Месса си минор Баха, или мир верующей души : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

Месса си минор Баха, или мир верующей души


                                                


На рубеже пятидесятилетия Иоганн Себастьян Бах начинает работу над Мессой си минор.

К этому времени он уже десять лет работает в Лейпциге руководителем городской церковной музыки и кантором церкви св. Фомы. В глазах современников он выглядит непревзойденным органистом и опытным мастером церковной кантаты. Но прочность служебного положения подтачивается организационными неурядицами с городскими и церковными властями. В июле 1733 года Бах обращается к курфюрсту Августу II Саксонскому с просьбой пожаловать ему титул композитора придворной капеллы. Речь шла именно о формальной должности: это укрепило бы позиции Баха в спорах с начальством.

В знак признательности за будущую монаршую милость композитор приложил к прошению рукопись первых двух частей Мессы: Kyrie eleison («Господи, помилуй») и Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»). Форма двухчастной мессы была в то время достаточно широко распространена.

Время работы над остальными частями Мессы (Credo, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei) с точностью не установлено. По-видимому, Бах сочинял их по отдельности между 1738 и 1748 годами для церковных праздников, используя при этом в отдельных номерах музыку ранее написанных кантат. Такая практика в те годы тоже была достаточно распространенной. Разумеется, ему было необходимо основательно перерабатывать музыку для новых текстов. Он не предполагал исполнения Мессы в полном варианте: почти двухчасовая композиция явно не вмещалась в рамки протестантской литургии. Тем не менее, в архиве Баха рукописи всех частей сохранились в общей папке, и по пометкам видно, что композитор вносил поправки в музыку буквально до последних дней жизни.

Первая часть состоит из трех номеров. После мощного хорового вступления развертывается гигантская фуга с самостоятельными оркестровыми голосами на слова Kyrie eleison («Господи, помилуй»). В ее теме борются два мелодических направления, восходящее и нисходящее: мольба о спасении и сознание своей обреченности. Спокойной интермедией звучит дуэт Christe eleison («Христос, помилуй»), после чего возвращается фраза «Господи, помилуй» на новой теме, упорно восходящей, монолитной и сумрачной.

Радостным светом вспыхивает начало второй части – Gloria («Слава»). Оживленная перекличка хоровых голосов расцвечивается здесь сверкающими акцентами труб. Светлое настроение преобладает и в большинстве остальных номеров этой части. Удивительная прозрачность и грация возникают в дуэте сопрано и тенора Domine Deus («Господи Боже») с солирующей флейтой. Лишь в хоре Qui tollis peccata mundi («Грехи мира на себя взявший») мелькает тень скорби при воспоминании о самопожертвовании Христа. По традиции, часть заканчивается развернутой фугой на текст Cum Sancto Spiritu («Со Святым Духом»).

Словно из глубины веков возникает строгая григорианская начальная тема центральной части Мессы – Credo («Верую»). В этой части девять номеров. Средоточием ее звучит последовательность трех хоров: Et incarnatus, Crucifixus и Et resurrexit. Это своего рода сжатое конспективное изложение жизни Христа («…И воплотился от Духа Святого и Девы Марии – И распят был ради нас при Понтии Пилате, и страдал, и погребен – И воскрес на третий день по Писанию»). В музыке – движение от просветленного нисхождения Святого Духа с небес на землю через трагедию распятия и ухода в непроглядный мрак могилы к ярчайшему ликованию Воскресения. Это эмоциональный центр всей Мессы, смысловой центр Символа веры.

Первый хор четвертой части, Sanctus («Свят») – самый монументальный номер всей Мессы. Бах показывает себя здесь мастером звуковой символики: за триольным движением трехголосных хоровых аккордов в сопровождении тройного состава духовых скрыт образ Святой Троицы.Символикой отмечен и следующий номер,Osanna («Слава»): Бах делит хоровой состав на две группы, которые перекликаются, как перекликаются серафимы в тексте Пророчества Исайи. Две сольных арии, спокойно-сосредоточенная Benedictus («Благословен») и сдержанная в своей печальной экспрессии Agnus Dei («Агнец Божий») снова возвращаются к образу Христа, пришедшего во имя Господне принять страдания и смерть ради избавления людей от страха смерти. Заключительный хор Dona nobis pacem («Даруй нам мир») утверждает непоколебимость веры возвращением музыкального материала одного из хоров Gloria.

Практика полного исполнения Мессы си минор началась спустя почти сто лет после смерти ее создателя. И тогда обнаружилось, что между ее частями, написанными в разное время и по разным поводам, нет никакой стилистической пестроты. Перед нами единый цикл сквозного музыкального развития в неисчерпаемом разнообразии и богатстве эмоциональных состояний – единый и безграничный мир верующей души.

Перед нами вершина почти тысячелетней истории жанра мессы.


Валерий Сторожук,
Вюрцбург


Календарь
Обратная связь

Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.