Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    Посвящение В. А. Моцарту
    (к 260-летию со дня рождения)

    24 ноября 2015, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Моцарт
    Реквием для солистов, хора и оркестра
    Exsultate, jubilate — мотет для сопрано и оркестра
    Ave verum corpus — мотет для хора и оркестра

    Концерт проходит в одном отделении

    12+

    Абонемент №40:

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор — один из самых знаменитых хоровых коллективов России. Создан профессором Владимиром Мининым. C неизменным успехом гастролировал в странах всех континентов мира, кроме Австралии. Выступал с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами России, среди которых Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе. В дискографии хора более 40 CD.

    История хора уходит корнями в 1971 год, когда Владимир Минин стал ректором Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). В сентябре 1971 года маэстро объявил набор в институтский камерный хор, куда могли прийти вокалисты, хормейстеры, пианисты, теоретики, преподаватели музыкальных школ: «Я хотел доказать, что хор это не масса серостей, а единый талантливый организм, способный разговаривать с публикой и быть услышанным». 23 апреля 1972 года хор дал первый концерт – в Доме ученых. Первый концерт коллектива состоялся 23 апреля 1972 года.

    Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку хора – «Хоровая музыка ХII-ХХ веков». Репертуар хора формировался из произведений современных композиторов, интерпретаций русской народной музыки, песен советских авторов и крупных произведений западноевропейских классиков. Коллектив быстро получил широкое международное признание, активно гастролируя по всему миру. Деятельность хора также повлекла за собой в 70-80-е годы создание камерных хоров по всей стране.

    В 1982 году Владимир Минин получил Государственную премию СССР. Тогда же появилось одно из первых сочинений, написанных непосредственно для Камерного хора: хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны», посвященная Владимиру Минину. Премьера состоялась в 1982 году в Ленинграде в Большом зале филармонии. Шесть аншлаговых концертов и конная милиция для поддержания порядка – таков был успех нового произведения, на долгие годы ставшего визитной карточкой коллектива. 1980-е стали для Камерного хора особенно плодотворным десятилетием: гастроли состоялись в США, Швейцарии, Австрии, Германии, Китае, Японии, Сингапуре, Бразилии, Португалии, Аргентине, Италии, Франции.

    С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце. «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Бал-маскарад» и «Трубадур» Верди, «Богема» Пуччини, «Греческие страсти» Мартину, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Маскарад» Нильсена, «Королевский дворец» Вайля существенно расширили не только репертуар, но и сценические возможности артистов хора. В оперном театре Цюриха хор участвовал в постановках «Хованщины» Мусоргского, «Демона» Рубинштейна. Новые горизонты для коллектива открыло и сотрудничество с театральными актерами – Ольгой Остроумовой, Светланой Крючковой, Еленой Лядовой, Александром Филиппенко, Игорем Костолевским, Валентином Гафтом.

    Каждый сезон коллектив представляет премьеры или редко звучащие произведения. В последние годы это Траурно-триумфальная симфония Берлиоза, кантата Catulli Carmina Орфа, месса «Вооруженный человек» Дженкинса, концертная версия мюзикла «Чудесный город» Бернстайна, оратория «Мария Магдалина» Массне, «Маленькая торжественная месса» Россини, оратория «Исход» Шерлинга, «Креольская месса» Рамиреса. Яркими событиями недавних сезонов стали также совместный проект Валентина Гафта и Владимира Минина «Скажи, он дьявол или бог?», цикл благотворительных концертов «Хор Минина – детям» и исполнение концертной версии оперы «Порги и Бесс» Гершвина. 

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя Musica Viva (живая музыка — лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении коллектива впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет ему на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.

    В последние годы Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы Гайдна и его оратории «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика», стартовавший в 2011 году. Его основу составляет музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и другие. С оркестром выступали всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».

    Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera. 

    Владимир Минин

    Владимир Минин – народный артист СССР, создатель и бессменный художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора.

    Родился 10 января 1929 года в Ленинграде. В 1945 году окончил Московское хоровое училище, в 1949 получил от своего учителя Александра Свешникова приглашение работать в Государственном хоре СССР. В 1950 году закончил дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории, в 1957 – аспирантуру. В 1951 году стал художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Северной группы войск Советской армии в Польше. В 1958 году возглавил Государственную заслуженную капеллу Молдавии «Дойна», за успешное руководство которой получил в 1961 звание Заслуженного деятеля искусств Молдавской ССР. В 1963-1965 гг. возглавлял кафедру хорового дирижирования Новосибирской консерватории, в 1965 стал художественным руководителем и главным дирижером Ленинградской академической русской хоровой капеллы имени Глинки.

