Музыкально-литературный спектакль
    «Пётр Ильич Чайковский: сны о России.
    Из американского
    дневника композитора»

    8 ноября 2017, начало в 19:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Российский государственный
    академический камерный
    «Вивальди-оркестр»
    Дирижёр и солист – Светлана Безродная (скрипка)
    Юрий Беляев (художественное слово)
    Праздничный хор Московского Данилова монастыря

    Солисты Духовой группы
    Государственного академического
    Большого театра России 

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Серенада для струнного оркестра
    Фрагменты из музыки балетов, опер, цикла «Времена года» и «Детский альбом»
    Фрагменты из музыки балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
    Джоплин
    Регтаймы

    Музыкально-литературный спектакль
    «Пётр Ильич Чайковский: сны о России.
    Из американского дневника композитора»

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №74:

    Разорванное время. Цикл музыкально-литературных спектаклей

    «Разорванное время….»

    Ушедшие в историю великие создатели бессмертной музыки, творцы нового искусства, перевернувшие мировосприятие, гении, не отпускающие наши сердца и души...

    В.Моцарт, Ф.Глюк, П.Чайковский, Ч.Чаплин.

    Как увидеть их неповторимые лики, услышать их голоса? Как понять то, о чём они думали, что чувствовали, что видели в бездне будущего?

    В литературно-музыкальных спектаклях Светланы Безродной предстанут, высветятся и захватят остротой сюжетов виражи их судеб, малоизвестные факты биографий. В сплетении музыки, поэзии, эпистолярного наследия и художественного слова оживут их образы, человеческие пристрастия и неожиданные таланты.

    И как квинтэссенция тайны творческого гения в этом же ряду - бессмертная тема Дон-Жуана, раскрытая в музыке Моцарта и Глюка, обрамленная фантазиями писателя-романтика Гофмана с его стремлением проникнуть в причудливые лабиринты внутреннего мира этой до конца неразгаданной, неоднозначной личности. 

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» был создан в 1989 г. известной скрипачкой и педагогом Светланой Безродной. Первое выступление коллектива состоялось 5 мая 1989 г. на сцене Колонного зала Дома союзов. Спустя пять лет, в 1994-м, «Вивальди-оркестр» был удостоен звания «академический», а еще через два года его создатель Светлана Безродная – звания «Народная артистка России».

    «Вивальди-оркестр» – коллектив, единственный в своем роде на российской сцене: в его составе только представительницы прекрасного пола. С. Безродная не скрывает, что и состав, и название оркестра были навеяны творчеством великого Антонио Вивальди. «Вивальди-оркестр» – своего рода «ремейк» женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века. Одним из самых важных принципов работы С. Безродной с коллективом стала разработанная ею еще в годы преподавания в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории система индивидуальных занятий с оркестрантами, благодаря которой каждый исполнитель поддерживает высокий профессиональный уровень.

    За без малого 27 лет оркестр дал более 2000 концертов, подготовил более 100 эксклюзивных программ. Репертуар коллектива включает более 1000 произведений самых различных жанров, эпох и стилей: от раннего барокко (А. Скарлатти, А. Корелли) до музыки ХХ века и современных авторов. Среди них и многочисленные миниатюры, и такие масштабные полотна, как «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Воспоминание о Флоренции» и Серенада для струнного оркестра Чайковского, «Времена года» Вивальди и его же малоизвестные сочинения – псалмы, кантаты… На редкость удачными оказались опыты по исполнению шедевров оперного и балетного театра в транскрипциях для струнного оркестра (балет «Дон Жуан» Глюка, «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и все балеты Чайковского, «Травиата» Верди).

    Концертные программы «Вивальди-оркестра», как правило, театрализованы, никогда не повторяют друг друга, отличаются оригинальностью композиционного построения и тщательной продуманностью внутренней драматургии. Именно благодаря этому оркестр С. Безродной сумел занять свою особую нишу на отечественной концертной эстраде. Абонементы оркестра уже много лет занимают первые позиции в рейтинге продаж, а концерты проходят при неизменных аншлагах.

