В продаже абонемент Musica sacra nova
Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетГруппа basso continuo: Илья Пашинцев (виолончель) Ольга Желтикова (клавесин) Ася Гречищева (теорба)
Продолжительность концерта – около 3 часов 30 минут
Абонемент №4:
Оперные шедевры
Георг Фридрих Гендель: «Оттон»
В обширном оперном наследии Генделя «Оттон» долгое время находился (и продолжает находиться) в тени его более известных произведений: практически сразу за этой оперой из-под пера композитора один за другим вышли три безусловных шедевра («Юлий Цезарь», «Роделинда», «Тамерлан»), решительно отодвинувших почти все другие сочинения того же периода на задний план. Между тем Гендель чрезвычайно ценил именно эту оперу. Возможно, сыграли свою роль сюжет из немецкой истории и осведомленность Генделя, истинного патриота, о его персонажах (резиденция императрицы Феофано, вдовы Оттона II, располагалась в старинном Кведлинбурге, в семидесяти километрах от Галле, родного города Генделя) или тот факт, что Гендель посвятил исключительно много времени работе над этой партитурой, в которую уже накануне премьеры вносил многочисленные изменения, стараясь придать опере еще больше драматической убедительности и блеска. «Оттон» выдержал четыре возобновления, последнее из которых состоялось спустя десять лет после премьеры, но большую популярность снискал в Лондоне только первый генделевский «шлягер», написанный для английской столицы, «Ринальдо».
«Оттон» не потрясает воображение ни шквальной виртуозностью арий, ни батальными сценами, ни красочностью оркестровки – его исключительная выразительность кроется как раз в обратном: подчеркнутой камерности звучания, неторопливом развитии действия, тщательной проработке характеров, среди которых отрицательные герои, как это нередко бывает у Генделя, иногда оказываются более интересными, чем положительные. Обращает на себя внимание обилие медленных, лирических арий, насыщенных изысканным полифоническим развитием и тонкой гармонической палитрой. Из-за одной из таких арий на репетициях «Оттона» разгорелся скандал, и спустя три столетия поражающий воображение. Молодая итальянская оперная звезда Франческа Куццони, в «Оттоне» готовившаяся первый раз предстать перед лондонской публикой, невзлюбила свою самую первую арию, Falsa immagine. Вместо тихого, проникновенного размышления, в котором голосу вторят лишь басы в оркестре, она явно ожидала эффектную бравурную сцену. Гендель считал иначе: и в порыве гнева, схватив певицу на руки, он пообещал выбросить ее из окна, если она и дальше будет упрямствовать. Куццони не могла тогда знать, что именно эта ария станет одним из самых больших ее лондонских триумфов, и что она будет петь ее во всех своих бенефисах и с ней, спустя почти тридцать лет, постаревшая и почти потерявшая голос, вернется в Лондон для своего прощального выступления.
В партитуре «Оттона» рельефно прорисованы не только характеры персонажей – благородного, но мучимого сомнениями Оттона, несчастной, запутавшейся в хитросплетениях интриг Феофано, мстительной Джисмонды и гордой, решительной Матильды – но и характеры певцов, этих персонажей воплощавших. Достаточно назвать Анастасию Робертсон, певшую на премьере партию Матильды и известную своими гордым, но благородным нравом, или темпераментную Маргериту Дурастанти, еще недавно бывшую примадонной Генделя и с появлением Франчески Куццони уступившую ей этот статус: для Дурастанти композитор написал, может быть, самую проникновенную арию оперы – Vieni, o figlio во II действии. Не стоит считать совпадением, что когда главные звезды генделевской труппы – Франческо Бернарди (Сенезино), певший Оттона, и вышеупомянутая Франческа Куццони, - покинули композитора ради конкурирующей труппы спустя десять лет (знаменитое соперничество театра Генделя и «Дворянской оперы» в 1730-х годах), то чтобы досадить композитору, они выбрали в качестве очередной репертуарной приманки… «Оттона», исполненного, как бы сейчас сказали, без соблюдения авторского права (которого в XVIII столетии еще не существовало).
Вероятно, поэтому не стоит считать совпадением и то, что на фоне невероятного интереса к операм Генделя в Москве, после «Роделинды», «Ринальдо», «Ксеркса», «Орландо», «Ариоданта» и «Альцины» (три последние оперы исполнены в рамках абонемента «Оперные шедевры»), приходит черед «Оттона».
Михаил Фихтенгольц
Краткое содержание оперы
Император Священной Римской империи Оттон обручился с дочерью покойного византийского императора Романа Феофано; на смену Роману в результате государственного переворота пришел узурпатор, изгнавший из Византии брата Феофано Василия, который стал пиратом под именем Эмирено. Тем временем Оттон пресек поползновения к власти в Италии ломбардского короля Беренгария, вскоре после этого умершего. Вдова Беренгария Джисмонда и их сын Адальберт присягнули на верность Оттону, но недолго хранили свою клятву.
I действие
Джисмонда, гордая и амбициозная вдова Беренгария, лелеет план мести германскому королю Оттону, которого считает узурпатором и источником несчастий для своей семьи. Пользуясь отсутствием Оттона в Риме, она вместе со своим сыном решает захватить власть и добивается своего: мечтая о короне для своего единственного и горячо любимого сына Адальберта (ариозо Pur che regni il figlio amato), она предлагает ему изощренный план: при дворе с минуты на минуту ждут невесту Оттона, прекрасную Феофано, прибывшую для венчания из Византии и видевшую жениха лишь на портрете. Адальберт должен представиться юной девушке Оттоном и, таким образом, нанести своему врагу двойной удар – отнять у него корону и супругу. Адальберт радостно соглашается на предложение матери, тем более, что он влюблен в Феофано и мечтает о ней даже больше, чем о царском скипетре. Джисмонда предвкушает скорый триумф для своего сына (ария La speranza e giunta in porto).
