Цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Истории с оркестром. Похитители огня : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Цикл просветительских концертов
    «Владимир Юровский дирижирует
    и рассказывает».
    Истории с оркестром. Похитители огня

    8 июня 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова
    Владимир Юровский, дирижёр
    Евгений Цыганов (художественное слово)
    Екатерина Кичигина (сопрано)
    Лилианна Петрусенко (сопрано)
    Надежда Гулицкая (сопрано)
    Светлана Шилова (меццо-сопрано)
    Борис Пинхасович (баритон)
    Максим Михайлов (бас)
    Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского
    Камерный хор
    Московской консерватории
    Марина Тенорио (хореография)

    Партии в балете исполняют: 

    Илья Карпель, Алексей Дьячков, Марина Тенорио

    Художник по куклам – Наталья Мишина

    Постановка кукольных сцен – Театр «Трикстер»

    Артисты-кукловоды:
    Мария Литвинова
    , Данила Ариков,
    Анна Семенихина, Артем Четвериков

    В программе:
    Бетховен
    Балет «Творения Прометея»
    Орф
    «Прометей» по трагедии Эсхила (фрагменты)

    12+

    Абонемент №001:

    Владимир Юровский дирижирует и рассказывает

                                                                                                                        

    Л. ван Бетховен. Балет «Творения Прометея»

    Если кто из композиторов и ассоциируется в нашем сознании с образом героя-бунтаря Прометея, то это Людвиг ван Бетховен. Обладатель поистине титанического духа, не сломленного в борьбе с постигшими его невзгодами, Бетховен открыто выступал против сильных мира и законов современного ему общества. В то же время он свято верил в силу искусства, способного «высекать огонь из человеческих сердец».

    Неслучайно музыка Бетховена открывает и завершает абонемент, посвященный мифу о Прометее.

    «Творения Прометея, или Власть музыки и танца» — единственный балет Бетховена и его первое произведение для музыкального театра. Прометей у Бетховена — это создатель людей. Он лепит их из глины и оживляет с помощью похищенного с Олимпа божественного огня. Затем, видя, что его творения неразумны и бесчувственны, Прометей с помощью Аполлона и его муз знакомит их с музыкой, танцем, пантомимой и театром — благодаря чему люди обретают разум, а также различные чувства и эмоции. Балет завершается всеобщим ликованием, прославляющим животворящую силу искусства.

    Карл Орф. «Прометей»

    Свою «античную трилогию» — «Антигону», «Эдипа» и «Прометея» — Орф писал в течение тридцати лет. Сам композитор называл ее «переводом классических произведений Софокла и Эсхила на язык современности».

    «Прометей» — наиболее радикальная из трех «античных» работ Орфа. Если в первых двух композитор использовал немецкие переводы текстов, то в «Прометее» он взял за основу оригинальный,  без каких-либо сокращений, древнегреческий текст Эсхила и попытался пересказать современным ему звуковым языком музыкальную часть античной драмы. Автор перевода либретто на русский язык - известный российский драматург Юрий Димитрин.

    По традиции античный «оркестр» подчеркивал драматические моменты действия и изображал природные катаклизмы. Это попытался сделать и Орф. В его оркестре используется расширенная духовая группа (по шесть флейт, гобоев, труб, валторн и кларнетов) и трехкратно усиленная ударная группа (одиннадцать музыкантов играют на самых разнообразных инструментах, включая древние и экзотические), четыре рояля, орган и четыре арфы. Из струнной группы в исполнении участвуют только 9 контрабасов.Полное исполнение «Прометея» Вы можете услышать  на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского 21 ноября 2014 года в рамках IV Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство».