Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского, Владимир Федосеев,
    Питер Донохоу

    16 сентября 2018, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    «Симфонические танцы» для оркестра, соч. 45

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №28:

    Симфонические шлягеры

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал свое право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоеванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью.

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижеров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил свое 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых творчеству Бетховена и Чайковского. 

    Творчество Бетховена продолжает быть центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составляют инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром подготовлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. 

    По-прежнему насыщенна и гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева. В ноябре 2017 года музыканты отправятся в Японию, затем выступят в Линце и Праге. В феврале состоятся концерты в 

    Регенсбурге, Мюнхене и Зальцбурге. Кроме того, БСО выступит на закрытии IX Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. 

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижёра начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В 80-е и 90-е годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: «Ла Скала» («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском “Opernhaus” («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). 

    Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и сегодня: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф – Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф – Алексей Ратманский). А в 2017 году он дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он – первый приглашённый дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашённый дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. 

    При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). 

    Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почетного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил маэстро орденом Почета. В 2016 году дирижер стал обладателем почетного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. А в 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. В августе 2017 года Владимир Федосеев отметил свой 85-летний юбилей. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».

    Питер Донохоу

    Питер Донохоу родился в Манчестере в 1953 году. В детстве обучался в Chetham’s School of Music, затем в Университете Лидса по композиции у известного музыканта Александра Гёра (чей отец был учеником А. Шёнберга) и в Королевском Северном колледже музыки по фортепиано у Дерека Уиндхэма. В течение года стажировался  в Париже у Оливье Мессиана и Ивонн Лорио. В 1976 году стал победителем Британского конкурса им. Листа в Лондоне и Конкурса Бартока – Листа в Будапеште, в 1981 — Международного фортепианного конкурса в Лидсе.

    После успеха на VII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве, где он разделил II премию с Владимиром Овчинниковым (первая не присуждалась) пианист сделал блестящую карьеру. Благодаря высочайшей технике, чувству стиля, гармоничному сочетанию интеллекта и огненного темперамента он признан одним из самых выдающихся пианистов нашего времени, чьим мастерством восхищаются слушатели стран Европы и Дальнего Востока, США и Канады, Австралии и Новой Зеландии. В огромном репертуаре артиста ведущее место занимают произведения Бетховена, Шопена, Шуберта, Листа, Дебюсси, Равеля, Чайковского, Рахманинова. Он — блестящий интерпретатор музыки XX века: Бартока, Шёнберга, Берга, Веберна, Энеску, Айвза, Мартину, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Шимановского, Рима, британских композиторов.

    В послужном списке Питера Донохоу — концерты почти со 150 оркестрами всего мира. Пианист выступает со всеми ведущими лондонскими оркестрами, оркестром Берлинской филармонии, Чешской филармонии, Мюнхенской филармонии, Шведского радио, Дрезденской Государственной капеллы, Королевским оркестром  Concertgebouw, лейпцигским Gewandhaus, кёльнским Gurzenich, симфоническими оркестрами Гётеборга, Хельсинки, Варшавы, Вены, Филармоническим оркестром Radio France. В Северной Америке он играл с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Бостона, Чикаго, Питтсбурга, Кливленда, Ванкувера, Торонто и многими другими. В России — с оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Новосибирским симфоническим, Уральским филармоническим оркестром. Питер Донохоу сотрудничал со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Кристоф Эшенбах, Неэми Ярви, Лорин Маазель, Курт Мазур, Эндрю Дэвис, Евгений Светланов, Мюнг Вун Чунг, Густаво Дудамель, Дэниэл Хардинг.

    Многолетнее сотрудничество связывает Донохоу с Бирмингемским симфоническим оркестром, в котором он в юности начинал работать в группе ударных. С этим коллективом под управлением сэра Саймона Рэттла Донохоу, в частности, записал три фортепианных концерта Белы Бартока. В 2002 г. Рэттл пригласил Донохоу для участия в своём инаугурационном концерте в качестве главного дирижёра Берлинского филармонического оркестра.

    Пианист — постоянный участник BBC Proms и многих других фестивалей, включая Эдинбургский, La Roque d’Anthéron во Франции, фестивали в Руре и Шлезвиг-Гольштейне в Германии. Он неоднократно выступал с концертами в России (последний раз — в 2013 году в Москве на открытии монофестиваля «Музыка Сергея Васильевича Рахманинова» в международном Доме музыки).

    Питер Донохоу — тонкий интерпретатор камерной музыки. Один из его постоянных партнёров — пианист Мартин Роско. Музыканты давали концерты  в Лондоне и на Эдинбургском фестивале, записали компакт-диски с произведениями Гершвина и Рахманинова для двух фортепиано. В числе других ансамблевых партнёров Питера Донохоу — Maggini-Квартет, с которым он записал несколько шедевров камерной музыки английских композиторов,RTÉ VanbrughQuartet.

    Пианист записал несколько дисков на фирме EMI Records и получил за них ряд наград, включая Grand Prix International du Disque за запись си-минорной Сонаты Листа и приз Gramophone Concerto за запись Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Чайковского. Его записи сочинений О. Мессиана с Нидерландским духовым ансамблем на Chandos Records и А. Ш. Литольфа на Hyperion, произведений английских композиторов А. Блисса и М. Типпета также получили широкое признание. В 2001 П. Донохоу выпустил на Naxos диск с музыкой Дж. Финци — первый из большой серии записей (на данный момент вышло 13 CD), цель которой — популяризировать британскую фортепианную музыку.  Всего же дискография Питера Донохоу насчитывает более 40 CD, выпущенных на студиях «Мелодия», EMI Records, Chandos, Hyperion, Deutsche Gramophon, Erato, BMG, Warner Classics,  Carlton/IMG, Naxos,  GMN, SOMM.

    В 2006 году Нидерланды предложили П. Донохоу стать Послом Музыки на Ближнем Востоке, а в 2010 на традиционной новогодней церемонии он получил звание Командора ордена Британской империи. В июне 2011 года Питер Донохоу был членом жюри XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве.

    Питер Донохоу — вице-президент Бирмингемской консерватории, почетный доктор музыки Университетов Бирмингема, Центральной Англии, Уорвика, Восточной Англии, Лестера и Открытого университета Великобритании.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    10 октября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    2 февраля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    18 апреля в 19:00