Габриель Форе. «Кортеж Пандоры» из музыкальной драмы «Прометей»
Музыкальная драма Габриэля Форе «Прометей» была написана в 1900 году для открытия нового сезона в Театре Безье на юге Франции. Огромный античный амфитеатр, построенный прямо посреди величественных Пиренейских гор, как нельзя лучше подходил для воплощения истории об античном герое Прометее, спустившемся с Олимпа и даровавшем людям огонь. Масштабность природных «декораций» и величие мифа вдохновили композитора на создание поистине грандиозной партитуры: в ее исполнении приняли участие более 800 музыкантов. При подготовке премьеры не обошлось без мистики: во время генеральной репетиции началась страшная гроза, а одна из молний ударила прямо в то место, где по идее спектакля Прометей должен был разжечь огонь. Однако на следующий день выдалась прекрасная погода, и премьера «Прометея», на которой присутствовали 10 тысяч зрителей, прошла с ошеломляющим успехом.
Альбан Берг. «Лулу-сюита»
Наряду с образом Прометея
программа абонемента повествует и о других персонажах, задействованных в
знаменитом мифе. Одним из них является Пандора — женщина, сотворенная Зевсом в
наказание людям, ставшая женой брата Прометея — Эпиметея. Открыв подаренный
Зевсом заветный ларец, Пандора выпустила в мир все запертые там беды и
несчастья, оставив на дне только надежду.
В XX веке образ Пандоры — роковой женщины,
несущей зло, — нашел воплощение в героине пьес немецкого драматурга Франка
Ведекинда «Земной дух» и «Ящик Пандоры», которые легли в основу последней оперы
Альбана Берга — «Лулу».
Главная героиня оперы —
обольстительная женщина-хищница, которая губит всех попавших под ее очарование:
одни скоропостижно умирают или сводят счеты с жизнью, пораженные глубиной ее
развращенности, других она убивает сама, третьи опускаются на самое дно
безнравственности. Однако зло, порождаемое Лулу, в итоге настигает и ее, — в
конце оперы Лулу становится жертвой Джека Потрошителя.
В 1935 году, в последний год
своей жизни, Берг составил из музыки незавершенной оперы сюиту для сопрано и
симфонического оркестра.
Ян Сибелиус. Симфоническая поэма «Океаниды»
Симфоническая поэма «Океаниды» —
одно из самых поэтичных сочинений Сибелиуса, отличающееся красотой и
изысканностью оркестровой палитры. По своему настрою оно удивительно близко
музыке французских импрессионистов Дебюсси и Равеля. Это единственная
симфоническая поэма Сибелиуса, где он обращается не к финскому эпосу, а к
древнегреческой мифологии. Океаниды — дочери Океана и Тефиды — нимфы,
обитательницы морских вод, стали сочувствующими слушательницами рассказа
Прометея, прикованного к скале.
Александр Скрябин. Поэма «Прометей»
Александр Скрябин – композитор
эпохи символизма. Его увлекают мистические настроения своего времени, концепции
Елены Блаватской, идея синтеза искусств. Для Скрябина образ мифического титана
абстрактен: композитор уверял, что его «Прометей» не имеет отношения к
древнегреческому мифу, это символ огня, символ активного начала и творческого
принципа. Скрябин выходит за пределы мифа с его героями, за пределы жанра
симфонической поэмы и даже за пределы музыки, написав для своего «Прометея»
световую партитуру.