    Одним из важных направлений деятельности «Вивальди-оркестра» стало освоение огромного пласта мировой музыкальной культуры, зачастую именуемого «легкой музыкой». Речь идет о шлягерах 1920–1950-х годов из репертуара танцевальных оркестров тех лет, оперетте и джазе, городском романсе и массовой песне. Результатом постоянных художественных исканий С. Безродной стали многочисленные программы «Вивальди-оркестра», представляющие собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Среди них – музыкальные спектакли «Вивальди-танго, или Игра “ва-банк”», «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», «Подмосковные вечера» (к 100-летию В. П. Соловьева-Седого — удостоен I премии на Конкурсе-фестивале в честь юбилея великого композитора в Москве), «Цирк Чарли Чаплина» с участием артистов Московского цирка Ю. Никулина на Цветном бульваре, «Привет от стиляг 50-х» (совместный проект с лидером группы Off Beat Денисом Мажуковым). В мае 2003 г. оркестр принимал участие в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. К 65-летию прорыва Ленинградской блокады С. Безродная и «Вивальди-оркестр» показали на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге музыкальный спектакль «Слушай, Ленинград!».

    Программа, посвященная 50-летию Великой Победы, была удостоена Благодарности Президента РФ, а к 60-летию Победы С. Безродная совместно с выдающимся танцовщиком В. Васильевым поставила музыкальный спектакль «Песни непокоренной Державы». Спектакль, вобравший в себя лучшее из советской песенной классики, прошел 2 мая 2005 г. на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского и стал премьерой образованного накануне «Театра музыки Светланы Безродной».

    Огромным успехом у поклонников оркестра пользуются концерты, которые коллектив ежегодно готовит к празднованию Старого Нового года и Дня св. Валентина, первоапрельские «Музыканты шутят». В этих программах участвуют мастера разных жанров и друзья оркестра: артисты театра и кино.

    Благодаря своей универсальности, широчайшему жанровому диапазону, «Вивальди-оркестр» – желанный гость разнообразных фестивалей и концертных программ. Коллектив постоянно выступает в самых престижных залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ. Много гастролирует за рубежом.

    С. Безродная и «Вивальди-оркестр» – непременные участники крупнейших государственных и правительственных мероприятий, торжественных концертов в Кремле.

    Многие программы оркестра записаны на компакт-дисках. На сегодняшний день дискография коллектива составляет 29 альбомов.

    В 2008 г. коллектив удостоен Гранта Правительства РФ.

    Кажется, совсем недавно «Вивальди-оркестр» отмечал свое 20-летие, и вот в январе 2014 года он отметил свой четвертьвековой юбилей. Что было сделано за последние годы? Назовем лишь некоторые проекты. В сезоне 2009/10 коллектив представил своим многочисленным почитателям как уже знакомые программы, так и новые (в частности, три филармонических концерта были посвящены Году Франции в России), в сезоне 2010/11 оркестр «отдал музыкальную дань» Году Италии в России, а также подготовил спектакль «Унесенные ветром», не раз уже показанный каналом «Культура».

    В филармоническом сезоне 2011/12 коллектив порадовал слушателей традиционными абонементами, в которых прозвучала как хорошо знакомая, так и «эксклюзивная» музыка (к примеру, полюбившаяся своей неординарностью программа «Светотени 20–40-х. Из репертуара ведущих танцевальных оркестров середины ХХ столетия»). Участниками концертов и спектаклей Светланы Безродной и ее коллектива стали выдающиеся артисты современности. Среди них – Владимир Васильев, большой друг и почитатель дирижерского таланта С.Безродной, выступающий в ее программах не только как постановщик, но и как ведущий, и известный актер Александр Домогаров. Они, в частности, вместе с «Вивальди-оркестром» почтили память выдающегося пианиста Николая Петрова «музыкальным приношением» 6 ноября 2011 года в Большом зале Консерватории. (Речь о спектакле «Маскарад без масок».)

    Одним из главных проектов С.Безродной и ее оркестра в сезоне 2012/13 стал музыкально-литературный спектакль «Бал после сражений», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года. В том же сезоне, весной, в Большом зале Консерватории была показана еще одна интересная программа под названием «Возвращение» (музыка и поэзия «эпохи оттепели»). Заключительным концертом сезона стала мемориальная программа, посвященная 335-летию со дня рождения А.Вивальди. Вместе с оркестром в этом концерте приняли участие лауреаты междуна­родных конкурсов, а также талантливые молодые исполнители – учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

    Концертный сезон 2013/14 также был ознаменован рядом интересных премьер, среди которых следует выделить прежде всего цикл музыкально-литературных спектаклей «Три истории любви и одиночества. Тайны Дон Жуана, Казановы, Фауста». Этот триптих был посвящен великой русской балерине Екатерине Максимовой.

    Не менее яркими премьерами был отмечен и сезон 2014/15. Среди них следует выделить первую часть дилогии, посвященной П.И.Чайковскому, под названием «Детство... Опера... Судьба...», спектакль «Любовь и танго».

    В феврале, в Театре Российской Армии оркестр принял участие в юбилейном вечере в честь 100-летия со дня рождения народного артиста СССР Владимира Зельдина.

    К 70-летию Великой Победы в марте в Концертном зале имени П.И.Чайковского коллективом был показан премьерный спектакль под названием «Песни непокоренной Державы», в котором приняли участие известные актеры театра и кино, артисты эстрады.

    Юбилей П.И.Чайковского (175 лет со дня рождения) был отмечен в ноябре в Большом зале Московской консерватории премьерой второй части дилогии, посвященной жизни и творчеству великого русского композитора, спектаклем «Грезы… Предчувствия… Сны…».

    В 2015 году оркестр выступал с концертами в городах России: Москва, Ярославль, Киров, Йошкар-Ола, Чебоксары, Нижний Новгород, Новомосковск, Истра, Обнинск, Ижевск, Воткинск, Казань, Калуга, Самара, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Сыктывкар, Тула. В общей сложности за 2015 год оркестр сыграл около 50 концертов.

    Светлана Безродная

    Светлана Безродная – народная артистка России, художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра». Окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (педагоги И. Безродный и А. Ямпольский) и Московскую консерваторию, где училась у профессоров А. Ямпольского и Д. Цыганова (специальность), В. Ширинского (класс квартета). В студенческие годы С. Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем С. Прокофьева. По окончании Консерватории концертировала, была солисткой «Росконцерта», а затем активно занялась педагогикой. Более 20 лет С. Безродная преподавала в ЦМШ, создала авторскую методику игры на скрипке, благодаря которой многие из учеников ее класса стали лауреатами целого ряда престижных международных конкурсов (имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини и др.). В стенах ЦМШ С. Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.

    В 1989 году С. Безродная вернулась на сцену, создав камерный «Вивальди-оркестр». Будучи лидером оркестра, она вновь стала выступать в роли активно концертирующей солистки. Ее партнерами были такие прославленные музыканты, как И. Менухин, В. Третьяков, Ю. Башмет, И. Ойстрах, Н. Петров, В. Фейгин, М.  Яшвили, Ю. Милкис и другие.

    Возглавляя «Вивальди-оркестр» почти 27 лет, С. Безродная находится в постоянном творческом поиске. Ею накоплен уникальный репертуар коллектива — более 1000 сочинений композиторов разных эпох и стран, начиная с раннего барокко до музыки российского и зарубежного авангарда. Особое место в программах оркестра принадлежит сочинениям Вивальди, И. С. Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. В последние годы С. Безродная со своим оркестром все чаще обращается к так называемой «легкой» музыке. Речь об оперетте, репертуаре танцевальных оркестров мира, джазе. Мастерство исполнителей и оригинальные программы с участием не только академических музыкантов, но и артистов популярных жанров, эстрады, театра и кино позволили С. Безродной и «Вивальди-оркестру» занять свою нишу в концертном пространстве.

    За заслуги в области музыкального искусства С. Безродная удостоена почетных званий: «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996), удостоена Благодарности Президента РФ (1995). В 2008 г. она была названа в числе первых лауреатов Национальной российской премии «Овация» в области музыкального искусства в номинации «Классическая музыка».

    Юрий Беляев

    Юрий Беляев – известный российский актер театра и кино, заслуженный артист России, Лауреат Государственной премии СССР.

