Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Musica Viva, Александр Рудин

    18 января 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Шуберт
    Симфония № 8 («Неоконченная»)
    Л. Берио
    Народные песни для меццо-сопрано с оркестром
    Шуберт – Берио
    Rendering (по эскизам 10-й симфонии Шуберта)


    12+

    Абонемент №38:

    Шедевры и премьеры

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя Musica Viva (живая музыка — лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении коллектива впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет ему на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.

    В последние годы Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы Гайдна и его оратории «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика», стартовавший в 2011 году. Его основу составляет музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и другие. С оркестром выступали всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».

    Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera. 

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий – как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.

    Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

    «Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался – в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, – говорит Рудин. – Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше – как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста – еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».

    С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

    Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

    В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).

    Майте Бомон

    Майте Бомон родилась в Памплоне, где обучалась в Консерватории имени Пабло Сарасате. Затем продолжила образование в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге у Ханны Шварц. В 2000 году стала участницей молодёжной программы Гамбургской государственной оперы, на сцене которой дебютировала в партии Руджеро в опере «Альцина» Генделя. С 2003 по 2006 год была солисткой труппы театра, исполняя ведущие партии в репертуарных спектаклях, в том числе в «Дон Жуане» и «Волшебной флейте» Моцарта, «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Кармен» Бизе и опере «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева.

    В 2005 году Майте Бомон с большим успехом дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Дорабеллы из оперы Моцарта «Так поступают все», поразив публику и критиков своим «тёплым, глубоким голосом и невероятной сценической харизмой». С тех пор певица чрезвычайно востребована на оперной и концертной сцене, выступает во многих главных театрах мира, среди которых миланский Ла Скала, Опера Гарнье, государственные оперы Берлина и Мюнхена, Ла Монне в Брюсселе, Национальная опера Амстердама, Театр Капитолия Тулузы, Лисеу в Барселоне, Королевский театр Мадрида, Опера Чикаго и Муниципальный театр Сантьяго в Чили. 

    Среди последних выступлений Майте Бомон – партии Анджелины в «Золушке» и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини в дрезденской Земпер-опере, Секста в «Юлии Цезаре» Генделя в Королевском театре Турина, Донны Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта в венском театре Ан дер Вин, Зибеля в «Фаусте» Гуно в Театре Капитолия Тулузы, Маркизы Мелибеи в «Путешествии в Реймс» Россини и Октавии в «Коронации Поппеи» Монтеверди в театре Лисеу, Мэг Пейдж в «Фальстафе» Верди на Амстердамском фестивале, Нарцисса в одноименной опере Д. Скарлатти на фестивале старинной музыки в Инсбруке и Ирены в «Тамерлане» Генделя на фестивале в Амброне. В конце текущего сезона Майте Бомон вновь выйдет на сцену Гамбургской оперы, где исполнит партию Керубино в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта. 

    Певица выступала со многими известными коллективами, включая Академию старинной музыки (Великобритания), Бамбергский симфонический оркестр, Токийский симфонический оркестр, Национальный оркестр Испании, Камерный оркестр Бремена, Зальцбургскую камерату, оркестры Il Complesso Barocco, Les Talens Lyriques, «Моцартеум», ансамбли «Матеус», «Галантная Европа», Resonanz и Intercomporain. Сотрудничала с дирижёрами Аланом Кёртисом, Кристофером Хогвудом, Николаусом Арнонкуром, Роджером Норрингтоном, Кристофом Эшенбахом, Мартином Хазельбёком, Адамом Фишером, Инго Метцмахером, Хосепом Понсом, Айвором Болтоном, Кристофом Руссе, Даниэле Гатти, Фабио Бьонди, Симоной Янг, Эммануэль Айм, Джонатаном Ноттом, Алессандро де Марки, Жаном-Кристофом Спинози, Энрике Маццолой, Джованни Антонини, Джакомо Сагрипанти, режиссёрами Пьером Оди, Штеффеном Пионтеком, Лораном Пелли, Робертом Карсеном и другими. 

    Концертный репертуар артистки простирается от музыки барокко до сочинений современных композиторов. Недавно она исполняла партии меццо-сопрано в Мессе до минор Моцарта и Девятой симфонии Бетховена. 

    Майте Бомон принимала участие в записи опер «Альцина» и «Радамист» Генделя, «Монтесума» Вивальди, «Флавий Бертарид, царь лангобардов» Телемана и «Праздник в море» современного немецкого композитора Йорна Арнеке; выпустила сольный диск Dolce mio ben с ариями малоизвестных композиторов эпохи барокко и диск La Maga Abbandonata с ариями из опер Генделя (совместно с сопрано Симоной Кермес). На DVD с её участием вышли спектакли «Юлий Цезарь» Генделя, «Так поступают все» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Лунный мир» Гайдна и «Коронация Поппеи» Монтеверди.