Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Гендель – «Ринальдо».
    Солисты Национальной оперы «Эстония»

    6 июня 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Гендель
    Опера «Ринальдо», HWV 7

    12+

    Абонемент №005:

    Это сумасшедшее ба-рок-ко

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Андрес Мустонен

    Андрес Мустонен – признанный специалист в области музыки средневековья и барокко, создатель и руководитель известного Ансамбля Hortus Musicus (1972). Художественный руководитель ежегодного Таллиннского фестиваля музыки барокко.

    Окончил Эстонскую государственную консерваторию (ныне Эстонская музыкальная академия, 1977) по классу скрипки, стажировался в Австрии и Нидерландах. Еще в студенческие годы организовал ансамбль старинной музыки – первый в бывшем СССР коллектив, играющий на аутентичных инструментах. Это положило начало традиции концертов старинной музыки в Эстонии, а сам Мустонен стал активным пропагандистом аутентичного исполнительства в нашей стране и странах Северной Европы.

    С ансамблем Hortus Musicus А.Мустонен исполняет не только музыку добаховской эпохи, но также композиторов-авангардистов. Он осуществил мировые премьеры многих сочинений Пярта, Канчели, Губайдулиной, Пендерецкого, Сильвестрова, Кнайфеля, Тавенера и других композиторов.

    А.Мустонен выступает и как симфонический дирижер, в том числе с Государственным симфоническим оркестром Эстонии. Творческие интересы маэстро очень широки. В его репертуаре соседствуют сочинения Монтеверди и Моцарта, Гайдна и Бетховена, Баха и Брамса, Шуберта и Мендельсона.

    Как дирижер Мустонен выступал в ансамбле с ведущими европейскими исполнителями: О.Каганом, Н.Гутман, Г.Кремером, Т.Гринденко, Д.Ситковецким, А.Любимовым, Э.Вирсаладзе, И.Монигетти, П.Галлоисом, М.Петри и др.

    На протяжении многих лет маэстро – желанный гость крупнейших фестивалей в Берлине, Варшаве, Кракове, Тель-Авиве, Иерусалиме, Глазго, Москве, Мюнхене, Праге, Братиславе, Бостоне, Стокгольме, Локкенхаусе, Инсбруке, Лондоне, Сарагосе и других музыкальных столицах мира.

    Оливер Куусик

    Оливер Куусик родился в 1980 году в Таллине. Обучался в Эстонской академии музыки и театра (педагог Виргилиюс Норейка) и Гилдхоллской школе музыки в Лондоне (педагог Рудольф Пьерней). 

    С 2008 года является солистом Эстонской национальной оперы. В его театральный репертуар вошли следующие партии: Дон Оттавио, Тамино, Феррандо и Базилио (из опер «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Так поступают все» и«Свадьба Фигаро» Моцарта), Фауст (из одноименной оперы Гуно), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Дон Рамиро («Золушка» Россини), Секст и Гоффредо (из опер «Юлий Цезарь» и «Ринальдо» Генделя),

    Вальтер и Рулевой (из опер «Тангейзер» и «Летучий голландец» Вагнера), Ринуччио («Джанни Скикки» Пуччини), Август («Бабочка» Кырвитса), Кристиан («Сирано де Бержерак» Тамберга), Чарльз («Долгая рождественская трапеза» Хиндемита), а также партии в спектаклях «Поворот винта» Бриттена, «Летучая мышь» Штрауса, «Моя прекрасная леди» Лоу и другие. 

    Певец сотрудничает с рядом оперных компаний Великобритании, выступает с сольными концертами в Европе. 

    Лауреат национальных и международных вокальных конкурсов. В 2008 году удостоен Эстонской театральной премии за роли Питера Куинта и Пролога в «Повороте винта» Бриттена. В 2010 стал лауреатом международного конкурса оперных певцов в Канаде и получил премию Эстонского театрального союза «Хрустальная туфелька» за исполненные партии в операх «Так поступают все» Моцарта, «Таис» Массне и «Полиевкт» Доницетти. 

    В 2011 и 2015 году награждён премией эстонского банка SEB, являющегося спонсором Национальной оперы Эстонии.

    Хелен Локута

    Хелен Локута с 2006 года является солисткой Эстонской национальной оперы, где исполняет самый разнообразный репертуар – от оперной классики и оперетт до барочных спектаклей и современных постановок. 

    Среди исполненных ею ролей – Кармен в одноименной опере Бизе, Полина в «Пиковой даме» Чайковского, Керубино в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Ангелина в «Золушке» Россини, Лола в «Сельской чести» Масканьи, меццо-сопрановые партии в операх «Риголетто», «Травиата», «Отелло», «Фальстаф» Верди, Мария в «Летучем голландце» Вагнера.

    Современный репертуар представлен произведениями Вольфганга Рима («Якоб Ленс»), Эйно Тамберга («Сирано де Бержерак»), Эдуарда Тубина («Барбара фон Тизенхузен»), Тыниса Кауманна («Я - Наполеон»), Вельо Тормиса («Полет лебедя»), Эркки-Свен Тююра («Валленберг»), Джан Карло Менотти («Медиум»), Расмуса Пуура («Цвета облаков» ). 

    Хелен Локута выступала также в Латвийской национальной опере, оперных театрах Германии. Участница различных эстонских фестивалей: оперного фестиваля в Кюресааре, «Озерная музыка в Лейго», фестиваля духовной музыки в г. Рапла, «Эстонские музыкальные дни». С 2004 года регулярно принимает участие в оперной антрепризе эстонского дирижера Тыну Кальюсте. В рамках этого проекта она исполнила партии в операх Й. Гайдна «Необитаемый остров» и «Лунный мир», а также в одноактных операх Тыну Кырвитса «Огненный сад» и «Мои лебеди – мои мысли» (за эти работы она получила в 2007 году премию от Эстонского театрального союза). 

    Хелен Локута сотрудничала с Эстонским национальным симфоническим оркестром, Таллинским камерным оркестром, ансамблем Hortus Musicus, Эстонским филармоническим камерным хором, Иерусалимским симфоническим оркестром и другими коллективами под управлением таких дирижеров, как Эри Клас, Гинтарас Ринкявичюс, Андрес Мустонен, Тыну Кальюсте, Арво Вольмер, Пауль Мяги, Велло Пян, Йоганнес Сомари. 

    В 2016 году в рамках фестиваля MustonenFest в Тель-Авиве певица участвовала в исполнении опер «Ринальдо» и «Юлий Цезарь» Генделя. В 2017 году во время гастролей Эстонской национальной оперы в Санкт-Петербурге на исторической сцене Мариинского театра была показана опера «Ринальдо», где она исполняла партию Альмирены. 

    Хелен Локута родилась в 1975 году в Тарту. В детстве обучалась игре на скрипке. Вокальное образование получила в Эстонской академии музыки и театра, которую окончила в 2014 году. Стажировалась в Высшей школе музыки г. Карлсруэ (Германия). На протяжении учебы становилась лауреатом различных вокальных конкурсов и фестивалей в Эстонии и Литве.

    Моника-Эвелин Лийв

    Моника-Эвелин Лийв обучалась в Эстонской академии музыки и театра в классе известного оперного певца Мати Пальмы. В 2007-2009 годах была участницей Молодёжной программы Лондонской  Королевской оперы. На сцене Ковент-Гарден певица дебютировала в партии Флоры в опере Верди «Травиата», выступив в ансамбле  с Анной Нетребко, Йонасом Кауфманом и Дмитрием Хворостовским. В том же театре она принимала участие в постановках спектаклей  «Кармен» Бизе, «Волшебная флейта» Моцарта, «Электра» Р. Штрауса, «Трубадур» Верди, «Медведь» Уолтона, «Лулу» Берга.  Подготовила также партии   Мари из «Летучего голландца» Вагнера, Маддалены из «Риголетто» Верди, Иокасты и Меропы из «Эдипа» Энеску.

    Наиболее значительными в её карьере стали следующие роли: Амнерис в «Аиде» Верди, Полина в «Пиковой даме» и Ольга в «Егении Онегине» Чайковского, Корнелия в «Юлии Цезаре» и заглавная партия в «Ринальдо» Генделя, Сузуки в «Мадам Баттерфляй» Пуччини, Керубино в «Свадьбе Фигаро» и Секст в «Милосердии Тита» Моцарта, Алиса в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, служанка в «Женщине без тени» Р. Штрауса, которые она исполняла в  Эстонской национальной опере, Израильской опере, Финнской национальной опере. 

    Концертные выступления певицы проходили во Франции, Канаде, Финляндии, Израиле, Литве, Шри Ланке, Коста-Рике и США, где она участвовала в исполнении Реквиемов Моцарта и Верди, 9-й симфонии Бетховена,  кантаты «Александр Невский» Прокофьева в сотрудничестве с такими известными дирижёрами, как Антонио Паппано, Марк Элдер, Ян-Латам Кёниг, Эри Клас, Арво Волмер, Андрес Мустонен, Микко Франк и многоими другими. 

    Ближайшие ангажементы включают выступления на сценах Лондонской Королевской оперы в «Кольце Нибелунга» Вагнера, Эстонской национальной оперы в «Аиде» Верди (партия Амнерис), участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена и  Dies Illa Пендерецкого с Латвийским национальным оркестром,  симфонии «Куллерво» Сибелиуса с Эстонским национальным симфоническим оркестром, Реквиема Дворжака в Израиле.