    Юрий Беляев родился 28 августа 1947 года в селе Полтавка Омской области. Впоследствии семья переехала в город Ступино Московской области. В 16 лет он начал заниматься в театральной студии «Ступинская театр-студия молодых» под руководством О. А. Ливановой. По окончании школы работал на заводе, служил в Советской Армии, работал инструктором ДОСААФ, грузчиком в художественно-производственных мастерских МХАТ в Москве.

    В 1975 году Юрий Беляев окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Л. В. Ставской) и в этом же году стал актером Московского театра на Таганке, где проработал 35 лет.

    В течение нескольких лет он сотрудничает в качестве приглашенного артиста с московскими театрами, в том числе театром «Эрмитаж».

    Среди его театральных работ – Шуйский («Борис Годунов» А. С. Пушкина), Коровьев, Доктор («Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову), Неизвестный («Дом на Набережной» по Ю. В. Трифонову), Язон («Медея») и многие другие роли.

    Юрий Беляев сыграл более чем в 100 художественных и телевизионных фильмах. Им исполнены такие роли, как Персиваль Фортескью («Тайна “Черных дроздов”», 1983), Никонов («Порох», 1985), Чумаков («Чужие здесь не ходят», 1985), Герой Советского Союза Иван Иванович («Сошедшие с небес», 1986), Александр Васильевич Колчак («Моонзунд», 1987), Александр Григорьевич Крюков («Единожды солгав», 1987), Майкл («Вельд», 1987), Павел Сергеевич Клюев («Слуга», 1988), Александр II («Цареубийца», 1990), Валериан Чернышов («Эта женщина в окне», 1993), граф де Монсоро («Графиня де Монсоро», 1997), Филин («Львиная доля», 2001), отец Георгий («Спас под березами», 2003), Борис Богомолов («Учитель в законе», 2007), генерал-лейтенант Романенко («Кремлевские курсанты», 2008), Рудольф Абель («Правительство США против Рудольфа Абеля», 2009), атаман Кирдяга («Тарас Бульба», 2009), генерал Матвей Кузьмич Шапошников («Однажды в Ростове», 2012), Борис Борисович Колотов («Личная жизнь следователя Савельева», 2012), Михаил Анатольевич Данилов («Агент», 2013), писатель Вадим («Меня это не касается», 2013), Леонид Болотин («Алхимик», 2014), Сластён («Новая жизнь», 2014) и другие. В числе последних работ актера – роли в фильмах «Последний янычар», «Алхимик. Эликсир Фауста», «Сводные судьбы» (все картины вышли в 2015 году), «Вспышка с тыла» (2017).

    В 1991 году Юрий Беляев награжден Государственной премией СССР за роль в фильме «Слуга». Также он удостоен Премии Службы внешней разведки Российской Федерации за роль Рудольфа Абеля в фильме «Правительство США против Рудольфа Абеля» (2010), специального приза Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ на XIV Международном телекинофоруме «Вместе» (2013), отмечен многочисленными наградами различных кинофестивалей за лучшую мужскую роль.

    Праздничный хор Московского Данилова монастыря

    Об уникальном хоре Данилова монастыря впервые упоминалось в стародавних летописях. Позднее в печатных изданиях середины XIX — начала XX века отзывы и статьи о монастырском хоре публиковали выдающиеся деятели русской хоровой культуры П. Г. Чесноков, Д. В. Аллеманов, А. Д. Кастальский. После революции, когда были закрыты многие монастыри и храмы, наместник монастыря и ректор Московской Духовной академии Владыка Феодор Поздеевский пригласил в Данилов монастырь известных певчих из разных хоров. Так был собран «золотой состав» Праздничного хора, который, несмотря на очень сложное для страны время, переживал свой расцвет. Коллектив принимал участие в богослужениях вплоть до 1930-го года и с закрытием монастыря был расформирован.

    Возрождение Праздничного хора осуществилось в 1989 году под руководством регента — игумена Товия (Глазырина). Он пригласил в хор профессиональных певцов, как это было в дореволюционных традициях Данилова монастыря. Вскоре пришел и первый успех: в 1991 году Хор завоевал Гран-при на Международном конкурсе церковной музыки в Будапеште. Впоследствии коллектив не раз выступал на различных международных фестивалях духовной музыки и становился их лауреатом.

