Цикл просветительских концертов
«Владимир Юровский дирижирует
и рассказывает».
Истории с оркестром. Похитители огня

понедельник, 19:00

В программе:

Форе
Фрагменты из музыкальной драмы «Прометей» для сопрано, хора и оркестра

Берг
«Лулу-сюита» для сопрано и оркестра

Сибелиус
«Океаниды» – симфоническая поэма

Танеев
Хор «Прометей» из 12 хоров a cappella на стихи Я.Полонского

Скрябин
«Прометей» («Поэма огня») для фортепиано, хора и оркестра

Абонемент продан

Габриель Форе. «Кортеж Пандоры» из музыкальной драмы «Прометей»

Музыкальная драма Габриэля Форе «Прометей» была написана в 1900 году для открытия нового сезона в Театре Безье на юге Франции. Огромный античный амфитеатр, построенный прямо посреди величественных Пиренейских гор, как нельзя лучше подходил для воплощения истории об античном герое Прометее, спустившемся с Олимпа и даровавшем людям огонь. Масштабность природных «декораций» и величие мифа вдохновили композитора на создание поистине грандиозной партитуры: в ее исполнении приняли участие более 800 музыкантов. При подготовке премьеры не обошлось без мистики: во время генеральной репетиции началась страшная гроза, а одна из молний ударила прямо в то место, где по идее спектакля Прометей должен был разжечь огонь. Однако на следующий день выдалась прекрасная погода, и премьера «Прометея», на которой присутствовали 10 тысяч зрителей, прошла с ошеломляющим успехом.

Альбан Берг. «Лулу-сюита»

Наряду с образом Прометея программа абонемента повествует и о других персонажах, задействованных в знаменитом мифе. Одним из них является Пандора — женщина, сотворенная Зевсом в наказание людям, ставшая женой брата Прометея — Эпиметея. Открыв подаренный Зевсом заветный ларец, Пандора выпустила в мир все запертые там беды и несчастья, оставив на дне только надежду.

В XX веке образ Пандоры — роковой женщины, несущей зло, — нашел воплощение в героине пьес немецкого драматурга Франка Ведекинда «Земной дух» и «Ящик Пандоры», которые легли в основу последней оперы Альбана Берга — «Лулу».

Главная героиня оперы — обольстительная женщина-хищница, которая губит всех попавших под ее очарование: одни скоропостижно умирают или сводят счеты с жизнью, пораженные глубиной ее развращенности, других она убивает сама, третьи опускаются на самое дно безнравственности. Однако зло, порождаемое Лулу, в итоге настигает и ее, — в конце оперы Лулу становится жертвой Джека Потрошителя.

В 1935 году, в последний год своей жизни, Берг составил из музыки незавершенной оперы сюиту для сопрано и симфонического оркестра.

Ян Сибелиус. Симфоническая поэма «Океаниды»

Симфоническая поэма «Океаниды» — одно из самых поэтичных сочинений Сибелиуса, отличающееся красотой и изысканностью оркестровой палитры. По своему настрою оно удивительно близко музыке французских импрессионистов Дебюсси и Равеля. Это единственная симфоническая поэма Сибелиуса, где он обращается не к финскому эпосу, а к древнегреческой мифологии. Океаниды — дочери Океана и Тефиды — нимфы, обитательницы морских вод, стали сочувствующими слушательницами рассказа Прометея, прикованного к скале.

Александр Скрябин. Поэма «Прометей»

Александр Скрябин – композитор эпохи символизма. Его увлекают мистические настроения своего времени, концепции Елены Блаватской, идея синтеза искусств. Для Скрябина образ мифического титана абстрактен: композитор уверял, что его «Прометей» не имеет отношения к древнегреческому мифу, это символ огня, символ активного начала и творческого принципа. Скрябин выходит за пределы мифа с его героями, за пределы жанра симфонической поэмы и даже за пределы музыки, написав для своего «Прометея» световую партитуру.

Другие
концерты этого абонемента

Цикл просветительских концертов
«Владимир Юровский дирижирует
и рассказывает».
Истории с оркестром. Похитители огня

вторник 19:00
абонемент № 001

, вторник
абонемент № 001

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Цикл просветительских концертов
«Владимир Юровский дирижирует
и рассказывает».
Истории с оркестром. Похитители огня

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Владимир Юровский дирижер
Александр Филиппенко художественное слово
Эллисон Белл сопрано
Евгений Либерман тенор
Борис Пинхасович баритон
Камерный хор Московской консерватории

Лист
«Прометей» – симфоническая поэма

Сен-Санс
Кантата «Свадьба Прометея» для солистов, хора и оркестра

Шуберт
Песня «Прометей» на слова Гете (оркестровка М.Регера)

Вольф
Песня «Прометей» на слова Гёте (оркестровка автора)

Бетховен
Симфония № 3 («Героическая»)