). Гастролировал в Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Австрии, Италии, США, Японии.

    Участвовал в записях компакт-дисков с сочинениями Шостаковича, Прокофьева, Шимановского, Аренского, Кюи, Рахманинова.

    В 2009 году певцу было присвоено звание «Заслуженный артист России».