В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
3 ноября 2016
Камерный зал Филармонии
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетЖивая игра на фортепиано, подготовленном фортепиано и детском фортепиано, демонстрация пианольных роликов и экспериментальные фильмы США 1920-х с музыкой на пианоле
КауэллДве пьесы для струнного фортепиано
Антейл
«Механический балет» (Оригинальная версия для пианолы, реконструкция и обработка Дугласа Хендерсона)
Нанкэрроу
Этюд № 9 для пианолы
Тенни
«Спектральный канон для Конлона Нанкэрроу»
Рэгтаймы Джоплина и других композиторов на пианоле
Фильмы: «Манхэттен» (Пол Стрэнд и Чарльз Шилер, 1921 г.), «Н2О» (Ральф Стайнер, 1929 г.)
На разных видах клавишных инструментов мы продемонстрируем, как развивались некоторые эксперименты в американской музыке ХХ века: серия моментальных снимков от начала ХХ века до наших дней. Первая из трех линий программы связана с идеей вторжения в музыку элементов текущей жизни; начнем мы с Айвза и его «Сонаты на трех страницах». Айвз известен как экспериментатор в области, которую потом назовут полистилистикой: его метод — вторжение в музыкальную композицию жизни как самого деятельного компонента, определяющего и форму, и инструментовку, и тематизм. Эта идея была развита Кейджем и другими американскими композиторами.
Другая линия программы связана с тем, как изменилось восприятие музыки с появлением возможности воспроизведения звука на механических инструментах – пианолах. Пианольные ролики, существовавшие сначала как средство воспроизведения интерпретаций выдающихся пианистов, потом как источник музыки для баров, танцев и музыкальных автоматов, были очень распространены в 1910-20-е годы. Музыка, сочинявшаяся для пианол, была заведомо экспериментальной, так как создавалась для неживого исполнения. Первым стал Этюд для пианолы Стравинского 1917 года, за которым последовали и другие сочинения. Среди американцев одним из первых использовал пианолу Джордж Антейл. Еще один экспериментатор, сочинявший только для перфорированных роликов пианолы, — Конлон Нанкэрроу; один из его этюдов будет продемонстрирован на пианоле. В результате сочинения для пианолы приобрели полноправное место в современной музыке; сейчас многие композиторы пишут для пианол не только как для ретро-инструмента, но имея в виду возможность сочетания механической записи с живым звучанием рояля. Одно из таких сочинений — «Спектральный канон» Джеймса Тенни.
Третья линия, также связанная с развитием технологий в первой трети ХХ века, — экспериментальные фильмы, форма которых созвучна аналогичным экспериментам того времени в музыке. Это «Н2О» с музыкой, позже сочиненной Кейджем, и «Манхэттен», обозревающий жизнь Нью-Йорка с небоскребами, мостами и толпами: этот фильм озвучат регтаймы Джоплина и другая танцевальная музыка того времени. Как клавишный инструмент будет задействована не только пианола, но и обычный рояль, подготовленный рояль и детское фортепиано. Из нового времени прозвучат пьесы Джона Лютера Адамса (не путать с Джоном Адамсом) — композитора с Аляски, близкого к минимализму — и Филипа Гласса: он известен как автор опер, музыки к фильмам, но у нас почти неизвестны самые ранние его пьесы, одну из которых мы и представим.
Алексей Любимов
В программе «Американские горки» мы покажем оригинальное исполнение некоторых регтаймов Скотта Джоплина. Все привыкли слышать их в самых разных исполнениях, тогда как есть записи, сделанные непосредственно автором, с его темпами и нюансировкой. Прозвучит также «Механический балет» Джорджа Антейла, который в нашей стране никогда не звучал в исполнении механического пианино; между тем, это авторская версия, где партии четырех инструментов звучат на одном. Четырем пианистам не слишком удобно играть попарно на двух роялях, а для пианолы таких преград нет.
Первые музыкальные автоматы,
которые воспроизводили на фортепиано музыку по определенной программе, возникли
в середине XIXвека. В 1895 году появилась так называемая пианола —
механические пианино: вначале это было отдельное устройство с деревянными
пальцами, которое подкатывалось к фортепиано. Вначале они работали от
педального насоса, в 1920-е годы появились модели с электроприводом и
устройством, встроенным внутрь инструмента. Изначально пианолой называлось само
подкатное устройство, потом это название закрепилось за механическим пианино.
Появление пианолы открывало возможности воспроизведению на одном инструменте
сочинений для нескольких рук. А главное, теперь можно было слышать со стороны
самого себя и корректировать манеру исполнения, прежде такой возможности не
было. Был даже рекламный слоган у компании Ampico, лицом которой был Рахманинов:
«Я впервые услышал со стороны свою игру». Почему пианолой так заинтересовался Стравинский,
например? В начале пути он не очень хорошо играл, а у него были очень высокие
требования к темпам, и он написал сочинение «Мадрид. Этюд для пианолы», которое
играется в исключительно быстром темпе. А в нашей программе прозвучит его пьеса
Piano-Rag-Music в авторской версии для пианолы.
Александр Зенин
Пётр Айду родился в 1976 году в Москве в семье музыкантов. В 1994 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Фариды Нуризаде). Занимался композицией и импровизацией под руководством Григория Шатковского. В 2000 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Льва Власенко, затем Дмитрия Сахарова; класс органа профессора Наталии Гуреевой) и продолжил обучение в аспирантуре МГК на факультете исторического и современного исполнительского искусства (руководитель – профессор Алексей Любимов).
С 1995 года занимался также композицией под руководством Юрия Воронцова, джазовым исполнительством под руководством Даниила Крамера, с 1997 года – ренессансной лютней под руководством Александра Суетина. Окончил курсы звукорежиссуры Государственного училища эстрадно-джазового искусства.
Участвовал в мастер-классах по барочной музыке в Гмундене (Австрия). Получив стипендиюнемецкой службы академических обменов (DAAD), стажировался в Высшей школе музыки в Ганновере у профессора Цви Меникера (клавесин и хаммерклавир) и профессора Ханса Михаэля Коха (лютня). Участвовал в мастер-классах Андреаса Штайера и Малколма Билсона.
Победитель Юношеского международного конкурса пианистов в Цинциннати (I премия и Гран-при, 1991), лауреат VIII Международного конкурса пианистов в Риме (II премия, 1997), дипломант конкурса Musica Antiqua Brugge (Бельгия, 2004).
Музыкант в совершенстве владеет многими разновидностями клавишных инструментов (фортепиано, орган, орган-позитив, клавесин, хаммерклавир и другие), играет на старинных щипковых инструментах (ренессансная лютня, барочная гитара) и ударных (многократно выступал в составе Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского).
Активно гастролирует по России и за рубежом, принимал участие во многих отечественных и зарубежных фестивалях. Создатель «Приюта роялей», организации по сохранению исчезающих видов фортепиано и других клавишных инструментов XIX–XX веков. Осуществил ряд художественных акций, посвященных старинным инструментам. Основатель проекта Персимфанс, посвященного возрождению Первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижера, основанного в 1922 году в Москве и просуществовавшего до 1933-го.
Автор музыкального оформления к ряду спектаклей театров «Школа драматического искусства» (спектакль «Реконструкция утопии» удостоен Гран-при премии Сергея Курехина в области современного искусства) и «Сатирикон», музыки для Alternative Hair Show в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (совместно с Иваном Лубенниковым), ряда акустических перформансов и оригинальных проектов. В частности в 2001 году совместно с художником Теодором Тэжиком организовал перформанс на III Всемирной театральной олимпиаде в Москве с использованием специально построенных музыкальных инструментов. За перформанс «Звуковые ландшафты» в театре «Школа драматического искусства» (2015) был удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
С 2002 года преподает на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (камерный ансамбль, старинные клавишные инструменты), проводит мастер-классы.
Автор статьи «Старые рояли в России. Новая история», опубликованной в ежегоднике Государственного института реставрации.
Алексей Любимов – пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории и университета Моцартеум в Зальцбурге. Один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности.
Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Огромное влияние на формирование взглядов Любимова оказала Мария Юдина.
В 16 лет он стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом консерватории, в 1965 году завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, в 1968 году – звание лауреата Международного конкурса в Монреале.
С 1968 года начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. С 1975 года – солист Московской филармонии. Алексей Любимов – исполнитель необыкновенно широкого диапазона, в его репертуаре – практически весь арсенал от старинной до современной музыки, а также опыт работы в электронной и рок-музыке. Будучи одним из крупнейших в мире специалистов по исполнительству на исторических клавирах, регулярно проводит мастер-классы в ведущих консерваториях Европы. Выступил одним из создателей Московского барочного квартета, ансамбля «Академия старинной музыки» (совместно с Татьяной Гринденко), Ансамбля старинной музыки Московской консерватории
Другой приоритет артиста – музыка ХХ–XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век» (1969–1974), впервые в стране исполнившего многие произведения Штокхаузена, Лигети, Фелдмана, Кейджа, Райли, Райха, Тен Хольта. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Многие композиторы (в частности, Уствольская, Сильвестров, Карманов, Мартынов) посвятили ему свои сочинения.
Соорганизатор ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976–1978); инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проходившего в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории (1999).
