Алексей Львович Рыбников – композитор, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Алексей Рыбников родился в творческой семье: отец был скрипачом, мать – художницей. С первых дней жизни его окружали музыка и изобразительное искусство, но в то же время, одним из самых ярких детских впечатлений стал кинематограф. Алексей пересмотрел все фильмы, шедшие в ближайшем кинотеатре, а одно из его первых сочинений –...
Алексей Львович Рыбников – композитор, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Алексей Рыбников родился в творческой семье: отец был скрипачом, мать – художницей. С первых дней жизни его окружали музыка и изобразительное искусство, но в то же время, одним из самых ярких детских впечатлений стал кинематограф. Алексей пересмотрел все фильмы, шедшие в ближайшем кинотеатре, а одно из его первых сочинений – фантазия «Багдадский вор» – было навеяно одноименной популярной кинолентой.
Музыкальная одаренность проявилась у Алексея в довольно раннем возрасте – он успешно сдал экзамены сразу в две специализированные музыкальные школы: при Московской консерватории и Гнесинскую. Родители выбрали Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а отец договорился о занятиях композицией в классе Арама Хачатуряна, у которого Алексей Рыбников продолжил заниматься в Московской консерватории и аспирантуре.
В 1969 году он был принят в Союз композиторов, затем в течение нескольких лет преподавал на кафедре теоретических дисциплин МГК и ассистировал в классе Хачатуряна. В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое произведение А. Л. Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Творчеству композитора присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, умение создать выпуклые рельефные образы.
Несмотря на то, что в 60–70-е годы Алексей Рыбников тяготеет к классике (появляются фортепианные произведения, различные сочинения концертного жанра, «Русская увертюра» и другие), уже с 1965 года он создает музыку для кино. Первым опытом становится короткометражный фильм «Лёлька» режиссера Павла Арсенова (1966). Дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что приглашения от режиссеров последовали одно за другим. С этого момента творческая жизнь композитора во многом оказалась связана с кинематографом – его чудесные мелодии звучат более чем в ста фильмах, среди них «Остров сокровищ»; «Большое космическое путешествие» (песни из которого моментально стали известными); «Приключения Буратино» (за год был продан миллион пластинок с музыкой фильма); «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки»; «Вам и не снилось...»; «Тот самый Мюнхгаузен; «Русь изначальная»; «Мы» («Алло, вы нас слышите?»), удостоенный премии «Золотой лев» на Венецианском фестивале; «Дети из бездны»; «Звезда» (фильм принес композитору все мыслимые отечественные награды, а также Государственную Премию РФ).
В 1979 году А. Л. Рыбников был принят в Союз кинематографистов.
Поистине эпохальными в истории отечественной музыки стали сценические произведения Алексея Рыбникова. В 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола выдающийся режиссер Марк Захаров ставит одну из первых российских рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Музыкальное новаторство, высокий академический профессионализм и благородство мелодий, сила и убедительность творческого почерка молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой классике музыкальной культуры моментально сделали «Звезду и смерть» одним из самых уважаемых произведений – как среди меломанов, так и в профессиональных музыкальных кругах, невзирая на все препоны цензуры. В 1977 году фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хитпараде лучших грамзаписей.
В 1979 году появилась опера-мистерия «Авось», известная широкому кругу публики, как « “Юнона” и “Авось”». В ней основополагающие элементы музыкального мышления композитора – традиции русской духовой музыки, фольклора, жанры массовой «городской» музыки, – соединились с его эстетическими приоритетами: идеями искупления человеком своих грехов, спасения в Божьей Любви и Прощении. Первоначально музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем мощный эмоциональный стимул дали поэма Андрея Вознесенского «Авось», а также его стихи. Таким образом, в опере органично сплелись духовное и светское начало. Ленкомовская «Юнона и Авось», премьера которой состоялась в 1981 году, заметно отличается от оригинального произведения, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет, в центре которого – не страждущий человек с его смятением, болью, поиском себя, а любовная история.
Третье музыкально-сценическое произведение А. Рыбникова – «Литургия оглашенных» – создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и поэтов Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света. Опера была поставлена в Театре Алексея Рыбникова в 1992 году. Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке.
В новом веке Алексей Рыбников продолжает развивать в своем творчестве три наметившиеся ранее жанровые сферы – киномузыку, сценические жанры, академическую музыку.
Его перу принадлежит музыка к фильмам «Изгнанник» («Эффект ириса») режиссера Н. Лебедева (2004), «Заяц над бездной» Т. Кеосаяна (2005), «Дело о мертвых душах» П. Лунгина (2005), «Андерсен. Жизнь без любви» Э. Рязанова (2006), «Волкодав из рода Серых псов» Н. Лебедева (2007), «Отец» И. Соловова (2007); «1612» В. Хотиненко (2007) и другим кинолентам.
Не сходят с театральных подмостков спектакли Алексея Рыбникова – «Буратино», «Красная шапочка», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В 2000 году в Пятой студии Дома звукозаписи состоялась премьера сцен из музыкальной драмы «Оперный дом». В 2009 году специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы «“Юнона” и “Авось”», премьера которой прошла с грандиозным успехом. С тех пор опера идет на лучших сценах России и зарубежья, была показана на фестивале «Барток плюс» в Мишкольце. Другой спектакль – «Аллилуйя любви» – был представлен артистами Театра Алексея Рыбникова в 2012 году в Московском международном Доме музыки. В него вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, несколько тем из популярных фильмов, а также два номера из планирующейся к постановке оперы «Живые картины времен Александра I по роману “Война и мир” графа Льва Толстого».
В крупнейших отечественных залах звучат академические произведения Алексея Рыбникова, среди которых монументальная Пятая симфония «Воскрешение мертвых» для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра; Concerto Grosso «Синяя птица»; «Северный сфинкс», Виолончельный концерт и многие другие. Концерты к 50-летию творческой деятельности А. Рыбникова с большим успехом прошли в 2013 году в Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени П. И. Чайковского. В них приняли участие Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, известные российские солисты.
Алексей Рыбников принимает активное участие в различных культурных проектах. Общественная и творческая деятельность композитора отмечены Православной Церковью – он удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского. Алексей Рыбников – лауреат национальных премий в области кинематографии «Ника», «Золотой Овен», «Золотой орел», «Кинотавр», премии «Триумф», удостоен орденов Дружбы, Почета и других наград.