    В 1971 году Минин возглавил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (с 1993 года – Российская академия музыки имени Гнесиных), ректором которого был до 1979 года. В сентябре 1971 из студентов и педагогов института создал Камерный хор, став его художественным руководителем и главным дирижером. Первый концерт коллектива состоялся 23 апреля 1972 года. Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку хора.

    В 1978 году Владимиру Минину присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году он стал профессором ГМПИ имени Гнесиных. В 1982 году Московский камерный хор удостоился I премии на Всероссийском смотре профессиональных академических хоров в Москве, а Владимир Минин получил Государственную премию СССР. В 1986 году хор одержал победу на I Всемирном конгрессе хоровых музыкальных коллективов в Вене. В 1988 Минин получил звание Народного артиста СССР.

    Одним из первых в СССР Минин стал включать в концертные программы «не рекомендованные к исполнению» духовные сочинения Рахманинова, Чайковского, Гречанинова, Чеснокова, Танеева. В 1997 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Владимиру Минину орден Святого равноапостольного великого князя Владимира за возрождение церковной музыки.

    Маэстро посвящены произведения Георгия Свиридова (кантата «Ночные облака»), Валерия Гаврилина (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Родиона Щедрина (хоровая литургия «Запечатленный ангел»), Владимира Дашкевича (литургия «Семь зарниц Апокалипсиса»). Гия Канчели доверил Минину российские премьеры сочинений Little Imber (2004), Amao Omi (2007) и Dixi (2008).

    Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (2004, 1997), Ордена князя Даниила Московского (2004), Ордена Почёта (2008), Ордена «Славы и Чести» III степени (2012), Ордена Дружбы (2014); лауреат премии «Триумф» (2009), Международной премии Андрея Первозванного «Вера и Верность» (2012), а также многих других наград. В 2013 избран Председателем Московского отделения Всероссийского хорового общества.

    «Московский камерный хор был не только первым исполнителем многих моих сочинений. И каким исполнителем! Но он явился тем первым хором, который открыл мне возможности этого жанра. Не раз в его искусстве я находил вдохновение... Отдача здесь невероятная! Конечно, первостепенная заслуга в этом их пастыря – Владимира Николаевича Минина: это очень талантливый человек, большой артист, настоящий художник, который умеет зажигаться и зажигать других. Это редкий дар!»

    Георгий Свиридов

    «Минин никогда не вступает в конфликт с природой музыкального произведения, где бы оно ни было создано. Подобно тому, как растение, чтобы оно не погибло, берут с кусочком материнской земли, так и Минин берет произведение, не стряхивая с него почву напитавшей его культуры и традиций, и «пересаживает» на русскую почву, под благодатные дожди русской хоровой школы. И тогда музыка Вивальди, Моцарта, Россини становится не только явлением нашей жизни, но и само это явление, в силу своей неповторимости, становится движущей силой в мировом искусстве».

    Валерий Гаврилин

    Алина Яровая

    Алина Яровая родилась в Луганске (Украина), окончила Донецкую государственную академии им. С. С. Прокофьева. Дипломантка Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2009) и лауреат II премии Международного конкурса патриотической песни «Молодая гвардия» (Краснодон, Украина, 2002).

    С 2005 по 2009 год являлась солисткой Донецкого национального музыкально-драматического театра, в котором подготовила и исполнила несколько ведущих ролей в операх и классических мюзиклах, в том числе  Сюзанну («Свадьба Фигаро» Моцарта).  В репертуаре певицы также партии Мюзетты («Богема» Пуччини) и Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова).

    Принимала участие в мастер-классах Ленор Розенберг (Metropolitan Opera, Нью-Йорк), Дайаны Зола и Ричарда Бадо (Grand Opera, Хьюстон), Анны Маргулис («Новая Опера»), Анатолия Кузнецова (Мариинский театр), Бадри Майсурадзе (Большой театр), Ирины Масленниковой (Московская консерватория). Обучалась в Баховской академии в Бохуме  (Германия).

    В 2009 – 2011 годах — артистка Молодежной оперной программы Большого театра России. В  2010 году дебютировала на сцене театра в роли Второй дамы в опере Моцарта «Волшебная флейта», затем в Большом театре исполнила партию Церлины в новой постановке оперы Моцарта «Дон Жуан» (режиссер Дмитрий Черняков, дирижер Теодор Курентзис). Приняла участие в концертах Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова в городах России, Белоруссии, Франции и США. В конце 2010 года исполнила партию первого сопрано в Большой мессе до минор В. А.  Моцарта с Московским камерным оркестром Musica Viva в Московском международном Доме музыки и в том же году стала лауреатом Молодежной премии «Триумф». 