Во дворце появляется Феофано. Адальберт, назвавшийся Оттоном, расточает комплименты ее красоте, но девушка с первого момента неприятно поражена разительным отличием своего жениха от его портретного изображения. Феофано глубоко разочарована, она влюблена в Оттона, а его портрет всегда с ней. Обещая византийской гостье пышный свадебный пир и счастливую долю супружества (ария Bel labbro formato), Адальберт откланивается, и Феофано остается одна наедине со своими горестными мыслями, она оплакивает свои наивные мечты о прекрасном короле на портрете, столь обманувшем ее в реальности (ария Falsa immagine).
Оттон, чье прибытие в Рим задержалось из-за морской битвы с грозным корсаром Эмирено, одержал победу и даже сумел взять в плен своего врага. Эмирено приведен к нему в цепях. Оттон не знает, что под именем Эмирено на самом деле скрывается византийский царевич Василий, брат его невесты Феофано, изгнанный с родины и превратившийся в непобедимого пирата. Эмирено намекает на то, что Оттону неведомо, чей он брат, но не открывает своего имени, чем вызывает гнев германского короля – он грозит корсару пытками и велит солдатам бросить его в темницу. Эмирено не страшат ни застенки, ни физические испытания – он не однажды попадал в немилость к врагу и проходил через все мыслимые испытания, чтобы потом одержать реванш над своими недругами (ария Del minacciar del vento). Но не пират Эмирено на самом деле занимает помыслы Оттона, он с нетерпением ожидает встречи со своей невестой. Из сладостных дум его выводит его кузина Матильда, пришедшая сообщить императору о дворцовом перевороте в Риме. Оттон поражен количеством новостей: не только власть в Вечном городе узурпировали Адальберт и коварная Джисмонда, но они ввели в заблуждение юную Феофано, которую самозванец Адальберт готов в любой момент вести под венец. Последнее обстоятельство особенно неприятно для Матильды, нареченной невесты Адальберта, которую он предал и выставил на посмешище. Она испрашивает разрешение у Оттона отомстить врагам, собрав немногие оставшиеся верными Оттону отряды солдат. Оттон отвечает согласием, а сам предается размышлениям о Феофано, которая была столь близка к нему, но вновь отдалилась (ария Ritorna, о dolce amore). Матильда, несмотря на свой воинственный настрой, разрывается между жаждой мести и любовью к неверному Адальберту – она воображает, как гневно прогонит его от себя, но через мгновение чувствует сердечную боль утраты (ария Diresti poi cosi).
Феофано встречает во дворце свою мнимую будущую свекровь – под видом матери Оттона Аделаиды ее приветствует Джисмонда. Между двумя женщинами сразу возникает глубокая неприязнь, несмотря на то, что Феофано старается выказать уважение почтенной матроне, а Джисмонда наигранно демонстрирует материнское расположение к девушке. Феофано говорит Джисмонде о своем священном долге невесты в предстоящем брачном союзе, на что Джисмонда, отметая все рассуждения о долге, лицемерно напоминает о главном, что должно связывать супругов – любви, на которую так надеется венценосный жених (ария Pensa ad amare). После отповеди Джисмонды появляется ее сын, готовый вести невесту к алтарю, но на пути царственной пары вдруг снова возникает Джисмонда – в страшной спешке, выхватив меч у сына, она уводит Адальберта прочь, отбросив притворство и объясняя, что в Риме объявился Оттон, и им обоим грозит неотвратимая кара. Феофано поражена и растеряна: кто же был перед ней все это время, если Оттон на самом деле только сейчас прибыл в Рим? Обманутая, растерянная, запутавшаяся в дворцовых интригах, окруживших ее словно лабиринтом, Феофано дает волю слезам (ария Affanni del pensier).
Власть Адальберта продолжалась недолго: войска перешли на сторону законного императора, и самозванец предстает перед Оттоном в оковах. Но ему нестрашны карцер и предстоящая казнь: он насмехается над Оттоном, что хитростью сумел выдать себя за него перед его невестой и будет вечно стоять преградой между ними (ария Tu puoi straziarmi). Оттон отдает приказ бросить его с темницу и навести порядок в Риме – он вновь император, вокруг вновь воцарится мир, и он, наконец, соединит свою судьбу с прекрасной византийской принцессой (ария Dell’onda ai fieri mori).
II действие
Матильда встречает Адальберта, которого солдаты Оттона ведут в тюрьму, и горько упрекает его в неверности и вероломстве. Адальберт пытается оправдаться тем, что еще до помолвки с Матильдой все его помыслы занимала Феофано, чем вызывает еще больший гнев Матильды. Прощаясь с ней, Адальберт выражает робкую надежду, что, несмотря на гнев, она все еще любит его (ария Lascia, che nel suo viso). Джисмонда вне себя от горя и страха за судьбу единственного сына, не может смотреть без слез на то, как его уводят в карцер. Оставшись наедине с Матильдой, она горько попрекает ее в равнодушии, но Матильда, все еще любящая Адальберта, думает лишь о том, как спасти жениха. Ее предложение положиться на милосердие Оттона Джисмонда с яростью отвергает – она скорее увидит своего сына мертвым, но не будет просить ненавистного ей германского короля о милости. Матильда заверяет Джисмонду в том, что ее единственная забота и горесть – судьба Адальберта (ария Ah, tu non sai). Оставшись одна, Джисмонда дает волю своему горю. Единственное, чего она желает – умереть вместе со своим сыном (ария Vieni, o figlio).
