В продаже абонемент Musica sacra nova
Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №38:
Шедевры и премьеры
Немецкий скрипач Кристиан Тецлафф известен во всем мире как блестящий интерпретацию музыки самых разных эпох – от классицизма и романтизма до современности. Одно из главных достоинств Тецлаффа – его способность проникать во внутренний мир композиторов. Записи Тецлаффа удостаивались наград Diapason d’Or (дважды), Edison prize, Midem Classical Award, ECHO Klassik prize, несколько раз номинировались на «Грэмми». В 1996 году создал струнный Тецлафф-квартет, среди участников которого также его сестра, виолончелистка Таня Тецлафф. В концерте, открывающем абонемент, Кристиан Тецлафф выступит как солист и дирижер.
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.
Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).
Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Кристиан Тецлафф родился в 1966 году в Гамбурге. Начал обучаться игре на фортепиано и скрипке в шесть лет, окончательный профессиональный выбор сделал в 14-летнем возрасте после исполнения Скрипичного концерта Бетховена. Значительное влияние на становление скрипача оказал его педагог по Любекской консерватории Уве-Мартин Хайберг. Кроме того, Тецлафф брал уроки у известного американского педагога Вальтера Левина в колледже Университета Цинциннати. На протяжении многих лет совершенствовал мастерство в различных молодежных оркестрах.
Международную известность Тецлафф получил в 1988 году, исполнив Скрипичный концерт Шёнберга с Кливлендским симфоническим оркестром под управлением Кристофа фон Донаньи и Мюнхенским филармоническим под управлением Серджиу Челибидаке. Год спустя состоялся его сольный дебют в Нью-Йорке.
Гастрольный график скрипача расписан на много лет вперед, ежегодно он дает около 100 концертов. С ним сотрудничают знаменитые оркестры: Венский и Нью-Йоркский филармонические, Чикагский и Сиднейский симфонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), все ведущие лондонские оркестры – под управлением Андриса Нелсонса, Робина Тиччати, Владимира Юровского. Кристиан Тецлафф был «артистом в резиденции» Берлинского, Дрезденского, Нидерландского и Сеульского филармонических оркестров, симфонических оркестров цюрихского Тонхалле и Франкфуртского радио, Лондонского симфонического оркестра. На протяжении нескольких лет принимал участие в концертных сериях оркестра нью-йоркской Метрополитен-оперы под управлением Джеймса Левайна.
Наряду с хрестоматийными шедеврами классико-романтического репертуара Кристиан Тецлафф также уделяет внимание забытым и раритетным опусам, в числе которых Концерт для скрипки с оркестром Йозефа Иоахима, а также современным сочинениям, среди которых Скрипичный концерт Йорга Видмана (премьера состоялась в 2013 году).
В 1994 году Кристиан Тецлафф основал струнный квартет, и с тех пор камерная музыка составляет значительную часть его интересов. Он играет также в составе трио с сестрой, виолончелисткой Таней Тецлафф, и пианистом Ларсом Фогтом. Давнее сотрудничество связывает его с известным норвежским пианистом Лейфом Ове Андснесом. Музыканты записали скрипичные сонаты Яначека, Дебюсси, Равеля и Нильсена; все фортепианные трио Шумана в ансамбле с Таней Тецлафф (диск получил премию Gramophone); сонаты для скрипки и фортепиано Бартока (Edison Award и номинация на «Грэмми»).
В числе международных наград Тецлаффа – также Премия немецких критиков и Diapason d'Or за запись Концерта Сибелиуса, премия Gramophone за альбом с двумя концертами Бартока, записанными с оркестром Финского радио под управлением Ханну Линту (2018). В 2017 году скрипач в третий раз записал все сонаты и партиты И. С. Баха. Среди релизов последнего времени – концерты Бетховена и Сибелиуса с Немецким симфоническим оркестром Берлина под управлением Робина Тиччати (2019, «диск месяца» по версии журнала Gramophone); альбом с двумя поздними квартетами и Большой фугой Бетховена в составе Тецлафф-квартета (2020).
Кристиан Тецлафф преподает в Кронберг-академии. Играет на скрипке, изготовленной немецким мастером Петером Грайнером.