Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2016-2017
перейти к списку абонементов

    Композитор Владимир Дашкевич.
    Юбилейный концерт

    12 мая 2014, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Дашкевич
    Фрагменты из музыки и песни из кинофильмов: «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Бумбараш», «Маяковский смеётся», «Красавец-мужчина», «Короли и капуста», «Там, на неведомых дорожках»

    Фрагменты из спектакля «Господин Макинпот»

    «Божественная комедия XXI» – трилогия из трех инструментальных концертов и произведений Данте, И.В. фон Гёте, А.Блока, М.Булгакова

    «Ад» – концерт для альта с оркестром (Премьера)

    «Чистилище» – концерт для фортепиано с оркестром (Премьера)

    «Рай» – концерт для скрипки с оркестром

    «Последняя любовь» – вокальный цикл на стихи Ф.Тютчева

    12+

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, один из старейших отечественных коллективов, ведет свою историю со времён «Великого немого». Однажды, в сентябре 1924 года в знаменитом московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Такое музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Д. С. Блок, стал играть на сеансах и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба этого оркестра была связана с кинематографом.

    Музыка шла рука об руку с кино с самого его рождения, с первого сеанса братьев Люмьер в 1895 году. С Оркестром кинематографии сотрудничали и продолжают сотрудничать все известные отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. Успехи коллектива определялись в контакте со многими талантливыми дирижерами. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов.

    В 1938 году оркестр был приписан к студии «Союздетфильм»: до этого момента он не имел постоянного состава – в нем играли исполнители из других московских коллективов. В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр кинематографии внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны коллектив был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к кинофильму «Зоя».

    «Каждый прошедший год моей жизни связан с какой-либо работой для кино. Делал я эти работы всегда с удовольствием. На своем опыте я убедился, что работа в кино – огромное поле деятельности для композитора и что она приносит ему неоценимую пользу», – говорил Дмитрий Шостакович. Им создано 36 партитур к фильмам – от «Нового Вавилона» (1928, первого российского фильма, для которого специально была написана музыка), до «Короля Лира» (1970), – и работа с Оркестром кинематографии является отдельной главой биографии композитора. В 80-е годы коллектив сопровождал уникальный показ «Нового Вавилона» в присутствии одного из создателей фильма – режиссера Леонида Трауберга (значительную работу по адаптации партитуры проделал Сергей Скрипка), а в год 100-летия со дня рождения Шостаковича, принимал участие в посвященном памяти композитора фестивале.

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых подлинные шедевры отечественного кинематографа, удостоенные высших наград международных кинофестивалей – «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, – а также картины Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, Евгения Матвеева с музыкой Евгения Птичкина, Никиты Михалкова с музыкой Эдуарда Артемьева и другие.

    В 80-е годы выходят в свет выдающиеся фильмы – «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Обыкновенное чудо» Марка Захарова (музыка Геннадия Гладкова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна).

    В 90-е годы оркестр возглавил его нынешний художественный руководитель и главный дирижер Сергей Иванович Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. Среди знаковых работ той эпохи – «Интердевочка» П.Тодоровского с его же музыкой, «Сукины дети» Л. Филатова с музыкой В. Комарова, «Так жить нельзя» С. Говорухина с музыкой Н. Корндорфа. Оркестр начинает сотрудничать с зарубежными фирмами, в том числе с Голливудом. Выходят саундтреки к фильмам “Hellraiser III” (США, музыка Р. Миллера), «Дьявольская симфония» (США, музыка В. Комарова), «Джонатан, друг медведей» (Италия–Россия, музыка А. Беляева), “Kingmaker” (Таиланд, музыка И. Ливингстона) и другим кинолентам. Эта практика продолжается и сейчас – так в 2012 году был записан саундтрек к кинофильму «Москва 2017» (режиссер Дж. Брэдшоу, композитор Э. Артемьев), а в 2015 году – музыка композитора М. Осимы к целой серии японских мультфильмов.

    Новый век постепенно возвращает российскому кинематографу его прежний статус. В числе работ Оркестра кинематографии последних лет – «Утомленные солнцем 2: Предстояние и Цитадель», «Солнечный удар» Никиты Михалкова с музыкой Эдуарда Артемьева, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского с музыкой Эдуарда Артемьева, сериал «Ликвидация» Сергея Урсуляка с музыкой Энри Лолашвили, а также еще один его сериал «Жизнь и судьба» с музыкой Василия Тонковидова, «Брестская крепость» Александра Котта с музыкой Юрия Красавина, сериалы «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко с музыкой Алексея Айги, «Сибирь. Монамур» Славы Росса с музыкой Айдара Гайнуллина, «Тихая застава» Сергея Маховикова с музыкой Эдуарда Артемьева, «Огни притона» Александра Гордона с музыкой Теофиля Колье, «Орда» Андрея Прошкина-младшего с музыкой Алексея Айги («Ника» за лучшую музыку к фильму, 2012), «Рассказы» Михаила Сегала с музыкой Анджея Петраса, «Искупление» Александра Прошкина-старшего с музыкой Эдуарда Артемьева, «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова с музыкой Руслана Муратова, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина с музыкой Артема Васильева, «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии с музыкой Гии Канчели, два самых кассовых фильма 2013 года – «Легенда № 17» Николая Лебедева с музыкой Эдуарда Артемьева и «Сталинград» Федора Бондарчука с музыкой Анджело Бадаламенти. Известный американский композитор искренне благодарил российский кинооркестр: «Огромнейшее спасибо за ваше превосходное музыкальное мастерство. Работать с вами было великой честью». Другой знаменитый композитор Гия Канчели вспоминал: «С Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии меня связывает почти полувековая дружба. Наши теплые отношения начались с фильма Георгия Данелия «Не горюй» и они продолжаются, по сей день. Я готов поклониться каждому музыканту в отдельности за терпение, которое они проявляют во время записи. Желаю замечательному оркестру дальнейшего процветания, а Вам, дорогой Сергей Иванович, спасибо и мой низкий поклон!»

    Работа в кино предъявляет к музыкальному коллективу особые требования. Запись музыки к фильму проходит в условиях строгих временных рамок почти без репетиций. Этот труд требует высокого профессионального мастерства каждого артиста оркестра, четкости и собранности, музыкальной чуткости и быстрого понимания замысла композитора. Всеми этими качествами в полной мере обладает Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, для которого практически не существует невыполнимых задач. На сегодняшний день он является одним из самых мобильных оркестров, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, выступать в филармонических концертах с самыми разными программами и при этом постоянно работать в студии, записывая четко хронометрированную музыку к фильмам.

    Еще с 30-х годов значительной частью творчества кинооркестра является концертная деятельность. С коллективом выступали мастера музыкального искусства – Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. Репертуар оркестра всегда был необыкновенно разнообразен – музыка Й. Гайдна, А. Вивальди, П. Чайковского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, А. Шнитке, А. Петрова, Г. Гладкова, Н. Роты, Дж. Уильямса и многих других композиторов.

    Оркестр кинематографии постоянно принимает участие в абонементных циклах Московской филармонии, в рамках которых представляет интересные программы, рассчитанные как на взрослую публику, так и на юных слушателей. В сезоне 2006/07 оркестр впервые выступил с персональным филармоническим абонементом «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского (автор цикла – С. И. Скрипка), программы которого представляют собой непрерывное музыкально-драматическое действие с использованием видеоряда. В рамках цикла проходили концерты, посвященные творчеству Дмитрия Шостаковича, Исаака Шварца, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Кирилла Молчанова, Никиты Богословского, Тихона Хренникова, Евгения Птичкина, Исаака и Максима Дунаевских, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, концерт памяти Андрея Петрова. В них выступали признанные мастера искусства кинематографа – Алиса Фрейндлих, Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский, Сергей Соловьев, Татьяна Самойлова, Ирина Скобцева, Александр Михайлов, Елена Санаева, Никита Михалков, Дмитрий Харатьян, Нонна Гришаева, Дмитрий Певцов; музыканты Георгий Гаранян, Анна Бутурлина, Игорь Бутман, Леонид Серебренников, Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Вячеслав Войнаровский и многие другие. Каждый сезон оркестр участвует в четырех-пяти филармонических абонементах. В сезоне 2014/15 в новом зале «Филармония-2» открылся второй сольный абонемент оркестра «Параллели: композитор – режиссер». Свыше двух десятков лет оркестр сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. В ее абонементных концертах оркестр исполнил множество крупных симфонических полотен Брамса, Чайковского, Скрябина, Шостаковича, Равеля и других классиков.

    Кинооркестр неоднократно приглашали к участию в крупных телевизионных концертных проектах, в том числе «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура».

    Оркестр кинематографии – непременный участник различных музыкальных фестивалей. Среди них «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар» в Витебске, Фестиваль российской культуры в Индии, концерты в рамках Года кино Культурной Олимпиады «Сочи 2014». Неоднократно коллектив принимал участие в крупных культурных проектах, как, например, концерт на Красной площади в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 года. В 2015 году, к 70-летию Великой Победы, в Зале имени П. И. Чайковского состоялся юбилейный концерт к 90-летию композитора-фронтовика Андрея Эшпая. «Многие годы совместной работы связывают меня с замечательным коллективом Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, – вспоминает Андрей Яковлевич.Наше музыкальное сотрудничество в студиях звукозаписи и на концертных площадках всегда приводило к полноценным художественным результатам и позволяло судить об оркестре как о коллективе высокого класса, обладающем огромным потенциалом, мобильностью, гибкостью, чуткостью к пожеланиям композитора и режиссера. Иными словами – это единственный в своем роде коллектив, он давно, по моему мнению, стал своеобразной академией киномузыки».

    В 2013 году Российский государственный симфонический оркестр кинематографии был удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Большая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом еще будучи студентом Московской консерватории в 1977 году, а с 1993 года является его художественным руководителем и главным дирижером.

    Сергей Скрипка окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку в классе профессора Лео Гинзбурга, который говорил о своем ученике: «Его исполнение произведений самых различных стилей отличается большой продуманностью, творчески полноценно. Во время своих концертных выступлений он показал хороший артистический темперамент. На репетициях проявил себя руководителем, легко контактирующим с коллективом, умеющим рационально работать и добиваться нужных ему результатов».

    Под руководством С. И. Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел большое уважение коллег – композиторов, режиссеров, музыкантов, актеров, – и можно смело сказать, что творчество Сергея Скрипки является сегодня неотъемлемой частью отечественного кинематографа. Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами искусства кино. Неоднократно на одну сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Э. Рязанов, Н. Михалков, С. Соловьёв, П. Тодоровский, любимые публикой актеры, композиторы, сценаристы. Слушателям надолго запомнились яркие концертные программы: юбилеи Г. Гладкова, Э. Артемьева, А. Зацепина, А. Рыбникова, В. Дашкевича, П. Бюльбюля-оглы, М. Дунаевского, вечера памяти Т. Хренникова, А. Петрова, И. Шварца, Е. Птичкина, О. Фельцмана, М. Таривердиева, Н. Богословского, Г. Гараняна, а также режиссера Р. Быкова. В течение десяти сезонов Сергей Скрипка и Российский государственный симфонический оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». Маэстро является автором идеи, художественным руководителем и дирижером всех концертов абонемента.

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал по России, ближнему и дальнему зарубежью. Дирижер провел большое количество концертов, осуществил записи на грампластинки и компакт-диски с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Михаилом Безверхним, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Владимиром Тонха, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Аленой Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими исполнителями.

    С 1975 года Сергей Скрипка руководит Жуковским симфоническим оркестром. Под его управлением коллектив успешно гастролировал в Швейцарии, выступал на фестивалях в Швеции, Дании, Польше, Венгрии. Оркестр неоднократно участвовал в концертных программах Московской филармонии. Коллектив выпустил несколько компакт-дисков – запись «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина получила высокую оценку автора.

    Еще одна грань творческих интересов Сергея Скрипки – работа с молодыми музыкантами. Под его управлением были подготовлены концертные программы интернационального молодежного симфонического оркестра Международного музыкального лагеря в Твери, университетского оркестра шотландского города Абердина, студенческого оркестра Российской академии музыки имени Гнесиных. В течение 27 лет С. И. Скрипка был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

    В репертуаре дирижера – произведения самых разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Не раз маэстро представлял на суд публики редко звучащие произведения, среди которых «Именинная» увертюра Бетховена, Симфония ми-бемоль мажор Чайковского. Впервые в нашей стране дирижер исполнил ораторию «Страсти по Марку» Р. Кайзера, а также осуществил первые записи на компакт-диски произведений Р. Глиэра, А. Мосолова, В. Шебалина и Э. Денисова. О совместном сотрудничестве с благодарностью вспоминает композитор Эдуард Артемьев: «В марте сего года минуло 50 лет с того памятного дня, когда Оркестр кинематографии записал мою первую пьесу «Бидструп смеется». С тех пор и по сей день вся моя композиторская деятельность связана с этим выдающимся коллективом не только в кино, но и в исполнении сочинений других жанров. Особую благодарность я приношу Сергею Ивановичу Скрипке, с которым сотрудничаю более 30 лет, за запись моей оперы «Преступление и Наказание». Могу утверждать, что он вдохнул в это сочинение жизнь, и для меня это исполнение стало эталонным».

    С Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Государственным академическим Московским хором (ныне – хор имени Кожевникова) и Московским хором учителей под руководством А. Д. Кожевникова, С. И. Скрипка впервые записал подлинный раритет отечественной музыки – первую русскую ораторию «Минин и Пожарский» Степана Дегтярева (на фирме «Мелодия»).

    Маэстро постоянно приглашают к участию в работе жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Среди последних событий – ХVII Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале (2012), VII Всероссийский открытый конкурс композиторов имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге (2013), Х Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» (2013), Национальная анимационная премия «Икар» (2015).

    Сергей Скрипка входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орел», является членом Союза кинематографистов России. Музыкант удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (1993), «Народный артист Российской Федерации» (1998), звания Почетного гражданина г. Жуковского (2004), а также Премии Правительства России в области культуры (2010).

    Ансамбль Дмитрия Покровского

    Созданный в 1973 году выдающимся музыкантом, ученым-исследователем Дмитрием Покровским (1944–1996) ансамбль стал первым в России коллективом, по-настоящему объединившим научный подход в изучении фольклора с его профессиональным исполнением, традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой.

    В этом творческом сообществе сложилась собственная уникальная вокальная школа, в основе которой – приемы традиционного фольклорного пения. Виртуозно владея самыми разными певческими стилями и техниками народной музыки, артисты мастерски сочетают их с современным музыкальным исполнительством. Фольклор в их интерпретации – живая и неотъемлемая часть национальной культуры и музыки, способная и сегодня покорять сердца слушателей и не знающая территориальных границ.

    Ансамбль Дмитрия Покровского работает в самых разных жанрах. В его репертуаре – широчайший спектр крестьянских песен, духовной музыки, а также программы, посвященные календарным крестьянским праздникам, свадебным обрядам, русскому традиционному театру. В исполнении коллектива нередко звучат классические опусы и произведения современных композиторов – И. Стравинского, Г. Свиридова, А. Шнитке, В. Мартынова, В. Дашкевича, А. Батагова, А. Раскатова, И. Юсуповой, В. Николаева, М. Шмотовой и других авторов.

    Ансамбль выступает со многими замечательными дирижерами, исполнителями и коллективами разных жанровых направлений. В их числе – Бирмингемский симфонический оркестр, Синодальный хор, ансамбли «Пол Уинтер Консорт», «Опус Пост» и Татьяна Гринденко, Алексей Айги и ансамбль «4.33», дирижеры Феликс Коробов, Томас Эдис, Майкл Тилсон Томас и другие музыканты.

    Искусство ансамбля ценят за умение самым естественным образом соединить культуру исполнения авторской музыки с фольклорными приемами и неотъемлемым для них элементом импровизации.

    Артисты успешно проявили себя в жанрах театра и кино, коллектив – частый гость телепередач и радиопрограмм.

    С 1998 по 2012 годы Ансамбль Покровского являлся Творческой мастерской Театра на Таганке.

    Ансамбль Дмитрия Покровского хорошо знаком российским слушателям, а также публике Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, Финляндии, Израиля, США, Канады, Японии, Австралии.

    Юлий Ким

    Юлий Ким родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка и учительницы русского языка. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959). В студенческие годы обратился к песенному творчеству, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Первые его концерты прошли в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро обрел популярность в СССР.

    По окончании учебы Юлий Ким преподавал. В эти же годы начал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.

    С 1968 года стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом «Ю. Михайлов». С середины 70-х стал работать над собственными пьесами. В 1985 году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под своим именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями – «Рыба-кит». В настоящее время дискография Юлия Кима насчитывает более 20 дисков. Он является автором около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг.

    Многие песни созданы Юлием Кимом в соавторстве с композиторами Владимиром Дашкевичем, Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым. Они звучат в 50 фильмах, среди которых «Засекреченный город», «Красавец-мужчина», «Короли и капуста», «Ярославна, королева Франции», «Голубой карбункул», «Там, на неведомых дорожках…», «Пеппи Длинныйчулок», «Собачье сердце», «Тень, или Может быть, все обойдется», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и другие киноленты.

    В 2002 году Юлий Ким перевел на русский язык мюзикл «Собор Парижской Богоматери».

    В 2010 году написал стихи на музыку П. И. Чайковского к полнометражному мультфильму Гарри Бардина «Гадкий утенок» (по Г. Х. Андерсену).

    Юлий Ким – член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), литературного Пен-клуба (1997). Лауреат премии «Золотой Остап» (1998), российской Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000), Царскосельской художественной премии (2003), литературно-музыкальной премии «Признание-2006» в номинации «Бард года» (2007), Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор/перевод)» (2007), Обладатель «Бард-Оскара» (2009).

    Елена Камбурова

    Елена Камбурова – народная артистка России, певица, актриса, основатель и художественный руководитель московского театра Музыки и Поэзии. Окончила эстрадное отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), затем факультет эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А. Луначарского, работает в жанре театральной и поэтической песни, в которой считает одинаково важными все три составляющие — музыку, текст и драматургическое начало.

    В репертуаре Камбуровой музыкальные интерпретации вершин русской поэзии (стихов М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, В. Маяковского, И. Бродского и др.), а также лучшие образцы авторской песни – Булата Окуджавы, Юлия Кима, Владимира Высоцкого. Многие композиторы пишут музыку специально для Камбуровой, с учетом ее творческой индивидуальности, вокальных особенностей и актерского диапазона . В частности, рассчитывая на ее исполнение, Владимир Дашкевич написал «Реквием» на стихи Анны Ахматовой, сочинение для певицы, хора и симфонического оркестра и вокальный цикл «Сохрани мою речь…» на стихи Осипа Мандельштама (обе премьеры состоялись на сцене Концертного зала имени Чайковского) 

    Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на французском, английском, польском, испанском, греческом языках, иврите.

    Елена Камбурова много работает в кино – ее голос звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах. Среди самых известных работ в кино – «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш» «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др.

    Елена Камбурова – народная артистка России (1995), Лауреат Царскосельской Художественной премии (1999), Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2000), Лауреат Премии Владимира Высоцкого «Своя колея» (2013), лауреат Международной премии Станиславского (2013).

    Михаил Левитин

    Михаил Левитин – режиссер, драматург, писатель, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж».

    Родился в Одессе (1945). Закончил режиссерский факультет ГИТИСа (1969). Дипломный спектакль молодого режиссера («О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» Петера Вайса) был поставлен сразу в знаменитом Театре на Таганке. К Юрию Любимову тогда сложно было попасть даже в качестве зрителя. Михаил Левитин, проходя мимо театра, поспорил с товарищем, что зайдет и попросит постановку. Отчасти ему повезло, но в большей степени роль сыграло обаяние молодого режиссера и его уверенность в своем предназначении.

    К концу 1970-х он осуществил более десяти успешных постановок. Среди них – «Синяя птица» М. Метерлинка (Рижский ТЮЗ, 1968), «ПеппиДлинныйчулок» по А. Линдгрен (Московский ТЮЗ, 1969), «Концерт для…» по М. Жванецкому (Ленинградский театр комедии, 1973), «Мерси, или Похождения Шипова» по Б. Окуджаве (Рижский ТЮЗ, 1974), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (ЦТСА, 1975), «Странствия Билли Пилигрима» по К. Воннегуту (ЦТСА, 1976).

    «Знаменательная встреча произошла у меня с молодым режиссёром исключительного дарования, страстным последователем Таирова Михаилом Левитиным, – вспоминает Владимир Дашкевич. – К нам с Олей пришёл красивый юноша с тёплым взглядом выразительных глаз. Он был одессит, но совершенно особенный — без пошлого псевдоодесского юмора, скорее утончённый и аристократичный. Он хотел, чтобы я написал музыку к спектаклю “Синяя птица” по пьесе Метерлинка, которую он ставил в знаменитом Рижском ТЮЗе. Там я применил авангардную технику для вокальных монологов персонажей — Души света, Души воды и Души огня. Их записал знаменитый ансамбль “Мадригал”, созданный Андреем Волконским. Пела Лидия Давыдова — сопрано, способное спеть музыку любой сложности, а партию ударных блистательно сыграл мой ученик по Гнесинскому институту, будущий знаменитый мастер Марк Пекарский».

    В 1987 году Левитин стал главным режиссером Театра миниатюр, который с того же года получил свое нынешнее название – «Эрмитаж». Первые спектакли, поставленные здесь, – «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» изменили художественное направление театра, расширили круг его зрителей, привлекли к нему пристальное внимание людей культуры. «Хармс», сыгранный более семисот раз, до сих пор остается в репертуаре. Спектакль стал не только театральным, но и общекультурным событием: Левитин открыл для сцены поэтику обэриутов. Хармс, Введенский, Олейников – постоянные спутники режиссера. По его инициативе и при участии театра были проведены посвященные обэриутам Первый международный фестиваль и научная конференция (1990).

    Театр Левитина – это особенный, авторский театр, театр режиссера-литератора, режиссера-писателя, где важнейшая роль отведена художественному слову.

    Целый ряд спектаклей М. Левитин поставил по собственным пьесам и инсценировкам, а в конце 1970-х он дебютировал как прозаик. Его рассказы, повести, очерки печатались в «Юности», «Октябре», «Неве», «Знамени», «Театре», «Театральной жизни», «Вопросах театра». Он также автор ряда книг. Особое место в творчестве Левитина занимает вышедшая в 2009 году в серии «ЖЗЛ» книга «Таиров» – роман-биография, полная драматизма история жизни крупнейшего режиссера. Левитин – неоднократный номинант литературной премии «Букер».

    Театр «Эрмитаж» под руководством М. Левитина успешно гастролировал в США, Канаде, Италии, Швейцарии, Голландии, Германии, Польше, Израиле, Уругвае, Колумбии, Кубе, Эквадоре, Бразилии. В швейцарской прессе российский коллектив называли «самым изысканным театральным коллективом России», а Департамент латиноамериканских стран присвоил ему почетное звание «Театр Латинской Америки».

    Михаил Левитин удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста России. Он также – лауреат Премии Москвы.

    Максим Федотов

    Максим Федотов – российский скрипач и дирижер, народный артист России (2002), лауреат Премии Правительства Москвы (2003), профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковского (с 1987), заведующий Кафедрой оркестровых струнных инструментов Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке (с 2015), лауреат и победитель крупнейших международных конкурсов скрипачей (в Токио, имени П. И. Чайковского в Москве, имени Н. Паганини в Генуе и других), член жюри международных конкурсов – в том числе имени П. И. Чайковского в Москве (1998, 2002, 2015).

    Родился в семье выдающегося петербургского дирижера Виктора Федотова. Музыкальное образование получил в Специальной музыкальной школе в Ленинграде и в Московской консерватории. Его педагогами были Б. Сергеев, Д. Цыганов, И. Безродный. Также обучался по классу оперно-симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории у В. Чернушенко.

    Максим Федотов – первый скрипач, давший сольный концерт на двух скрипках Паганини: работы Гварнери дель Джезу и Жана Батиста Вийома.

