Самарский филармонический оркестр, Михаил Щербаков, Александр Гиндин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Самарский филармонический оркестр,
    Михаил Щербаков, Александр Гиндин

    15 ноября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Скрябин
    «Мечты» для оркестра
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Римский-Корсаков
    «Шехеразада» – симфоническая сюита

    12+

    Абонемент №22:

    Симфонические шлягеры

    Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

    Симфонический оркестр Самарской филармонии создан в 1940 году. В разное время его возглавляли Борис Берман, Юрий Олесов, Соломон Фельдман, Сергей Дудкин, Геннадий Проваторов, Валентин Нестеров. 

    За годы творческой деятельности коллектив неоднократно принимал участие в крупнейших фестивалях, сотрудничал с известными музыкантами, в числе которых Александр Ведерников, Вероника Дударова, Кирилл Кондрашин, Юрий Кочнев, Равиль Мартынов, Роман Матсов, Марк Паверман, Михаил Плетнёв, Натан Рахлин, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Симонов, Абрам Стасевич, Карл Элиасберг, Дмитрий Башкиров, Лазарь Берман, Владимир Виардо, Эмиль Гилельс, Владимир Крайнев, Николай Петров, Святослав Рихтер, Гарри Гродберг, Леонид Коган, Гидон Кремер, Давид Ойстрах, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Даниил Шафран, Ирина Архипова, Елена Образцова.

    В марте 1942 года под управлением Самуила Самосуда оркестр провел историческую премьеру Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. В 1961 году, в один день с ленинградской премьерой, коллектив под управлением Абрама Стасевича впервые исполнил Двенадцатую симфонию Шостаковича. Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, Андрей Эшпай и другие композиторы также неоднократно доверяли оркестру премьеры своих сочинений. Сергей Слонимский посвятил городу Самаре свою Пятую симфонию. Среди премьер последних лет, представленных АСО Самарской филармонии, – произведения Эдисона Денисова, Александра Чайковского, Александра Бердюгина, Вадима Бибергана. 

    С 1991 года более 30 лет оркестр возглавлял Михаил Щербаков. В этот период впервые состоялись Российско-Американские музыкальные молодежные фестивали (с 2001 года – «Молодые звезды XXI века»), оркестром были выпущены виниловая пластинка с музыкой композиторов Бразилии и США и несколько компакт-дисков – с музыкой Рахманинова, Гильмана, Массне, Пуленка, Равеля. Коллектив гастролировал по России и за рубежом. Участвовал в фестивале «Академия музыки “Русское передвижничество”», форуме, посвященном Сергею Слонимскому, цикле концертов «Портреты современных композиторов России», международном фестивале «Пять вечеров у рояля», Первом фестивале фортепианных дуэтов городов Поволжья, культурной программе саммита «Россия – ЕС» в Самарской области. Наряду с оригинальными проектами и абонементными циклами в филармонии важное место в программах оркестра занимают образовательные проекты для детей и юношества.

    В 1993 году симфоническому оркестру Самарской государственной филармонии присвоено почетное звание «Академический». В 2002 году коллектив стал лауреатом конкурса симфонических оркестров радио «Орфей» и Министерства культуры РФ в номинации «За лучшее творческое прочтение сочинения». 

    В марте 2023 года АСО Самарской филармонии возглавил Денис Власенко, который ранее уже сотрудничал с оркестром, принимал участие в его абонементных программах, концертах фестиваля к 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина, IV Международного фестиваля искусств «Шостакович. Над временем» и VI Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова. Филармонический сезон 2023/24 Денис Власенко открыл гала-концертом оркестра с участием солистов ташкентского Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои. 

    Михаил Щербаков

    Михаил Щербаков – народный артист Российской Федерации, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.

    Выпускник Средней специальной музыкальной школы при Уральской государственной консерватории (1969), Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского (1975, класс скрипки профессора Н. А. Шварца), музыкант 10 лет был концертмейстером оркестра Свердловского академического театра оперы и балета под руководством Е. В. Колобова. Искусство маэстро значительно повлияло на выбор молодым музыкантом своей будущей профессии. В 1982 году М. Щербаков поступил в класс оперно-симфонического дирижирования Уральской консерватории к профессору, народному артисту РФ М. И. Паверману.

