Musica Viva, Мэттью Холлс, Александр Рудин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Musica Viva,
    Мэттью Холлс,
    Александр Рудин

    1 июня 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Гайдн
    Симфония №  102
    Бетховен
    Симфония № 2

    Крафт
    Концерт для виолончели с оркестром До-мажор

    12+

    Абонемент №34:

    «Шедевры и премьеры». Московский камерный оркестр Musica Viva

    Абонементный цикл «Шедевры и премьеры» – один из титульных проектов Московского камерного оркестра Musica Viva, отражающий основные направления творческой деятельности коллектива. Программы цикла формируются по принципу сочетания признанных образцов классического музыкального искусства и произведений, редко исполняемых на отечественных сценах, а то и вовсе забытых раритетов, воссоздающих музыкальную историю той или иной эпохи во всей ее полноте и разнообразии. За многие годы существования в рамках цикла была сформулирована и еще одна художественная задача, а именно представление отечественной публике зарубежных исполнителей – солистов и дирижеров, завоевавших признание на Западе, но пока что мало известных нашим слушателям. 

    В предстоящем сезоне 2014/2015 серия «Шедевры и премьеры» – это четыре концерта, каждый из которых претендует на уникальный художественный статус. Два из них представят масштабные сочинения кантатно-ораториального и оперного жанров с участием интернационального состава солистов и постоянного партнера оркестра Musica Viva вокального ансамбля Intrada, еще два будут посвящены инструментальной музыке западноевропейских композиторов. 

    Заключительный концерт абонемента «Шедевры и премьеры» состоится  1 июня 2015 года.
    Программу вечера составили признанные шедевры – Симфония № 102 Йозефа Гайдна и Симфония № 2 Людвига ван Бетховена. В исполнении Александра Рудина и оркестра прозвучит и сочинение, которое можно считать безусловным раритетом. Это виолончельный концерт австрийского композитора Антонина Крафта (1752–1820). Впервые он прозвучал в России несколько лет назад в исполнении Александра Рудина и возглавляемого им оркестра. Впоследствии, благодаря маэстро, не раз включавшему это сочинение в свои программы, в том числе в программу своего юбилейного вечера в 2010 году, Концерт Крафта услышали и смогли оценить и музыкальные критики, и завсегдатаи Большого зала консерватории. Спустя пять лет Александр Рудин и оркестр Musica Viva вновь дадут возможность публике услышать это произведение в большом концертном зале. На сей раз за дирижерский пульт встанет  уже известный москвичам дирижер из Великобритании Мэтью Холлс. В 2012 году он блистательно выступил с оркестром MusicaViva с моцартовской программой, заменив заболевшего сэра Роджера Норрингтона. Тогда работа Холлса с оркестром была отмечено самыми лестными отзывами критиков и признанием публики.

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России. 

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других. 

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.

    Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2023/24 оркестр представляет новый цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). 

    Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России. 

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика. 

    Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Мэттью Холлс

    Музыкантов часто характеризуют словами «разносторонний, многоликий». В отношении Мэттью Холлса эти эпитеты особенно уместны. Первоначально он заявил о себе как клавесинист, органист и дирижер, специализирующийся на исполнении ранней музыки. Сегодня, на пороге 40-летия, он все более известен своей активной работой с симфоническими оркестрами и в оперных театрах, глубокими и яркими интерпретациями музыки всех эпох.

    Мэттью Холлс получил образование в Оксфордском Университете, где впоследствии преподавал в течение пяти лет.

    Музыкант сотрудничает со многими европейскими ансамблями и оркестрами, пропагандирующими аутентичное исполнительство, включая LesArtsFlorissants, Оркестр века Просвещения, Амстердамский барочный оркестр; он являлся руководителем ансамбля TheKing’sConsort (2007–2009), а затем — артистическим директором другого британского коллектива, RetrospectEnsemble; он также постоянно выступает в ансамбле с прославленной исполнительницей барочной музыки, скрипачкой Моникой Хаггет.

    Холлс выступал на сценах знаменитых концертных залов, среди которых Консертгебау в Амстердаме, Ситэ де ля музик в Париже, Концертхаус в Берлине, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Мегарон в Афинах, Линкольн-центр в Нью-Йорке; его концерты также проходили в рамках фестиваля WienerFestwochen.

