Закрыть

Уважаемые слушатели! 1 февраля поступят в продажу абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    Musica Viva,
    Мэттью Холлс,
    Александр Рудин

    1 июня 2015, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Й. Гайдн
    Симфония №  102
    Бетховен
    Симфония № 2

    Крафт
    Концерт для виолончели с оркестром До-мажор

    12+

    Абонемент №34:

    «Шедевры и премьеры». Московский камерный оркестр Musica Viva

    Абонементный цикл «Шедевры и премьеры» – один из титульных проектов Московского камерного оркестра Musica Viva, отражающий основные направления творческой деятельности коллектива. Программы цикла формируются по принципу сочетания признанных образцов классического музыкального искусства и произведений, редко исполняемых на отечественных сценах, а то и вовсе забытых раритетов, воссоздающих музыкальную историю той или иной эпохи во всей ее полноте и разнообразии. За многие годы существования в рамках цикла была сформулирована и еще одна художественная задача, а именно представление отечественной публике зарубежных исполнителей – солистов и дирижеров, завоевавших признание на Западе, но пока что мало известных нашим слушателям. 

    В предстоящем сезоне 2014/2015 серия «Шедевры и премьеры» – это четыре концерта, каждый из которых претендует на уникальный художественный статус. Два из них представят масштабные сочинения кантатно-ораториального и оперного жанров с участием интернационального состава солистов и постоянного партнера оркестра Musica Viva вокального ансамбля Intrada, еще два будут посвящены инструментальной музыке западноевропейских композиторов. 

    Заключительный концерт абонемента «Шедевры и премьеры» состоится  1 июня 2015 года.
    Программу вечера составили признанные шедевры – Симфония № 102 Йозефа Гайдна и Симфония № 2 Людвига ван Бетховена. В исполнении Александра Рудина и оркестра прозвучит и сочинение, которое можно считать безусловным раритетом. Это виолончельный концерт австрийского композитора Антонина Крафта (1752–1820). Впервые он прозвучал в России несколько лет назад в исполнении Александра Рудина и возглавляемого им оркестра. Впоследствии, благодаря маэстро, не раз включавшему это сочинение в свои программы, в том числе в программу своего юбилейного вечера в 2010 году, Концерт Крафта услышали и смогли оценить и музыкальные критики, и завсегдатаи Большого зала консерватории. Спустя пять лет Александр Рудин и оркестр Musica Viva вновь дадут возможность публике услышать это произведение в большом концертном зале. На сей раз за дирижерский пульт встанет  уже известный москвичам дирижер из Великобритании Мэтью Холлс. В 2012 году он блистательно выступил с оркестром MusicaViva с моцартовской программой, заменив заболевшего сэра Роджера Норрингтона. Тогда работа Холлса с оркестром была отмечено самыми лестными отзывами критиков и признанием публики.

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя «Musica Viva» (живая музыка — лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении коллектива впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет ему на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.

    В последние годы Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы Гайдна и его оратории «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика», стартовавший в 2011 году. Его основу составляет музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и другие. С оркестром выступали всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».

    Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera. 

    Мэттью Холлс

    Музыкантов часто характеризуют словами «разносторонний, многоликий». В отношении Мэттью Холлса эти эпитеты особенно уместны. Первоначально он заявил о себе как клавесинист, органист и дирижер, специализирующийся на исполнении ранней музыки. Сегодня, на пороге 40-летия, он все более известен своей активной работой с симфоническими оркестрами и в оперных театрах, глубокими и яркими интерпретациями музыки всех эпох.

    Мэттью Холлс получил образование в Оксфордском Университете, где впоследствии преподавал в течение пяти лет.

    Музыкант сотрудничает со многими европейскими ансамблями и оркестрами, пропагандирующими аутентичное исполнительство, включая LesArtsFlorissants, Оркестр века Просвещения, Амстердамский барочный оркестр; он являлся руководителем ансамбля TheKing’sConsort (2007–2009), а затем — артистическим директором другого британского коллектива, RetrospectEnsemble; он также постоянно выступает в ансамбле с прославленной исполнительницей барочной музыки, скрипачкой Моникой Хаггет.

    Холлс выступал на сценах знаменитых концертных залов, среди которых Консертгебау в Амстердаме, Ситэ де ля музик в Париже, Концертхаус в Берлине, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Мегарон в Афинах, Линкольн-центр в Нью-Йорке; его концерты также проходили в рамках фестиваля WienerFestwochen.