    С конца 80-х годов началась дирижерская карьера Михаила Щербакова. Он работал с оркестрами Ярославля, Чечено-Ингушетии, с 1988 по 1993 гг. был художественным руководителем и главным дирижером Камерного оркестра Астраханской государственной филармонии. С его приходом художественный уровень коллектива стремительно вырос: были записаны первая пластинка и компакт-диск, оркестр впервые выступил в Москве и за рубежом, а на афишах его концертов появились имена известных музыкантов – Лазаря Бермана, Михаила Воскресенского, Бориса Гарлицкого, Александра Гиндина, Алексея Наседкина, Алексея Уткина.

    В 1991 году Михаил Щербаков возглавил Симфонический оркестр Самарской государственной филармонии. С первых же дней он зарекомендовал себя высокопрофессиональным музыкантом, вдумчивым интерпретатором и, одновременно, инициатором множества смелых идей, ниспровергателем отживших традиций. «Искусство Щербакова, свободное от грубоватой нарочитости и схематизма, ставших печальными атрибутами современного стиля дирижирования, покоряет одухотворенностью и правдой чувства, позволяющих обнажить подчас скрытые грани музыки. Его самобытный артистизм в сочетании с импульсивностью эмоций вызывает у слушателя состояние, близкое к шоку», – писала о маэстро газета «Экран и сцена».

    По его инициативе в Самаре впервые прошло пять международных фестивалей с участием молодых исполнителей из России, США, Латинской Америки (1991–1994), оркестр записал пластинку с программой произведений американских композиторов (1992), а затем компакт-диск с русской и французской музыкой.

    Михаил Щербаков инициировал гастроли самарского коллектива в Москве. В 1993 году оркестр под его управлением был удостоен почетного звания «Академического».

    Снискав авторитет отличного организатора и инициатора масштабных музыкальных акций, нестандартного интерпретатора отечественной и зарубежной музыки, в 90-е годы дирижер добился организации в Самаре Благотворительного фонда «Симфонический оркестр» и Попечительского совета во главе с губернатором области К. А. Титовым, куда вошли и самарские филиалы российских коммерческих банков, крупные предприятия города.

    Михаил Щербаков постоянно исполняет с оркестром премьеры произведений самарских и современных отечественных композиторов, среди которых Александр Бердюгин, Вадим Биберган, Марк Левянт, Сергей Слонимский, Александр Чайковский и многие другие авторы, в том числе классик ХХ века Эдисон Денисов. В сезоне 1997/98 маэстро и его оркестр представили цикл концертов «Портреты современных композиторов» с участием самих авторов, которые дали высокую оценку интерпретациям своих сочинений. Прозвучали произведения Александра Бердюгина, Сергея Слонимского, Тихона Хренникова, Александра Чайковского, Родиона Щедрина. Крупнейшие российские композиторы не раз отмечали высокий исполнительский уровень самарского коллектива под управлением Михаила Щербакова:

    «Великолепно играл оркестр под руководством талантливейшего дирижера Михаила Щербакова. Моя третья симфония, фортепианный и скрипичный концерты прозвучали ярко, блестяще, что говорит о прекрасном состоянии оркестра и работе с оркестром его руководителя М. Щербакова» (Тихон Хренников).

    «Михаил Александрович Щербаков – замечательный дирижер. Музыкант, обладающий глубокой эрудицией, широким кругозором и подлинным артистизмом. Высочайший профессионализм позволяет ему решать самые смелые творческие задачи. Его репертуар огромен и разнообразен. Его выступления всегда горячо воспринимаются слушателями. Не могу не выразить восхищения его работой над моими сочинениями, в каждом из которых он нашел именно то, что задумывалось самим автором» (Андрей Эшпай).

    Дирижер сотрудничал с выдающимися мастерами исполнительского искусства – Ириной Архиповой, Владимиром Крайневым, Николаем Петровым, Мстиславом Ростроповичем, постоянно выступает с такими яркими музыкантами, как Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Николай Путилин, Виктор Третьяков.

    Вместе с тем, Михаил Щербаков стремится познакомить самарских любителей музыки с молодыми силами отечественной академической сцены, приглашая к участию в программах Самарской филармонии лауреатов международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского. Среди них – Александр Гиндин, Хибла Герзмава, Дженнифер Ко, Елена Манистина, Денис Мацуев, Николай Саченко, Денис Шаповалов и многие другие исполнители.