    В Большом театре Алина Яровая  исполнила партии: Ксения («Борис Годунов» М. Мусоргского), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева), Памина («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Прилепа («Пиковая дама» П. Чайковского), Дитя («Дитя и волшебство» М. Равеля), Лиза («Сомнамбула» В. Беллини), Тибо («Дон Карлос» Дж. Верди), Фраскита («Кармен» Ж. Бизе), Деспина («Так поступают все» В. А. Моцарта),  а также приняла участие в новой постановке оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (партия Софи, режиссер Стивен Лоулесс, дирижер Василий Синайский).

    В сезоне 2012/13 певица исполнила партию Ксении в новой постановке «Бориса Годунова» в мадридском Teatro Real.

    В 2014 году Алина Яровая  стала солисткой оперной труппы Большого театра России и была удостоена звания «Заслуженная артистка Республики Дагестан».

    Дария Князева

    Дария Князева родилась в 1984 году в городе Ровно (Украина), там же окончила музыкальное училище. В 2004-2011 гг. обучалась на факультете академического пения во Львовской государственной академии музыки имени Н. Лысенко (класс проф. А. Ю. Дашак). С 2011 года является солисткой Национальной оперы Украины им. Т. Г. Шевченко (Киев). Лауреат международных конкурсов вокалистов: Competizione dell' Opera в Минске, имени Н. В. Лысенко в Киеве, имени П. Бюль-Бюля в Баку.

    В ее репертуаре – партии Ольги, Полины и Марты в операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского; Ткачихи в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, Маддалены в «Риголетто» Верди, Фидальмы в опере «Тайный брак» Чимарозы, вокальные партии в Реквиеме Моцарта, кантатах Stabat Mater Вивальди и Перголези.

    В 2013 году Д. Князева дебютировала в партии Эболи («Дон Карлос» Верди) на сцене Эрфуртского оперного театра в Германии.

    Николай Шуляк

    Николай Шуляк – ведущий солист Национальной оперы Украины, победитель многочисленных вокальных конкурсов в Чехии, Венгрии, Украине, Узбекистане. Финалист международного оперного конкурса Пласидо Доминго «Operalia» (Вашингтон).

    Певец обладает красивым лирическим тенором и с успехом исполняет технически сложный репертуар – к примеру, партию дона Рамиро в «Золушке» Россини с ее знаменитыми верхними «до». С концертным и оперным репертуаром он объездил многие страны мира. В партии Графа Альмавивы («Севильский цирюльник» Россини) он выступал в Азербайджане; партию Де Грие («Манон Леско» Пуччини) пел в Японии; партию Пинкертона («Мадам Баттерфляй» Пуччини) исполнял в Дании; в Бельгии и Нидерландах выступал в операх Верди «Травиата» и «Риголетто» (Альфред, Герцог); на роль Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно) был приглашен в Германию. Николай Шуляк – участник музыкальных фестивалей в Авиньоне, Будапеште, а также на Украине, в Узбекистане и Алжире. Удостоен звания «Заслуженный артист Украины».

    Сергей Ковнир

    Сергей Ковнир окончил в 2006 году Национальную музыкальную академию Украины имени П. И. Чайковского (класс народной артистки СССР Е. С. Мирошниченко). С 2003 года является солистом Национальной оперы Украины имени Т. Г. Шевченко. Удостоен звания Заслуженный артист Украины.

    Еще в студенческие годы Сергей одержал победу на международных и национальных вокальных конкурсах: «Голос Украины», имени Н. В. Лысенко, имени Б. Гмыри (I премия и золотая медаль) в Киеве, Всероссийском конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург», имени Г. Вишневской в Москве.

    Сергей Ковнир много гастролирует – в Германии, Дании, Италии, Испании, Нидерландах, Португалии, России, Франции, Японии. В 2007 году он участвовал в постановке оперы «Евгений Онегин» на Зальцбургском фестивале (дирижер — Даниэль Баренбойм). На протяжении нескольких лет певец сотрудничает с Татарским академическим государственным театром оперы и балета имени Мусы Джалиля.

    В репертуаре артиста – свыше двух десятков оперных партий, в том числе Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Сурин («Пиковая дама» Чайковского), Пимен («Борис Годунов» Мусоргского), Захария («Набукко» Верди), Рамфис («Аида» Верди), Камандор («Дон Жуан» Моцарта), Тимур («Турандот» Пуччини) и многие другие, а также вокальные партии в реквиемах Верди и Моцарта, в 9-й симфонии Бетховена и 14-й симфонии Шостаковича.