    Помимо доклассического репертуара, благодаря исполнению которого он приобрел известность, Мэттью Холлс известен своим пристрастием к австро-немецкой классике и романтике ― творчеству Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса. Он также выступает в качестве хорового дирижера, исполняя музыку от Бёрда и Джезуальдо до Бриттена и Шёнберга. 

    В июле 2011 года Холлс впервые дирижировал на Баховском фестивале в Орегоне. Сразу же после триумфального выступления, молодой маэстро получил приглашение занять пост артистического директора фестиваля и стать преемником Хельмута Риллинга. На своем первом фестивале в новом статусе он дирижировал Реквиемом Верди, Vespers Монтеверди и собственной реконструкцией «Страстей по Марку» Баха. Летом 2015 года Орегонский Баховский фестиваль станет площадкой для новой национальной образовательной программы Академии Бервик, в рамках которой студенты под руководством Мэттью Холлса будут изучать историческое исполнительство.

    В 2013 году Холлс дебютировал с симфоническим оркестром Торонто. Его интерпретация Девятой симфонии Бетховена получила высокую оценку критиков и маэстро сразу же был ангажирован для участия в фестивале Моцарта в Торонто.

    В 2011 году он впервые выступил с Национальным симфоническим оркестром США, представив «Мессию» Генделя. Сотрудничество с этим коллективом продолжилось исполнением программ из произведений Равеля, Дютийе и Воан-Уильямса, а также Пуленка и Мендельсона. Среди недавних и будущих ангажементов дирижера в Северной Америке — дебют с Филадельфийским оркестром, выступления с симфоническими оркестрами Кливленда, Хьюстона, Индианаполиса, Сиэттла, камерным оркестром Лос-Анджелеса, оркестром Национального центра искусств в Оттаве, барочным оркестром Портленда. В программах ― произведения Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, Мессиана, Типпетта и современного американского композитора Кёрниса.

    Не менее востребован Мэттью Холлс и в Европе. Его приглашают к сотрудничеству Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, симфонические оркестры Берлинского и Франкфуртского радио, филармонические оркестры Бергена и Бремена, Национальный симфонический оркестр RTE (Ирландия), Исландский симфонический, английские камерные оркестры RoyalNorthernSinfonia, TheEnglishConcort, LondonMozartPlayers, австрийский Тонкюнстлер-оркестр. Холлс постоянно гастролирует с оркестром зальцбургского «Моцартеума»: в 2015 году состоится совместное выступление музыкантов на Зальцбургском фестивале. В прошедшем сезоне маэстро дебютировал с ансамблем барочной музыки ConcentusMusicusWien на международном фестивале барочной музыки в Бенедиктинском монастыре в Мельке (Австрия), став первым приглашенным дирижером этого ансамбля.

    В нынешнем сезоне Холлс был приглашен в Австралию, где дирижировал симфоническими оркестрами Аделаиды, Мельбурна и Западной Австралии.

    Оперный репертуар дирижера включает сочинения Ренессанса, барокко и классической эпохи, а также современные оперы, особое место в числе которых занимают сочинения Бриттена. М. Холлс дирижировал «Ариодантом» Генделя в Аалто-театре в Эссене (Германия), сотрудничает с Генделевским фестивалем в Халле и с Ландестеатром Зальцбурга. В Опере Колорадо маэстро дебютировал с серией спектаклей «Ринальдо» Генделя, после чего был приглашен театром продирижировать операми «Амадис Галльский» Генделя и «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В Нидерландской опере и Баварской государственной опере Холлс дирижировал постановками «Луизы Миллер» Верди, «Питера Граймса» Бриттена и «Нормы» Беллини.

    В 2008 году Мэттью Холлс осуществил запись оперы Генделя «Празднества на Парнасе», которая вышла на лейбле Hyperion и была удостоена StanleySadieHandelRecordingPrize — ежегодной награды, присуждаемой одной из записей музыки Генделя. В качестве солиста и дирижера он записал четыре клавирных концерта, Пасхальную и Рождественскую оратории Баха и сонаты Пёрселла (LinnRecords). Эти работы также удостоены различных призов.

    Будучи прирожденным педагогом, Мэттью Холлс много занимается с молодыми музыкантами, преподает в летних школах и на мастер-классах. 

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко). 

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).

    С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. 

    Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день»(Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.