    Талант Михаила Щербакова самобытен. Своим темпераментом и неудержимой творческой энергией он буквально взрывает устоявшиеся шаблоны. Его трактовки будят воображение, кардинально меняя слушательское восприятие. Обычные будни российской глубинки он намеренно превращает в бьющее через край музыкальное празднество, поскольку не географическое положение определяет музыкальный центр страны, а человек и дирижер, умело находящий путь от исполнителя к слушателям. «Их дирижер – Михаил Щербаков (высокий, элегантный, с огромными черными кудрями) проник в суть произведения. Он создавал у нас на глазах необыкновенный образ движениями рук, пальцев, всего тела. Музыканты схватывали его мысль и зажигались. Результат был феноменален. Мы слышали такого великого Чайковского, которого любят меломаны», – писала газета «Культура».

    Музыкант успешно гастролировал в Москве с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова. Его неоднократно приглашали на гастроли за рубеж: в Германию, Великобританию, Канаду, США, на Кубу.

    В 1992 году Михаил Щербаков удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», в 2001 году – «Народный артист Российской Федерации». В 2003 году он стал лауреатом Всероссийской газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер года».

    Александр Гиндин

    Александр Гиндин родился в 1977 году в Москве. В 1994 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1999-м – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Михаила Воскресенского), в 2001-м – ассистентуру-стажировку МГК. 

    Лауреат международных конкурсов имени П. И. Чайковского (1994) и имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1999), победитель конкурса пианистов в Кливленде (2007). В 2006 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России», в 2023 году – ордена «За заслуги в культуре и искусстве» за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

    В 1996–2013 гг. – солист Московской филармонии, в 2003–2015 гг. преподавал в Московской консерватории. С 2012 года – художественный руководитель ансамбля солистов «Эрмитаж».

    Более десяти лет Александр Гиндин выступал в фортепианном дуэте с Николаем Петровым. Артисты сыграли свыше 100 концертов в городах России, ближнего и дальнего зарубежья, записали шесть компакт-дисков. 

    В 2008 году Александр Гиндин организовал уникальный проект «Квартет роялей», в котором принимали участие известные пианисты из России, стран Европы, Турции и США. 

    Он выступал с известными коллективами, в числе которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», Оркестр де Пари, Бельгийский национальный оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Роттердамский симфонический оркестр, Токийский симфонический оркестр, Новый Японский филармонический, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Льежа, Фрайбурга, Монте-Карло, Мюнхена, «Зальцбургская камерата». 

    Сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Арнольд Кац, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко, Фуат Мансуров, Василий Синайский, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Алан Гилберт, Кшиштоф Пендерецкий, Пааво Ярви, Джеймс Де Прист, Леонард Слаткин, Юозас Домаркас.

    Среди партнеров Александра Гиндина по камерному ансамблю – Владимир Спиваков, Александр Рудин, Борис Березовский, Кун Ву Пек, Оливье Латри, Киприен Катсарис, Алексей Уткин, Александр Чаушян, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Квартет имени А. П. Бородина. 

    Участник фестивалей «Владимир Спиваков приглашает», Владимира Спивакова в Кольмаре, имени Робера Казадезюса в Лилле, Радио Франс в Монпелье, Рурского фортепианного фестиваля и «Киссингенское лето» в Германии, «Безумный день» в Нанте, фестивалей в Охриде, Дубровнике, Шанхае, Эхтернахе, Ла-Рок-д’Антероне, Брюсселе, Лиможе, Кракове, Риме, на Сицилии и др. 

    Музыкант имеет записи на телевидении и радио России, Бельгии, Германии, Швеции, Франции, Люксембурга, Польши, США, Японии. Записал более 30 компакт-дисков в сотрудничестве с ведущими фирмами России, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии, в числе которых Decca, Capriccio, Ondine, Tri-M Classics, «Русский сезон» (российский партнер Le Chante du Monde), DML, CD Accord, Naxos и другие. 

    Александр Гиндин – международный художественный руководитель Шведского Королевского фестиваля в Стокгольме и арт-директор фестиваля «Приношение Кнушевицкому» в Саратове.