В дворцовом зале Феофано томится предчувствиями того, что судьба готовит ей очередное испытание (ария Spera si, mi dice il core). Появляется Оттон – жених и невеста впервые видят друг друга, но едва Оттон пытается заговорить с принцессой, появляется Матильда, бросающаяся к ногам своего двоюродного брата и умоляющая его о милости. Феофано, укрывшись от взгляда Оттона, не знающая о том, кто эта незнакомка, принимает ее за фаворитку Оттона и свою соперницу, ее сомнения лишь укрепляются, когда она видит, что Оттон обнимает Матильду. Матильда же, раздраженная тем, что Оттон постоянно озирается в поисках Феофано, жаждет лишь одного – свободы для своего жениха Адальберта. Оттон категорически отказывается даже думать об этом: Адальберт – подлый предатель и по отношению к Матильде, и по отношению к своему императору, заслуживает лишь позорной смерти. Вне себя от отчаяния, Матильда проклинает Оттона, в гневе желая ему в браке с Феофано столь же много радости, сколько он сулил ее союзу с Адальбертом – пусть не Гименей освятит своим факелом их брачное ложе, а богиня мщения Тизифона (ария Al’orror d’un duolo eterno) . Встретив наконец Феофано Оттон поражен ее холодностью и упреками в неверности – ей ли ревновать его, бросает он в ответ, если Феофано по своей наивности готова была пойти под венец с самозванцем. Феофано пытается устыдить Оттона – он, вероятно, был разочарован ее обликом при встрече после всех тех бесчисленных похвал, которые слагала о ее красоте молва (ария Alla fama, dimmi il vero). После ухода Феофано Оттон осознает, что ее ревность – проявление истинной любви и преисполняется решимости доказать принцессе свою любовь (ария Dopo l‘orrore d’uni ciel turbato).
Ночью в саду у Тибра Феофано в одиночестве поверяет прекрасным ночным пейзажам свое отчаяние – в полном одиночестве, без друзей и родных, она стала игрушкой в руках судьбы и ей некому выплакать свое горе; она хотела бы доказать свою верность царственному жениху, но его тоже нет рядом с ней (речитатив O grani orrori и ария S’io dir potessi). Тем временем в саду появляются новые лица: из тайного подземного хода, ведущего из тюрьмы, выходят Адальберт и Эмирено – этот путь им указало письмо, написанное Матильдой. В письме было также указано, что в полночный час лодка с гребцами и солдатами будет ждать их у берега реки. Эмирено клянется небесам, что вновь станет грозой морей, как только обретет свободу (ария Le profonde vie dell’onde). С разных концов ночного сада приближаются друг к другу Матильда и Оттон: она – в поисках Адальберта, освободившегося из темницы, он – в поисках Феофано. Адальберт наблюдает за ними из укрытия, как и Феофано, вновь увидевшая своего жениха с таинственной соперницей. Матильда, опасаясь, что ее план побега может быть сорван, пытается увести Оттона прочь; Оттон же полон мыслями о Феофано (ария Ah! Non dir, che molle amante). В сад с берега реки возвращается Эмирено: лодка готова к отплытию, и он зовет Адальберта с собой. В этот момент Адальберт обнаруживает Феофано – мог ли он мечтать о том, что она вновь попадет в его руки! Грубо схватив до смерти испуганную девушку, он устремляется прочь, сопровождаемый Эмирено. В опустевшем саду появляется Джисмонда, а затем и Матильда, сообщающая радостную весть – побег удался и Адальберт вновь на свободе. Обе женщины воспевают мрак ночи, благосклонный их планам (дуэт Cara notte).
III действие
Во дворце в напрасных поисках Феофано бродит Оттон – от отчаяния он не находит себе места (ария Dove sei, mia dolce vita). Его страдания усугубляет неожиданный приход Джисмонды – торжествуя, она сообщает ему о побеге Адальберта и Эмирено, предрекая ему жизнь в вечном страхе (ария Trema, tiranno). Оттона обуревают самые мрачные мысли – на его глазах весь его мир оказался разрушен: его покинула его свита, никто не сообщил ему о побеге злейшего врага, его невеста также покинула его, и, быть может, Оттон-самозванец стал ей милее, чем ее законный жених (речитатив Io son tradito и ария Tanti affanni).
На берегу Тира у кромки леса, куда высадились Эмирено, Адальберт и Феофано, измученная побегом принцесса пытается противостоять Адальберту, который не оставляет намерений соблазнить ее (ария D’innalzar i flutti al ciel). Эмирено отсылает его прочь, найти кров и пищу, а сам с любопытством выспрашивает пленницу о ее происхождении и, узнав чья она дочь, в неожиданном порыве радости пытается обнять ее, что вызывает новый приступ страха у Феофано. Вернувшийся Адальберт устраивает сцену ревности, и Феофано понимает, что станет легкой добычей для одного из злодеев. С тоской она вспоминает об Оттоне – пусть он ей неверен и сейчас находится в объятиях другой, но она предпочтет хранить верность и целомудрие только ему (ария Benche mi sia crudele). Вновь оставшись один на один с принцессой, Эмирено поверяет ей тайну – на самом деле его зовут Василий, и он ее единокровный брат, изгнанный из Византии после смерти их отца Романа и не видевший ее много лет. Пораженная Феофано узнает в его лице родные черты. Эмирено обязуется защищать ее от всех недругов и несчастий (ария Non, non temere, o bella). Наконец Феофано может вздохнуть спокойно – запутавшись в поворотах изменчивой судьбы, она, наконец, обретет покой и счастье (ария Gode l’alma consolata).
В императорских покоях Оттон вызывает к себе Джисмонду и Матильду, чтобы выспросить о судьбе Феофано. Джисмонда продолжает издевательски смеяться над Оттоном, а на предостережение Матильды, что скоро Адальберт будет схвачен и казнен, выдает ее императору с головой: именно Матильда повинна в побеге Адальберта и Эмирено. Матильда, раскаиваясь на коленях перед монархом, обещает кровью предателей искупить свое преступление (ария Nel suo sangue, nel suo pianto). Неожиданно появляется Эмирено, ведущий закованного в цепи Адальберта – он вручает его во власть Оттона и сообщает, что Феофано тоже прибыла ко двору и появится через несколько мгновений. Матильда выхватывает меч, чтобы заколоть Адальберта, но взглянув в его глаза, не в силах нанести удар. Тогда Джисмонда ловко забирает у нее оружие, провозглашая, что покончит с собой и тем самым решит свою судьбу. Ее останавливает приход Феофано: она говорит о своем единственном желании – соединить свою жизнь с Оттоном и быть счастливой. Впервые соединившиеся влюбленные, без страха, ревности и притворства, объясняются друг другу в любви (дуэт A teneri affetti). Оттон вопрошает Эмирено о том, как произошло счастливое избавление от врагов – Эмирено раскрывает свое настоящее имя и присягает в верности Оттону; его примеру, раскаявшись, следуют Адальберт и Джисмонда. Матильда, несмотря на многочисленные предательства Адальберта, вновь готова вручить ему свою руку и сердце. Все прославляют воцарившийся покой – злодеяния, вероломство и коварство остались в прошлом (хор Faccia ritorno l’antica pace).
Уроженка Неаполя, Анна Бонитатибус училась по классам вокала и фортепиано в высших учебных заведениях в Потенце и Генуе. Еще будучи студенткой, она стала победительницей нескольких международных конкурсов и дебютировала на оперной сцене в партии Астерии в опере Вивальди «Баязет» в Вероне. В течение нескольких лет она завоевала признание как одна из ведущих вокалисток своего поколения в барочном репертуаре, а также в операх Россини, Доницетти и Беллини.
Оперные ангажементы Анны Бонитатибус включали выступления на таких сценах, как Венская государственная опера («Севильский цирюльник» и «Итальянка в Алжире» Россини), Лондонская Королевская опера Covent Garden («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Орландо» Генделя), Teatro Reggio в Турине («Призрак» Менотти, «Золушка» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта), Пармская опера («Севильский цирюльник» Россини), мадридский Teatro Real («Триумф времени и правды» Генделя, «Коронация Поппеи» Монтеверди), неаполитанский San Carlo («Норма» Беллини), миланский театр La Scala («Дон Жуан» Моцарта), Лионская опера («Золушка» Россини, «Сказки Гофмана» Оффенбаха), Нидерландская опера («Милосердие Тита» Моцарта), парижский Театр на Елисейских Полях («Дон Жуан» Моцарта, «Птолемей» Генделя), бельгийский La Monnaie («Юлий Цезарь» Генделя), Цюрихская опера («Юлий Цезарь», «Агриппина» и «Триумф времени и правды» Генделя, «Милосердие Тита» и «Так поступают все» Моцарта), Опера Бильбао («Лукреция Борджиа» Доницетти), Женевская опера («Путешествие в Реймс» Россини, «Капулетти и Монтекки» Беллини), Кельнская опера («Итальянка в Алжире» Россини), венский Theater an der Wien («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Коронация Поппеи» Монтеверди), Лозаннская опера («Танкред» Россини). Она выступала на фестивалях «Флорентийский музыкальный май» (в опере Монтеверди «Коронация Поппеи»), Россиниевском фестивале в Пезаро (Stabat Mater Россини), на форумах старинной музыки в Бене (Франция), Галле (Германия) и Инсбруке (Австрия). Много лет певица активно сотрудничает с Баварской государственной оперой, где исполняет роли Стефано («Ромео и Джульетта» Гуно), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Минервы («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Анджелины («Золушка» Россини) и Юноны («Каллисто» Кавалли).
Концертный репертуар Анны Бонитатибус простирается от сочинений Монтеверди, Вивальди и неаполитанских композиторов XVIII столетия до сочинений Бетховена, Р. Штрауса и Прокофьева. Певицу привлекали к сотрудничеству такие крупные дирижеры, как Риккардо Мути, Лорин Маазель, Мунг-Вун Чунг, Рене Якобс, Марк Минковски, Алан Кертис, Тревор Пиннок, Уильям Кристи, Франц Вельзер-Мест, Айвор Болтон, Чарльз Маккерас, Альберто Дзедда, Даниэле Каллегари, Бруно Кампанелла, Джеффри Тейт, Жорди Саваль и Тон Коопман.
Последние годы были ознаменованы появлением нескольких записей с участием Анны Бонитатибус: в их числе оперы Генделя «Дейдамия» (Virgin Classics), «Птоломей» (Deutsche Grammophon) и «Тамерлан» (Avis), камерные кантаты Д. Скарлатти (Virgin Classics) и барочная кантата «Освобожденная Андромеда» (Deutsche Grammophon). Увидели свет первые два сольных альбома Анны Бонитатибус с оперными ариями Йозефа Гайдна с участием оркестра Il Complesso Barocco под управлением Алана Кертиса для лейбла Deutsche Harmonia Mundi и запись камерных вокальных миниатюр Россини для лейбла RCA, а также DVD-записи спектаклей «Так поступают все» Моцарта из Цюрихской оперы, «Коронация Поппеи» из мадридского Teatro Real и «Влюбленный Геркулес» Кавалли из Нидерландской оперы. Большим успехом у критики был отмечен сольный альбом певицы «Семирамида – царственная особа» с коллекцией малоизвестных арий XVIII и XIX веков из опер, посвященных легендарной ассирийской царице. Осенью 2016 года этот альбом был удостоен престижной премии International Opera Awards. Весной 2018 года увидел свет новый сольный альбом певицы En travesti.
Марианна Беата
Килланд родилась в 1975 году в
Лёренскуге (Норвегия). Окончила Норвежскую музыкальную академию в Осло. Была
солисткой Государственной оперы Ганновера.
Сотрудничает с ведущими коллективами Европы и Азии, среди которых Венский симфонический оркестр, Филармонический оркестр Осло, Бергенский филармонический оркестр, оркестр Фонда Гульбенкяна в Лиссабоне, Национальный оркестр Бельгии, Ливерпульский филармонический оркестр, оркестры Норвежского радио, Нидерландского радио, Северогерманского радио (NDR, Ганновер), Гетеборгский симфонический оркестр, Шведский камерный оркестр, Государственный камерный оркестр России, Будапештский фестивальный оркестр, «Берлинская академия старинной музыки», Concerto Koeln, Les Talens Lyriques, Камерный хор RIAS, Anima Eterna, оркестр «Галантная Европа», Le Concert des Nations, Collegium Vocale Gent, Bach Collegium Japan.
Выступала с известными дирижерами, в числе которых Герберт Блумстедт, Леонардо Аларкон, Ринальдо Алессандрини, Фабио Бьонди, Томас Даусгор, Фабио Луизи, Мишель Корбоз, Хуанхо Мена, Джон Фиоре, Филипп Херревеге, Манфред Хонек, Рене Якобс, Эндрю Манце, Марк Минковски, Василий Петренко, Даниэль Ройсс, Андре де Риддер, Хельмут Риллинг, Кристоф Руссе, Юкка-Пекка Сарасте, Жорди Саваль, Масааки Судзуки, Томас Сёндергорд, Робин Тиччати.
Регулярно выступает с пианистом Нильсом Андерсом Мортенсеном в Норвегии и за ее пределами, также ее партнерами в дуэте были пианисты Лейф Ове Аннснес, Паскаль Роже, Жан-Эффлам Бавузе, Лиз де ла Саль и Йос ван Иммерсел.
В репертуар певицы входят концертные произведения от начала XVII века до современности, а также партии в операх: Дидона («Дидона и «Эней» Пёрселла), Меропа («Оракул в Мессении» Вивальди), Прозерпина («Орфей» Монтеверди), Фернандо («Верность в измене» Аттилио Ариости), Аполлон («Терпсихора» Генделя), Геракл («Лучшее из имен» Кальдары), Клоринда («Поединок Танкреда и Клоринды» Монтеверди), Нирено («Юлий Цезарь в Египте» Генделя), Фрика («Золото Рейна» Вагнера) и другие.
Среди наиболее заметных событий прошедших сезонов – исполнения Stabat Mater Россини с Барселонским симфоническим оркестром под управление Ринальдо Алессандрини; Мессы си минор И. С. Баха с Филармоническим оркестром радио Франс под управлением Леонардо Гарсии Аларкона и с оркестром Le Concert Des Nations и Королевской капеллой Каталонии под управлением Жорди Саваля; «Рождественской оратории» И. С. Баха с лиссабонским оркестром Фонда Гульбенкяна под управлением Мишеля Корбоза; «Торжественной мессы» Бетховена с Ливерпульским филармоническим оркестром под управлением Эндрю Манце и Национальным оркестром Бельгии под управлением Хью Вольфа; оратории «Мессия» Генделя со Ставангерским симфоническим оркестром под управлением Андреаса Шперинга; Реквиема Моцарта с Оркестром XVIIIвека под управлением Даниэля Ройсса и др. В 2020 году дебютировала в Большом театре России в партии Дидоны («Дидона и Эней» Пёрселла).
Сезон 2021/22 певица откроет исполнением Второй симфонии Малера с Филармоническим оркестром Северогерманского радио (NDR) под управлением Эндрю Манце. Весной 2022 года намечены выступления Килланд в Париже (центр искусств «Музыкальная Сена» – La Seine Musicale) в «Страстях по Матфею» И. С. Баха под управлением Леонардо Гарсии Аларкона и в Линце (Брукнерхаус) с концертной программой под управлением Жереми Рорера.
В обширной дискографии певицы – более 50 записей ораторий, опер, кантат и камерной музыки И. С. Баха, Генделя, Вивальди, Кальдары, Скарлатти, Бетховена, Шумана, Мусоргского, Мартена, Шоссона, Корнгольда, Зуппе, Малера, Шёнберга, Веберна, Берга, Сигурда Исландсмуэна. В 2012 году номинировалась на премию «Грэмми» в категории «Лучшее классическое вокальное исполнение» за диск Veslemøy Synsk (произведения Грига в аранжировке Улава Антона Томессена).
Одна из самых известных и успешных певиц Великобритании, исполняющих преимущественно музыку эпохи барокко, Джоан Ланн окончила Королевский колледж музыки в Лондоне. Ее сценический дебют состоялся в постановке «Коронации Поппеи» Монтеверди в Английской национальной опере под управлением Гарри Кристоферса. Позже в ее репертуар вошли оперы «Сон в летнюю ночь» Бриттена (партия Елены, режиссер – Дэвид Паунтни, дирижер – Джон Элиот Гардинер), «Орфей» Монтеверди (Международный музыкальный фестиваль в Пекине), «Дидона и Эней» Пёрселла.
Джоан Ланн сотрудничает с крупнейшими коллективами, ориентированными на исторически информированное исполнительство, выступала с ведущими симфоническими оркестрами: «Монтеверди-хором» и «Английскими барочными солистами» под управлением Джона Элиота Гардинера, Bach Collegium Japan под руководством Масааки Судзуки, «Оркестром века Просвещения» под управлением Роджера Норрингтона, «Музыкантами Лувра» и Марком Минковски, Collegium Vocale Gent и Филиппом Херревеге, Кёльнским камерным хором и оркестром Collegium Cartusianum под руководством Петера Ноймана, Ensemble Pygmalion и Рафаэлем Пишоном, Concerto Copenhagen и Ларсом Ульриком Мортенсеном, Dunedin Consort и Джоном Баттом, The King's Consort и Робертом Кингом, Cappella Amsterdam и Даниэлем Ройссом, Штутгартским камерным хором под управлением Фридера Берниуса, «Берлинской академией старинной музыки» (Akamus), Concerto Koeln, Tafelmusik (Торонто), Hilliard Ensemble, лондонской «Академией старинной музыки», Роттердамским филармоническим оркестром, Российским национальным оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Борнмутским симфоническим оркестром, Шотландским камерным оркестром, Мельбурнским симфоническим оркестром и многими другими.
Концерты Джоан Ланн проходят на известнейших сценах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Библиотека Конгресса в Вашингтоне, Концертный зал Чань Шунь в Ванкувере, Кёрнер-холл в Торонто, Сантори-холл в Токио, Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве, Концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Парижская филармония, Консертгебау в Амстердаме, Дворец музыки в Барселоне, Собор Св. Марка в Венеции, Замок Эльмау в Германии, Тонхалле в Цюрихе, Церковь Св. Фомы и Гевандхаус в Лейпциге, Музикферайн в Вене, Моцартеум в Зальцбурге, Концертный зал Копенгагена, Бриджуотер-холл в Манчестере, Симфони-холл в Бирмингеме, Уигмор-холл, Королевский Альберт-холл, Барбикан-центр и Кадоган-холл в Лондоне.
Репертуар певицы охватывает музыку четырех столетий: от опер Монтеверди и вокальной музыки Пёрселла, ораторий и опер Генделя, пассионов и кантат Баха, месс и ораторий Моцарта и Гайдна до сочинений Малера, Бриттена, Раттера, Тавенера и других авторов.
В обширную дискографию Джоан Ланн входят мессы Гайдна, духовная музыка Вивальди, кантаты, мотеты, «Страсти по Иоанну», «Пасхальная оратория» и «Свадебная кантата» (BWV 202) И. С. Баха, «Детская месса» Джона Раттера под управлением автора, оратория «Мессия» Генделя, Реквием Моцарта. Запись «Страстей по Иоанну» с ансамблем Dunedin Consort, выпущенная под лейблом Linn, номинировалась на премию Gramophone.
В числе ангажементов сезона 2021/22 – Генделевский фестиваль в Москве, оратория «Мессия» Генделя в Нэшвилле, опера «Схватка Геракла с Ахелоем» Агостино Стеффани с ансамблем Musica Alpa Ripa (Ганновер) и Месса си минор И. С. Баха с Ганноверским хором мальчиков, «Вечерня Пресвятой Богородицы» Монтеверди с ансамблем La Nuova Musica в лондонском Уигмор-холле, «Рождественская оратория» И. С. Баха с барочным оркестром Concerto Copenhagen, оратория «Сотворение мира» Гайдна, «Пасхальная оратория» и «Оратория Вознесения» И. С. Баха в Эссене, гастроли по США с кантатами И. С. Баха с ансамблем Dunedin Consort и Месса си минор И. С. Баха с барочным оркестром Tafelmusik в Торонто.
Юрий Миненко родился в 1979 году в Радомышле Житомирской области (Украина). Обучался в Одесской национальной музыкальной академии имени Антонины Неждановой как баритон, затем как контратенор (класс сольного пения Юрия Тетери). После окончания аспирантуры в 2007–2010 гг. преподавал в академии на кафедре сольного пения.
Удостоен специальной премии «Лучший контратенор» на XL Международном конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне (2003), победитель Международного конкурса молодых вокалистов имени Анатолия Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» в Донецке (2004), обладатель II премии VI Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2004). В 2009 году стал первым украинским певцом и первым контратенором, вышедшим в финал Международного конкурса «Певец мира» в Кардиффе за всю историю этого состязания.
Участвовал в постановках Большого театра России, Национального театра Мангейма, Кельнской оперы, Театра Елисейских Полей и Опера Бастий в Париже, Национальной оперы Лотарингии в Нанси, венского Театра ан дер Вин, Оперы Лозанны, Оперы Санта-Фе в Нью-Мексико и других. Поет на сценах крупнейших концертных залов мира, таких как Консертгебау в Амстердаме и Кеннеди-центр в Вашингтоне. Сотрудничал с известными дирижерами, в числе которых Теодор Курентзис, Алан Кертис, Марк-Андре Дальбави, Пол Дэниел, Дан Эттингер, Диего Фазолис, Грант Гершон, Рейнхард Гебель, Саймон Хэлси, Роман Кофман, Андрис Нелсонс, Василий Петренко, Георгиос Петру, Михаил Юровский, Михаил Татарников и Владимир Юровский.
В числе сценических работ – Анний и Секст («Милосердие Тита» Моцарта), Ринальдо и Евстафий («Ринальдо» Генделя), Коррадо («Гризельда» Вивальди), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лисимах («Фемистокл» Иоганна Кристиана Баха), Артаксеркс и Мегабиз («Артаксеркс» Винчи), Шбаланк («Королева индейцев» Пёрселла), Ромео («Ромео и Джульетта» Дзингарелли). Концертный репертуар певца включает заглавные партии в ораториях «Давид» Франческо Бартоломео Конти, «Давид» и «Саул» Генделя, партию альта в оратории «Мессия» Генделя, «Сонеты» и «Сикстинский цикл» Марка-Андре Дальбави, антифоны Генделя, Salve Regina Скарлатти и др.
Среди недавних ангажементов артиста – новая постановка оперы «Садко» Римского-Корсакова (Нежата) в Большом театре России и Опере Лиона, концертный тур с оперой «Ариодант» Генделя под управлением Марка Минковски, заглавная партия в опере «Сципион» Генделя на Гёттингенском фестивале. Он также выступил в опере «Смерть в Венеции» Нико Мьюли (Аполлон) в Королевском театре Карре в Амстердаме, в «Ариоданте» Генделя (Полинесс) в Штутгарте, Гренобле, Бордо, оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя в Театре Маноэль в Валлетте (Мальта), дебютировал на Троицком фестивале в Зальцбурге в партии Ациса («Полифем» Порпоры). Участник концертного исполнения оперы «Сигизмунд, король Польши» Винчи (Оттон) в Вене, Гливице, Москве, Варшаве и Дортмунде.
В сезоне 2021/22 Юрий Миненко участвует в серии спектаклей «Садко» в Большом театре России и «Ариодант» в театре Сан-Карлуш в Лиссабоне, а также в концертных исполнениях опер «Сигизмунд, король Польши» в Дортмунде и «Полифем» в Москве.
В числе пяти ведущих контратеноров современности (наряду с Филиппом Жарусски, Максом Эмануэлем Ценчичем, Франко Фаджоли и Валером Сабадусом) принял участие в записи оперы «Артаксеркс» Винчи, выпущенной Virgin Classics в 2011 году и завоевавшей множество авторитетных наград.
Уроженка Гориции, Ромина Бассо окончила Венецианскую консерваторию по классу вокала и Университет Модены, где она училась на отделении современной литературы. В годы учебы участвовала в различных конкурсах и стала лауреатом таких престижных форумов, как конкурс вокалистов им. Тоти даль Монте и Operalia. Певица участвовала в мастер-классах Петера Маага, Регины Резник, Рокуэлла Блейка и Клаудио Дездери. С первых шагов своей вокальной карьеры Ромина Бассо особое внимание уделяла музыке барокко и эпохи бельканто.
В настоящее время Ромина Бассо ведет активную концертную деятельность, выступая в крупнейших залах Европы (венский Konzerthaus, парижские Театр на Елисейских Полях, Cite de la Musique, Salle Pleyel, лондонский Barbican Center), на престижных театральных сценах и фестивалях (брюссельский La Monnaie, мадридский Teatro Real, венский Theater an der Wien, оперные театры Монпелье и Бордо, Эдинбургский международный фестиваль, Глайндборнский оперный фестиваль, фестиваль старинной музыки в Утрехте, Авиньонский фестиваль, La Folle Journee в Нанте). Певица особенно востребована в области старинной музыки и регулярно выступает с такими ансамблями, как Il Pomo d’Оro, Accademia Bizantina, Concerto Italiano, Il Complesso Barocco, Cappella della Pietà de’ Turchini, Concert des Nations, Europa Galante, Ensemble 415, Gabrieli Consort, Les Arts Florissants, «Музыканты Лувра», Modo Antiquo, Ricercar Consort, Оркестр Века Просвещения, Венецианский барочный оркестр. В числе дирижеров, с которыми она сотрудничала – Чарльз Маккерас, Владимир Юровский, Казуши Оно, Жорзи Саваль, Алан Кертис, Фабио Бьонди, Уильям Кристи, Эмманюэль Аим, Пол Маккриш, Андреа Маркон, Федерико Сарделли, Лоуренс Каммингс, Ринальдо Алессандрини, Франс Брюгген, Максим Емельянычев.
Обширная дискография певицы включает записи для Deutsche Grammophon (оперы «Птолемей» Генделя и «Монтезума» Вивальди), Naïve (оперы Вивальди «Атенаида», «Орландо», «Армида в египетском лагере»), Glossa (итальянские кантаты Генделя), EMI Classics/Virgin (оперы «Береника», «Мессинский оракул» и «Геркулес при Фермодонте» Вивальди), MDG (опера «Юлий Цезарь» Генделя), Decca («Адриан в Сирии» Перголези) и многие другие.
Александр Миминошвили родился в 1985 году в Ставропольском крае. В 2011 году окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС, факультет музыкального театра, класс Татьяны Башкировой). С 2009 года пел на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера», где в его репертуар вошли партии Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), Анджело («Запрет на любовь» Вагнера), Ренато («Бал-маскарад» Верди), Квартального («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Данкайро («Кармен» Бизе) и другие.
С 2012 года – приглашенный солист Большого театра России, на сцене которого исполнял партии Папагено, Фигаро («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» Моцарта), Шонара («Богема» Пуччини), Кота («Дитя и волшебство» Равеля), Данкайро («Кармен»), Дональда («Билли Бадд» Бриттена), Дона Карлоса («Каменный гость» Даргомыжского), Максимилиана/Капитана («Кандид» Бернстайна, театрализованное концертное исполнение),
Дона Альваро («Путешествие в Реймс» Россини), Энея («Дидона и Эней» Пёрселла). Участник премьеры новой постановки оперы «Так поступают все женщины» Моцарта (Гульельмо) на Новой сцене ГАБТа (2014, режиссер – Флорис Виссер).