    Музыкант гастролировал более чем в 50-ти странах. Он выступает в крупнейших залах мира, с ведущими оркестрами под управлением выдающихся дирижеров. Важной частью творчества скрипача является концертная деятельность и студийные записи в дуэте с заслуженной артисткой России пианисткой Галиной Петровой.

    Компакт-диски М. Федотова выходили на фирмах Naxos, Classical Records, DML-Classic, «Мелодия» и других. Он также имеет записи на телеканалах «Культура», РТР, ОРТ, «Мир» (Россия), Mezzo (Франция), HRT (Хорватия), RAI (Италия) и других.

    В 1987–2006 годах Максим Федотов – солист Московской государственной филармонии.

    Был главным дирижером Русского симфонического оркестра (2003–2005), художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония» (2006–2010). В 2006–2007 годах Максим Федотов был главным дирижером Венских балов в Москве, Русских балов в Баден-Бадене, Первого Московского бала в Вене.

    В 2003–2008 годах возглавлял Кафедру скрипки и альта РАМ имени Гнесиных.

    Сегодня Максим Федотов выступает за дирижерским пультом различных симфонических оркестров – Санкт-Петербургской филармонии, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Мариинского театра, Концертного зала имени Джемаля Решит Рея в Стамбуле, Сеульского филармонического оркестра, Филармонического оркестра имени Богуслава Мартину в Злине и многих других коллективов. Скрипач сотрудничает с Санкт-Петербургским Домом музыки под руководством С. Ролдугина.

    С 2005 года постоянно работает с Загребским камерным оркестром, который проводит ежегодно Международный фестиваль Musica Maxima. С 2009 года Максим Федотов является артистическим директором этого фестиваля.

    Михаил Березницкий

    Михаил Березницкий родился в Москве в семье музыкантов. С 6 лет начал обучение игре на скрипке под руководством педагога И. М. Ванинской. В 1985 г он с отличием окончил музыкальную школу и поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории в класс профессора Н.Г. Бешкиной. В 1989 г. окончив училище с красным дипломом, Михаил Березницкий поступает в Московскую консерваторию в класс профессора М.С. Глезаровой.

    За годы учёбы в консерватории М. Березницкий пробует себя в самых разных музыкальных жанрах и амплуа. Увлечение квартетом приносит ему победу на международном конкурсе камерных ансамблей им. В.Беллини в 1990 (Италия). С 1992 года сотрудничает с камерным ансамблем Солисты Москвы п/у Юрия Башмета, являясь продолжительное время одним из концертмейстеров коллектива. Одновременно он увлекается аутентичным исполнительством и становится одним из первых в России скрипачей - лидеров этого направления. В это же время начинается его активная гастрольная деятельность как солиста и ансамблиста.

    По окончании консерватории Михаил Березницкий продолжает поиски новых форм и направлений в исполнительском творчестве, которые приводят его к освоению нового инструмента – альта, притягивающего своей необычной звуковой палитрой и широкими тембровыми возможностями. Уже через месяц занятий на инструменте музыкант с огромным успехом выступает в Малом зале Московской консерватории.

    В 1996 – 1998 Березницкий проходит стажировку в Московской консерватории как альтист в классе профессора Юрия Башмета. Он играет большое количество сольных и ансамблевых альтовых произведений, регулярно участвует в концертах как альтист и скрипач, часто используя в своих программах оба инструмента.

    В 1997 он становится лауреатом двух международных альтовых конкурсов – Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса на острове Мэн в Англии и Международного конкурса альтистов в Москве, организованного Юрием Башметом (Первая премия и Приз за лучшее исполнение произведений И.С.Баха).

    С этого времени Березницкий начинает гастролировать по всему миру как альтист. Он выступает в качестве солиста с оркестрами, играет камерные концерты и участвует в международных музыкальных фестивалях, среди которых Декабрьские Вечера, Московская Осень, Территория (Москва), Berliner Festwochen, Oleg Kagan Musikfest (Германия), Bath International Music Festival (Англия), Gaudeamus (Нидерланды) и другие.