Сотрудничал со многими ведущими российскими и зарубежными оркестрами, с известными дирижерами, среди которых Кирилл Кондрашин, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнёв, Владимир Ашкенази, Франс Брюгген, Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Хогвуд, Чарлз Маккеррас, Неэме Ярви, Андрес Мустонен, Юкка-Пекка Сарасте. Партнерами артиста по камерному ансамблю были Наталия Гутман, Олег Каган, Петер Шрайер, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Александр Рудин, Иван Монигетти, Генрих Шифф, Андреас Штайер, Гидон Кремер, Кристиан Тецлафф, Виктория Иванова, Светлана Савенко, Лидия Давыдова и другие выдающиеся музыканты.
Алексей Любимов был участником фестивалей «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), Дягилевского фестиваля (Пермь), Зальцбургского фестиваля, фестивалей в Локенхаусе, Ла-Рок-д’Антероне, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многих других. В 1991 году возглавил Музыкальный фестиваль в Санкт-Галлене (Австрия). Вошел в художественные советы фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и Ars Longa. В 1968–1975 годах вел в Московской консерватории класс камерного ансамбля (доцент). В 1995 году вернулся в консерваторию, в 1997 году стал одним из инициаторов создания Факультета исторического и современного исполнительского искусства (до 2010 года – декан), на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. С 1998 года – профессор Университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.
Дискография музыканта насчитывает свыше 50 альбомов, выпущенных под лейблами «Мелодия», Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc, Alpha Classics и другими.
Лауреат Премии города Москвы (2001). Лауреат Премии Кейджа-Каннингема (Нью-Йорк, 2015).
Александр Зенин родился в 1988 году в Москве. В юношеские годы окончил школу настройщиков «Квинта 2» по специальности «мастер настройки и регулировки клавишно-струнных музыкальных инструментов» и начал заниматься реставрацией уникальных для России разновидностей фортепиано – механических пианино и пианол. В дальнейшем получил образование в области химии и кинотехники. Работал в московской средней школе № 544, Институте новых технологий и Московском институте открытого образования.
В 2008 году организовал в школе № 544 музей кинотехники, который к сегодняшнему дню, помимо внушительной коллекции киноаппаратуры, содержит 27 пианол различных систем. В 2016 году некоторые экспонаты музея были представлены на экспозиции «Вам и не снилось» на ВДНХ – крупнейшей выставке, посвященной кинематографическому процессу, а также на выставке кинотехники в кинотеатре «Космос» в рамках празднования Года Российского кино.
В 2016 году в рамках фестиваля «Политех» на ВДНХ Александр Зенин осуществил первую публичную демонстрацию приставной пианолы (Aeolian Themodist Metrostyle Pianola 1912 года), на которой был исполнен Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова в сопровождении оркестра. Тогда Зенин привлек внимание музыкантов, с которыми активно сотрудничает в настоящее время.
С Петром Айду Александр Зенин организован перформанс для механического пианино с кинопроектором, показанный в качестве киножурнала перед демонстрацией кинофильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» с музыкой Эдмунда Майзеля. С Мариной Катаржновой (скрипка) исполнил на пианоле «Вечное движение» Паганини в программе концерта «Движелище» на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Принял участие в нескольких концертах пианиста Алексея Любимова с рассказом о произведениях, созданных специально для пианолы. С его участием состоялась демонстрация фильма Фернана Леже «Механический балет» с музыкой Джорджа Антейла, исполненной на пианоле.
Александр Зенин – автор многочисленных статей и кино и кинотехнике. Один из авторов сборника статей «Стравинский жив» Государственного института искусствознания и Словаря современных анимационных терминов, удостоенного премии Гильдии киноведов как лучшее учебное пособие в кинематографической отрасли.
Член Союза кинематографистов Российской Федерации. Обеспечивает техническое сопровождение премьерных показов и кинофестивалей, принимает участие в других мероприятиях в области кинематографа, использует пианолу для кинолекториев. Руководит технической группой кинопоказа Московского Международного кинофестиваля. Снимает и снимается в кино, также предоставляет экспонаты своего музея для съемок.
В 2024 году музей Александра Зенина получит новое пространство для размещения экспозиции – на территории строящегося кинокластера «Метмаш», где будут представлены в том числе и пианолы, а в киноконцертном зале можно будет послушать и посмотреть фильмы в сопровождении механических таперов.
Родился в 1992 году в Москве. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс ударных инструментов Марка Пекарского) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (факультет исторического и современного исполнительского искусства, класс профессора Марка Пекарского) и ассистентуру-стажировку МГК по специальности «Оркестр современной музыки» (руководитель – Владимир Тарнопольский). Ведет активную концертную и преподавательскую деятельность.
Солист Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского, участник ансамбля современной музыки Kymatic, сотрудничает со «Студией новой музыки», «ГАМ-ансамблем», ансамблями Questa Musica, Opus Posth. Выступал с известными музыкантами – Алексеем Любимовым, Александром Гиндиным, Фридрихом Липсом, Геннадием Дмитряком, Филиппом Чижевским, Владимиром Мининым и другими.