    Моника-Эвелин Лийв — лауреат Эстонской премии в области искусства (2015), дважды награждалась Эстонской театральной премией (2013 и 2017) за исполнение партий Корнелии в опере «Юлий Цезарь» Генделя и Амнерис в «Аиде» Верди.  

    Рауно Элп

    Рауно Элп (баритон) родился в 1971 году в Тарту. В 1996 году окончил Эстонскую академию музыки. С 1992 года является солистом Эстонской национальной оперы. Великолепные вокальные данные позволяют певцу исполнять самые разноплановые оперные партии, от Моцарта до Вагнера. Его широкий репертуар представлен не только оперной классикой, но и произведениями современных композиторов, в частности эстонских авторов.

    Ключевыми ролями, исполненными певцом на сцене Эстонской оперы, стали моцартовские Дон Жуан (из одноименной оперы), Граф Альмавива («Свадьба Фигаро»), Гульельмо («Так поступают все»); персонажи в операх Верди — Риголетто (из одноименной оперы), Ренато («Бал-маскарад»), Жермон («Травиата»), Родриго («Дон Карлос»), Яго («Отелло») и Амонасро («Аида»); герои вагнеровских драм — Голландец («Летучий голландец»), Амфортас («Парсифаль»), Курвенал («Тристан и Изольда»), Вольфрам («Тангейзер»). 

    Среди его других работ – партии в операх «Ринальдо» Генделя (Аргант), «Фауст» Гуно (Валентин), «Любовный напиток» Доницетти (Белькоре и Дулькамара), «Золушка» Россини (Дон Магнифико), «Пиковая дама» Чайковского (Елецкий), «Манон Леско» (Леско), «Тоска» (Скарпио), «Богема» (Марсель) Пуччини, «Кардильяк» (заглавная роль) и «Долгая рождественская трапеза» (Родерик) Хиндемита. 

    Современный репертуар представлен партиями Сирано («Сирано де Бержерак» Тамберга), Отца Каарела («Цвета облаков» Пуура), Валленберга («Валленберг» Тююра), Доктора («Сердце» Кангро), Теодора и Гамлета («Бабочка» Кырвитса), Юргена («Барбара фон Тизенгаузен» Тубина). 

    Певец принимал участие в концертом исполнении опер «Пуритане» Беллини, «Вильгельм Тель» Россини, «Искатели жемчуга» Бизе, а также в исполнении вокально-симфонических произведений - «Немецкого реквиема» Брамса, Симфонии № 8 Малера, симфонии «Куллерво» Сибелиуса, оратории «О любви и ненависти» Губайдулиной. 

    В 2007 году он награждён стипендией от Вагнеровского общества в Эстонии, а в 2016 удостоен Эстонской театральной премии за исполнение главной роли в опере Хиндемита «Кардильяк».

    Kristel Pärtna

    Кристель Пяртна (сопрано) – выпускница Эстонской академии музыки и театра. В 2009-2010 гг. в рамках программы студенческого обмена Erasmus проходила обучение в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки под руководством Ансси Хирвонена. В 2010 году Кристель стала стипендиатом фонда Мати Пальма, а в 2010-2012 гг. – стипендиатом Оперной академии при Национальной опере «Эстония». В рамках программы фонда PLMF для молодых талантов в 2012 году Кристель обучалась в Италии в Академии бельканто имени Родольфо Челлетти. С осени того же года она является солисткой Национальной оперы «Эстония». 

    Среди её ролей: Виолетта, Джильда и Оскар («Травиата», «Риголетто» и «Бал-маскарад» Верди), Зденка («Арабелла» Р. Штрауса), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Клеопатра и Армида («Юлий Цезарь» и «Ринальдо» Генделя), Мерседес («Кармен» Бизе), Лагле («Цвета облаков» Пуура), Сюзанна, Памина, Арминда и г-жа Зильберкланг («Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Мнимая садовница» и «Директор театра» Моцарта), Леонора («Долгая рождественская трапеза» Хиндемита), Клотильда («Норма» Беллини), девушка-цветок («Парсифаль» Вагнера), голос Мари («Заклинатель огня» А. Хирва), Эвридика («Орфей. Изображения на расстоянии» Росси/Терранова).

    В 2012 году Кристель Пяртна удостоилась премии Марье и Кульдара Синков для молодых вокалистов, в 2016 году стала стипендиатом Эстонского общества Рихарда Вагнера, а в 2017 году – лауреатом театральной премии Харьюского уезда.