    Помимо доклассического репертуара, благодаря исполнению которого он приобрел известность, Мэттью Холлс известен своим пристрастием к австро-немецкой классике и романтике ― творчеству Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса. Он также выступает в качестве хорового дирижера, исполняя музыку от Бёрда и Джезуальдо до Бриттена и Шёнберга. 

    В июле 2011 года Холлс впервые дирижировал на Баховском фестивале в Орегоне. Сразу же после триумфального выступления, молодой маэстро получил приглашение занять пост артистического директора фестиваля и стать преемником Хельмута Риллинга. На своем первом фестивале в новом статусе он дирижировал Реквиемом Верди, Vespers Монтеверди и собственной реконструкцией «Страстей по Марку» Баха. Летом 2015 года Орегонский Баховский фестиваль станет площадкой для новой национальной образовательной программы Академии Бервик, в рамках которой студенты под руководством Мэттью Холлса будут изучать историческое исполнительство.

    В 2013 году Холлс дебютировал с симфоническим оркестром Торонто. Его интерпретация Девятой симфонии Бетховена получила высокую оценку критиков и маэстро сразу же был ангажирован для участия в фестивале Моцарта в Торонто.

    В 2011 году он впервые выступил с Национальным симфоническим оркестром США, представив «Мессию» Генделя. Сотрудничество с этим коллективом продолжилось исполнением программ из произведений Равеля, Дютийе и Воан-Уильямса, а также Пуленка и Мендельсона. Среди недавних и будущих ангажементов дирижера в Северной Америке — дебют с Филадельфийским оркестром, выступления с симфоническими оркестрами Кливленда, Хьюстона, Индианаполиса, Сиэттла, камерным оркестром Лос-Анджелеса, оркестром Национального центра искусств в Оттаве, барочным оркестром Портленда. В программах ― произведения Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, Мессиана, Типпетта и современного американского композитора Кёрниса.

    Не менее востребован Мэттью Холлс и в Европе. Его приглашают к сотрудничеству Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, симфонические оркестры Берлинского и Франкфуртского радио, филармонические оркестры Бергена и Бремена, Национальный симфонический оркестр RTE (Ирландия), Исландский симфонический, английские камерные оркестры RoyalNorthernSinfonia, TheEnglishConcort, LondonMozartPlayers, австрийский Тонкюнстлер-оркестр. Холлс постоянно гастролирует с оркестром зальцбургского «Моцартеума»: в 2015 году состоится совместное выступление музыкантов на Зальцбургском фестивале. В прошедшем сезоне маэстро дебютировал с ансамблем барочной музыки ConcentusMusicusWien на международном фестивале барочной музыки в Бенедиктинском монастыре в Мельке (Австрия), став первым приглашенным дирижером этого ансамбля.

    В нынешнем сезоне Холлс был приглашен в Австралию, где дирижировал симфоническими оркестрами Аделаиды, Мельбурна и Западной Австралии.

    Оперный репертуар дирижера включает сочинения Ренессанса, барокко и классической эпохи, а также современные оперы, особое место в числе которых занимают сочинения Бриттена. М. Холлс дирижировал «Ариодантом» Генделя в Аалто-театре в Эссене (Германия), сотрудничает с Генделевским фестивалем в Халле и с Ландестеатром Зальцбурга. В Опере Колорадо маэстро дебютировал с серией спектаклей «Ринальдо» Генделя, после чего был приглашен театром продирижировать операми «Амадис Галльский» Генделя и «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В Нидерландской опере и Баварской государственной опере Холлс дирижировал постановками «Луизы Миллер» Верди, «Питера Граймса» Бриттена и «Нормы» Беллини.

    В 2008 году Мэттью Холлс осуществил запись оперы Генделя «Празднества на Парнасе», которая вышла на лейбле Hyperion и была удостоена StanleySadieHandelRecordingPrize — ежегодной награды, присуждаемой одной из записей музыки Генделя. В качестве солиста и дирижера он записал четыре клавирных концерта, Пасхальную и Рождественскую оратории Баха и сонаты Пёрселла (LinnRecords). Эти работы также удостоены различных призов.

    Будучи прирожденным педагогом, Мэттью Холлс много занимается с молодыми музыкантами, преподает в летних школах и на мастер-классах. 

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий – как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.

    Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

    «Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался – в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, – говорит Рудин. – Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше – как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста – еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».

    С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

    Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

    В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).