    В 1994 году художественным руководителем и бессменным главным регентом Праздничного хора Данилова монастыря становится выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных Георгий Сафонов. С его приходом открылась новая страница в истории коллектива.

    В 1995 году Хор впервые принял участие в концерте Международного фестиваля духовной музыки, который прошел в Рахманиновском зале Московской консерватории. Выступление коллектива получило большой резонанс. С этого момента Хор начинают приглашать для участия в концертах, торжественных мероприятиях и фестивалях духовной музыки в России и за рубежом: в 1997 году Хор совершил свои первые поездки по Сибири и Забайкалью, побывал в Германии, Франции и Италии. В дальнейшем был приглашен на Рождественский и Пасхальный фестивали в г. Санкт-Петербург, посетил Грецию, Америку и Австралию.

    На сегодняшний день Праздничный хор Данилова монастыря — один из ведущих мировых коллективов, исполняющих духовную музыку. В его составе 30 профессиональных певцов, имеющих высшее вокально-хоровое образование. Хор постоянно принимает участие в богослужениях по субботним и  воскресным дням, в торжественных праздничных богослужениях во главе со Святейшим  Патриархом  Московским  и  всея  Руси Кириллом, имеет  большой опыт работы на крупных концертных площадках Москвы  (Концертный зал имени П. И. Чайковского, залы Московской консерватории, Московский международный Дом музыки), является постоянным участником международных конференций и фестивалей церковной музыки, различных благотворительных и молодежных фестивалей. География концертной деятельности хора постоянно расширяется. Коллектив активно гастролирует по городам России: от южных областей до Дальнего Востока. Благодаря своему уникальному репертуару, душевности, искренности и неповторимой манере исполнения, хор Данилова монастыря завоевал любовь зрителей во многих странах мира: в Украине, странах Балтии, Польше, Венгрии, Болгарии, Италии, Греции, Франции, Германии, Англии, Голландии, США, Австралии и Новой Зеландии.

    С коллективом выступали выдающиеся деятели российского искусства ― И. Архипова, А. Эйзен, Б. Штоколов, А. Ведерников, В. Маторин и многие другие ведущие солисты оперных театров России. Хор сотрудничает с известными творческими коллективами, среди которых Государственная академическая хоровая капелла имени М. И. Глинки (Санкт-Петербург), Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Ансамбль Министерства внутренних дел России, оркестры Министерства обороны, Военно-морского флота России, Концертный хор Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, Хор «Русский казак», Хор мальчиков г. Санкт-Петербурга, Детские хоровые студии «Веснянка» и «Радость».

    В репертуаре Хора ― песнопения Великих и двунадесятых праздников, части Всенощного бдения и Божественной Литургии,  песнопения Великого Поста, Рождества Христова и Святой Пасхи,  канты, колядки, духовные стихи, российские военные и исторические песни и гимны, а также романсы, вальсы, народные песни и песни современных авторов, русская и зарубежная классическая музыка. Многое из репертуара записано на диски (их более 20), среди которых «Не отврати лица Твоего», «Ночь тиха над Палестиной», «Литургия св. Иоанна Златоуста» (по напеву Супрасльской лавры 1598 года), «Боже Царя храни»  (гимны и патриотические песни Российской Империи), «Добрый тебе вечер» (рождественские канты и колядки), «Концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршества в России»,  «Духовные стихи и песни русского народа», «Музыка русской души» и многие другие.

    Особое значение Хор придает сотрудничеству с профессором Анатолием Викторовичем Конотопом, пропагандирующим древнерусское певческое искусство в Европе и активно работающим над расшифровкой и обработкой старинных рукописей. Благодаря этому союзу хор Данилова монастыря посещает древние монастыри Македонии и Супрасльскую лавру в Польше, изучает и производит аудиозаписи древних песнопений.

    Праздничный мужской хор – Лауреат международных и всероссийских конкурсов церковной музыки, награжден Патриаршими грамотами и многочисленными дипломами Московской Патриархии и государственных учреждений культуры. В 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присвоил коллективу статус «патриаршего».  12 сентября 2014 года во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил регента хора Данилова монастыря Георгия Сафонова орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    8 марта в 19:00
    Большой зал Консерватории
    21 мая в 19:00