    Михаил Березницкий является первым исполнителем в России ряда альтовых произведений ведущих русских и зарубежных композиторов. Среди них Н. Рота, М. Найман, Р. Кларк, Дж. Боуэн, М. Фелдман, Е. Подгайц, М. Броннер и многие другие. Он играет в ансамблях с такими известными музыкантами, как Г. Кремер, А. Любимов, Ю. Башмет, Н. Гутман, А. Рудин, В. Третьяков, Н. Штаркман, В. Попов, Ю. Франц. Выступает в престижных концертных залах, таких как Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал имени П.И.Чайковского, Светлановский и Камерный залы Московского Дома Музыки, Большой и Малый залы Петербургской филармонии, Большой зал филармонии в Познани (Польша), Konzerthaus и Kammermusiksaal der Philharmonie (Берлин), Cite de la musique (Париж) и других.

    Репертуар и музыкальные интересы Березницкого охватывают музыку от раннего барокко до новейших авангардных течений. Он исполняет множество произведений современных российских и зарубежных композиторов, постоянный гость ансамбля 4’33 Алексея Айги, имеет записи на радио, телевидении и компакт дисках.

    В 2002 г. М. Березницкий удостаивается звания Заслуженный артист России.

    С 2005 г. преподает в Московской государственной Консерватории им. П.И.Чайковского.

    Николай Медведев

    Николай Медведев — лауреат многих Всероссийских и международных конкурсов, в том числе конкурса пианистов-исполнителей русской музыки имени М. А. Балакирева в Краснодаре (Первая премия), имени Панчо Владигерова в Шумене (Болгария, Третья премия), в Кампильосе (Испания, Вторая премия), памяти Владимира Горовица в Киеве (Вторая премия и Специальный приз от парижского Зала Корто), имени С. Бендицкого в Саратове (Гран-при), памяти В. Лотар-Шевченко в Екатеринбурге (Первая премия) и Второго Всероссийского музыкального конкурса в Москве (Первая премия).

    Пианист выступает в России, Европе и США, его концерты проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Театральном и Камерном залах Московского международного Дома музыки, Бетховенском зале Большого театра, Российской академии музыки имени Гнесиных, Концертном зале Мариинского театра, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, концертных залах Екатеринбурга, Саратова, Ярославля, Минска, Киева, Парижа, Копенгагена, Бергена, Кельна, Дюссельдорфа и других городов. Принимал участие во многих фестивалях, в том числе фестивале М. Ростроповича и фестивале «Лики современного пианизма».

    Николай выступал с дирижерами: Сергеем Скрипкой, Мурадом Аннамамедовым, Владимиром Понькиным, Владимиром Зивой, Тимуром Мынбаевым,  Евгением Бушковым, Алексеем Богорадом, Алексеем Уткиным, Николаем Дядюрой, Уильямом Ноллом, Адольфом Вучером. Сотрудничает с солистами Большого театра России, Московского театра «Новая Опера» и Мариинского театра.

    С 2008 года Николай Медведев участвует в спектакле Театрального товарищества Олега Меньшикова «1900. Легенда о пианисте». В мае 2014 года принял участие в российской премьере «Божественной комедии XXI» Владимира Дашкевича, в которой исполнил Симфонию-концерт «Чистилище» для фортепиано с оркестром.

    Николай Медведев родился в 1986 году в Тюменской области. Учился в Краснодарском музыкальном колледже имени Н. А. Римского-Корсакова, Краснодарском университете искусств (класс профессора Н. Л. Межлумовой), Российской академии музыки имени Гнесиных (классы профессоров А. Г. Скавронского и Т. А. Зеликман) и аспирантуре Академии (класс Т. А. Зеликман). Брал уроки у Эмануэля Красовского, Владимира Троппа, Николая Петрова, Дмитрия Башкирова, Александра Мндоянца, Джерома Роуза, Владимира Виардо, Хосе Риберы, Уильяма Нолла. Был стипендиатом Российского фонда культуры, фондов имени А. К. Глазунова, «Новые имена» и «Русское исполнительское искусство». В 2010 году Николай был удостоен Молодежной премии «Триумф», в 2013 году получил приз для лучшего участника Международных фортепианных мастер-классов «Тель-Хай» в Тель-Авиве. В настоящее время Николай Медведев преподает в РАМ имени Гнесиных (ассистент в классах Т. А. Зеликман и В. М. Троппа).