Принимал участие в спектаклях Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Слепые» Леры Ауэрбах, «Песни у колодца» Елены Лангер); был участником летней академии фестиваля в Экс-ан-Провансе.
Сотрудничал с известными дирижерами, такими как Владимир Спиваков, Стефано Монтанари, Туган Сохиев, Владимир Понькин, Евгений Бражник, Василий Синайский.
Среди важнейших событий последних сезонов – «Эрисмена» Франческо Кавалли (Эриманф) на музыкальном фестивале в Экс-ан-Провансе, в Королевской опере Версаля и Большом театре Люксембурга с ансамблем Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсии Аларкона; «Свадьба Фигаро» (главная роль) в Опере Цюриха. В числе ангажементов сезона 2021/22 – опера «Заколдованный дворец» Луиджи Росси (Мандрикардо) с ансамблем Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсии Аларкона в Национальной опере Лотарингии в Нанси, Королевской опере Версаля и Опере Дижона, а также концертное исполнение оперы Франческо Сакрати «Мнимая сумасшедшая» в зале Консертгебау (Амстердам).
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.
В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.
Кристофер Мулдс родился в Галифаксе (Великобритания). Обучался в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл и Королевском колледже музыки в Лондоне. Начал профессиональную деятельность в 1991 году в Английской национальной опере. В 1994–1998 гг. был хормейстером на Глайндборнском оперном фестивале, где принимал участие в работе над постановками «Свадьбы Фигаро» и «Милосердия Тита» Моцарта, «Кармен» Бизе и оперы Харрисона Бёртуисла «Тайная вечеря».
В дальнейшие годы сотрудничал с Королевским театром Ковент-Гарден (Лондон), Английской национальной оперой, Opera North в Лидсе, Театром Аалто в Эссене, берлинской Комише Опер, Оперой Кёльна, дрезденской Земпер-оперой, Государственной оперой Штутгарта, Театром ан дер Вин, Театром Базеля, Лионской оперой, Нидерландской оперой, Национальной оперой Норвегии, Королевским театром в Мадриде, Римской оперой, Израильской оперой, театром Колон (Буэнос-Айрес), Оперой Сан-Франциско и другими известными театрами.
Многолетние творческие контакты связывают дирижера с Берлинской государственной оперой и Баварской государственной оперой. В частности в Мюнхене в его репертуар вошли оперы «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Каллисто» Кавалли, «Альцина», «Орландо», «Ариодант» и «Тамерлан» Генделя. Летом 2006 года Кристофер Мулдс дебютировал на Зальцбургском фестивале в спектакле «Милосердие Тита» Моцарта с участием Венского филармонического оркестра. Также он принимал участие в Брегенцском фестивале, Генделевском фестивале в Галле.
Особое место в репертуаре дирижера занимает барочная опера. Под его управлением шли «Орфей» Монтеверди в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден и Opera North в Лидсе, «Коронация Поппеи» Монтеверди в венском Театре ан дер Вин, «Дидона и Эней» Пёрселла в Берлинской государственной опере, Королевском театре Мадрида, Израильской опере, на Сиднейском фестивале, в театре Колон (Буэнос-Айрес) и Римской опере, «Король Артур» Пёрселла в Театре Базеля, «Терпеливый Сократ» Телемана в Цюрихской опере, «Радамист» Генделя в Opera North в Лидсе, «Ариодант» Генделя в Английской национальной опере и Государственной опере Штутгарта, «Семела» на Генделевском фестивале в Карлсруэ и в Бруклинской музыкальной академии, «Орландо» Генделя в Опере Сан-Франциско, «Альцина» Генделя в Национальной опере на Рейне (Страсбург), «Каллисто» Кавалли в Королевском театре Мадрида.
Маэстро неоднократно исполнял оперы Моцарта: «Волшебную флейту» – в Оперном театре Люксембурга и Английской национальной опере, «Так поступают все женщины» – в Опере Кёльна, «Похищение из сераля» – в дрезденской Земпер-опере, Берлинской государственной опере и Баварской государственной опере, «Мнимую садовницу» – в Берлинской государственной опере, «Дон Жуана» – в Национальной опере Норвегии и Лионской опере и др.
Сотрудничал с ведущими европейскими коллективами, в числе которых Берлинская академия старинной музыки, Concerto Köln, Лондонский филармонический оркестр, зальцбургский оркестр Моцартеум, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Венский симфонический оркестр, Concertus Musicus Wien, Камерная академия Потсдама, Cappella Coloniensis.
В последнее десятилетие дирижер регулярно выступает в России. С участием Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Кристофера Мулдса прошли российские премьеры опер Генделя «Орландо» (2011), «Ариодант» (2012) и оратории «Геракл» (2013). В 2018 году за пультом Государственного академического камерного оркестра России маэстро представил концертное исполнение оперы «Оттон» Генделя в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В Большом театре России дирижировал в операх «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Роделинда» Генделя. Выступив в ГАБТе дирижером-постановщиком спектакля «Дидона и Эней», в 2020 году стал лауреатом
Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижера в опере».
В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Юлий Цезарь в Египте» на Генделевском фестивале в Москве, «Так поступают все женщины» Моцарта (постановка Кирилла Серебренникова) в Цюрихской опере, «Дидона и Эней» Пёрселла в Берлинской государственной опере и «Альцина» Генделя в Государственной опере Штутгарта.