Джузеппе Верди (200 лет со дня рождения).
Гала-концерт

четверг, 19:00

В программе:

Верди
Увертюра к опере «Набукко»
Фрагменты из оперы «Дон Карлос»:
Дуэт Родриго и Дон Карлоса
Ария короля Филиппа II
Фрагменты из оперы «Трубадур»:
Ария Леоноры из IV действия
Хор цыган
Сцена, ария и стретта Манрико
Дуэт Леоноры и Графа ди Луны из IV действия
Фрагменты из оперы «Отелло»:
Дуэт Отелло и Дездемоны из I действия
Дуэт Отелло и Дездемоны и смерть Отелло из IV действия
Фрагменты из оперы «Макбет»:
Хор шотландских беженцев из IV действия
Ария Макбета из IV действия
Сцена и каватина леди Макбет из I действия
Фрагменты из оперы «Аида»:
Ария Аиды из I действия
Дуэт Амнерис и Радамеса
Сцена судилища (Амнерис и Рамфис)
Хор и триумфальный марш из II действия

Джузеппе Верди – один из символов Италии. Наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, Данте и Петраркой, он воплощает своим искусством самую суть итальянской культуры с ее стремлением к свету и утверждением высочайших гуманистических идеалов. В его творчестве – теснейшее сплетение реализма и романтизма, – самой жизни и желания видеть эту жизнь гармоничной. Великий драматург, Верди мыслил на уровне крупных форм, целостным драматическим масштабным действом. Композитора привлекают сильные личности и шекспировские страсти, а главным выразительным элементом музыкальной ткани для него оказывается самый уникальный инструмент – человеческий голос. Композитор практически не оставил произведений в жанре миниатюры, его могучее наследие составляет почти три десятка опер и один Реквием. Три лирико-психологических оперы, ознаменовавшие зрелый период творчества Верди – «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата», – это драмы отдельных людей, которые переходят на уровень общечеловеческий, и герои их по своей душевной силе ничуть не уступают ни действующим лицам ранних вердиевских героических полотен («Набукко», «Ломбардцы», «Аттила», «Макбет»), ни «большой» опере («Дон Карлос», «Аида»), ни двум поздним шедеврам композитора – созданным после семнадцатилетнего молчания в опере «Отелло» и «Фальстафу».

Верди жил в непростое для Италии время рисорджименто, проникнутое пафосом народно-освободительной борьбы против австрийского господства на раздробленных итальянских территориях. Именно поэтому, при всей силе обобщения, его искусство – это отражение современности. Выдающийся русский критик А. Н. Серов писал: «Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он – цветок своей почвы. Он – голос современной Италии. […] Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства».