Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Г. Ф. Гендель. «Оттон»

    21 июня 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Анна Бонитатибус (меццо-сопрано)
    Марианна Беата Килланд (меццо-сопрано)
    Джоан Ланн (сопрано)
    Юрий Миненко (контратенор)
    Ромина Бассо (контральто)
    Александр Миминошвили (бас-баритон)
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Дирижёр – Кристофер Мулдс

    Группа basso continuo:
    Илья Пашинцев (виолончель)
    Ольга Желтикова (клавесин)
    Ася Гречищева (теорба) 

    Продолжительность концерта – около 3 часов 30 минут

    В программе:
    Гендель
    «Оттон, король германский», опера в концертном исполнении, HWV 15 (первое исполнение в России)

    12+

    Абонемент №4:

    Оперные шедевры

    Георг Фридрих Гендель: «Оттон» 

    В обширном оперном наследии Генделя «Оттон» долгое время находился (и продолжает находиться) в тени его более известных произведений: практически сразу за этой оперой из-под пера композитора один за другим вышли три безусловных шедевра («Юлий Цезарь», «Роделинда», «Тамерлан»), решительно отодвинувших почти все другие сочинения того же периода на задний план. Между тем Гендель чрезвычайно ценил именно эту оперу. Возможно, сыграли свою роль сюжет из немецкой истории и осведомленность Генделя, истинного патриота, о его персонажах (резиденция императрицы Феофано, вдовы Оттона II, располагалась в старинном Кведлинбурге, в семидесяти километрах от Галле, родного города Генделя) или тот факт, что Гендель посвятил исключительно много времени работе над этой партитурой, в которую уже накануне премьеры вносил многочисленные изменения, стараясь придать опере еще больше драматической убедительности и блеска. «Оттон» выдержал четыре возобновления, последнее из которых состоялось спустя десять лет после премьеры, но большую популярность снискал в Лондоне только первый генделевский «шлягер», написанный для английской столицы, «Ринальдо». 

    «Оттон» не потрясает воображение ни шквальной виртуозностью арий, ни батальными сценами, ни красочностью оркестровки – его исключительная выразительность кроется как раз в обратном: подчеркнутой камерности звучания, неторопливом развитии действия, тщательной проработке характеров, среди которых отрицательные герои, как это нередко бывает у Генделя, иногда оказываются более интересными, чем положительные. Обращает на себя внимание обилие медленных, лирических арий, насыщенных изысканным полифоническим развитием и тонкой гармонической палитрой. Из-за одной из таких арий на репетициях «Оттона» разгорелся скандал, и спустя три столетия поражающий воображение. Молодая итальянская оперная звезда Франческа Куццони, в «Оттоне» готовившаяся первый раз предстать перед лондонской публикой, невзлюбила свою самую первую арию, Falsa immagine. Вместо тихого, проникновенного размышления, в котором голосу вторят лишь басы в оркестре, она явно ожидала эффектную бравурную сцену. Гендель считал иначе: и в порыве гнева, схватив певицу на руки, он пообещал выбросить ее из окна, если она и дальше будет упрямствовать. Куццони не могла тогда знать, что именно эта ария станет одним из самых больших ее лондонских триумфов, и что она будет петь ее во всех своих бенефисах и с ней, спустя почти тридцать лет, постаревшая и почти потерявшая голос, вернется в Лондон для своего прощального выступления. 

    В партитуре «Оттона» рельефно прорисованы не только характеры персонажей – благородного, но мучимого сомнениями Оттона, несчастной, запутавшейся в хитросплетениях интриг Феофано, мстительной Джисмонды и гордой, решительной Матильды – но и характеры певцов, этих персонажей воплощавших. Достаточно назвать Анастасию Робертсон, певшую на премьере партию Матильды и известную своими гордым, но благородным нравом, или темпераментную Маргериту Дурастанти, еще недавно бывшую примадонной Генделя и с появлением Франчески Куццони уступившую ей этот статус: для Дурастанти композитор написал, может быть, самую проникновенную арию оперы – Vieni, o figlio во II действии. Не стоит считать совпадением, что когда главные звезды генделевской труппы – Франческо Бернарди (Сенезино), певший Оттона, и вышеупомянутая Франческа Куццони, - покинули композитора ради конкурирующей труппы спустя десять лет (знаменитое соперничество театра Генделя и «Дворянской оперы» в 1730-х годах), то чтобы досадить композитору, они выбрали в качестве очередной репертуарной приманки… «Оттона», исполненного, как бы сейчас сказали, без соблюдения авторского права (которого в XVIII столетии еще не существовало). 

    Вероятно, поэтому не стоит считать совпадением и то, что на фоне невероятного интереса к операм Генделя в Москве, после «Роделинды», «Ринальдо», «Ксеркса», «Орландо», «Ариоданта» и «Альцины» (три последние оперы исполнены в рамках абонемента «Оперные шедевры»), приходит черед «Оттона». 

    Михаил Фихтенгольц 



    Краткое содержание оперы 

    Император Священной Римской империи Оттон обручился с дочерью покойного византийского императора Романа Феофано; на смену Роману в результате государственного переворота пришел узурпатор, изгнавший из Византии брата Феофано Василия, который стал пиратом под именем Эмирено. Тем временем Оттон пресек поползновения к власти в Италии ломбардского короля Беренгария, вскоре после этого умершего. Вдова Беренгария Джисмонда и их сын Адальберт присягнули на верность Оттону, но недолго хранили свою клятву. 

    I действие 

    Джисмонда, гордая и амбициозная вдова Беренгария, лелеет план мести германскому королю Оттону, которого считает узурпатором и источником несчастий для своей семьи. Пользуясь отсутствием Оттона в Риме, она вместе со своим сыном решает захватить власть и добивается своего: мечтая о короне для своего единственного и горячо любимого сына Адальберта (ариозо Pur che regni il figlio amato), она предлагает ему изощренный план: при дворе с минуты на минуту ждут невесту Оттона, прекрасную Феофано, прибывшую для венчания из Византии и видевшую жениха лишь на портрете. Адальберт должен представиться юной девушке Оттоном и, таким образом, нанести своему врагу двойной удар – отнять у него корону и супругу. Адальберт радостно соглашается на предложение матери, тем более, что он влюблен в Феофано и мечтает о ней даже больше, чем о царском скипетре. Джисмонда предвкушает скорый триумф для своего сына (ария La speranza e giunta in porto). 

    Во дворце появляется Феофано. Адальберт, назвавшийся Оттоном, расточает комплименты ее красоте, но девушка с первого момента неприятно поражена разительным отличием своего жениха от его портретного изображения. Феофано глубоко разочарована, она влюблена в Оттона, а его портрет всегда с ней. Обещая византийской гостье пышный свадебный пир и счастливую долю супружества (ария Bel labbro formato), Адальберт откланивается, и Феофано остается одна наедине со своими горестными мыслями, она оплакивает свои наивные мечты о прекрасном короле на портрете, столь обманувшем ее в реальности (ария Falsa immagine). 

    Оттон, чье прибытие в Рим задержалось из-за морской битвы с грозным корсаром Эмирено, одержал победу и даже сумел взять в плен своего врага. Эмирено приведен к нему в цепях. Оттон не знает, что под именем Эмирено на самом деле скрывается византийский царевич Василий, брат его невесты Феофано, изгнанный с родины и превратившийся в непобедимого пирата. Эмирено намекает на то, что Оттону неведомо, чей он брат, но не открывает своего имени, чем вызывает гнев германского короля – он грозит корсару пытками и велит солдатам бросить его в темницу. Эмирено не страшат ни застенки, ни физические испытания – он не однажды попадал в немилость к врагу и проходил через все мыслимые испытания, чтобы потом одержать реванш над своими недругами (ария Del minacciar del vento). Но не пират Эмирено на самом деле занимает помыслы Оттона, он с нетерпением ожидает встречи со своей невестой. Из сладостных дум его выводит его кузина Матильда, пришедшая сообщить императору о дворцовом перевороте в Риме. Оттон поражен количеством новостей: не только власть в Вечном городе узурпировали Адальберт и коварная Джисмонда, но они ввели в заблуждение юную Феофано, которую самозванец Адальберт готов в любой момент вести под венец. Последнее обстоятельство особенно неприятно для Матильды, нареченной невесты Адальберта, которую он предал и выставил на посмешище. Она испрашивает разрешение у Оттона отомстить врагам, собрав немногие оставшиеся верными Оттону отряды солдат. Оттон отвечает согласием, а сам предается размышлениям о Феофано, которая была столь близка к нему, но вновь отдалилась (ария Ritorna, о dolce amore). Матильда, несмотря на свой воинственный настрой, разрывается между жаждой мести и любовью к неверному Адальберту – она воображает, как гневно прогонит его от себя, но через мгновение чувствует сердечную боль утраты (ария Diresti poi cosi). 

    Феофано встречает во дворце свою мнимую будущую свекровь – под видом матери Оттона Аделаиды ее приветствует Джисмонда. Между двумя женщинами сразу возникает глубокая неприязнь, несмотря на то, что Феофано старается выказать уважение почтенной матроне, а Джисмонда наигранно демонстрирует материнское расположение к девушке. Феофано говорит Джисмонде о своем священном долге невесты в предстоящем брачном союзе, на что Джисмонда, отметая все рассуждения о долге, лицемерно напоминает о главном, что должно связывать супругов – любви, на которую так надеется венценосный жених (ария Pensa ad amare). После отповеди Джисмонды появляется ее сын, готовый вести невесту к алтарю, но на пути царственной пары вдруг снова возникает Джисмонда – в страшной спешке, выхватив меч у сына, она уводит Адальберта прочь, отбросив притворство и объясняя, что в Риме объявился Оттон, и им обоим грозит неотвратимая кара. Феофано поражена и растеряна: кто же был перед ней все это время, если Оттон на самом деле только сейчас прибыл в Рим? Обманутая, растерянная, запутавшаяся в дворцовых интригах, окруживших ее словно лабиринтом, Феофано дает волю слезам (ария Affanni del pensier). 

    Власть Адальберта продолжалась недолго: войска перешли на сторону законного императора, и самозванец предстает перед Оттоном в оковах. Но ему нестрашны карцер и предстоящая казнь: он насмехается над Оттоном, что хитростью сумел выдать себя за него перед его невестой и будет вечно стоять преградой между ними (ария Tu puoi straziarmi). Оттон отдает приказ бросить его с темницу и навести порядок в Риме – он вновь император, вокруг вновь воцарится мир, и он, наконец, соединит свою судьбу с прекрасной византийской принцессой (ария Dell’onda ai fieri mori). 

    II действие 

    Матильда встречает Адальберта, которого солдаты Оттона ведут в тюрьму, и горько упрекает его в неверности и вероломстве. Адальберт пытается оправдаться тем, что еще до помолвки с Матильдой все его помыслы занимала Феофано, чем вызывает еще больший гнев Матильды. Прощаясь с ней, Адальберт выражает робкую надежду, что, несмотря на гнев, она все еще любит его (ария Lascia, che nel suo viso). Джисмонда вне себя от горя и страха за судьбу единственного сына, не может смотреть без слез на то, как его уводят в карцер. Оставшись наедине с Матильдой, она горько попрекает ее в равнодушии, но Матильда, все еще любящая Адальберта, думает лишь о том, как спасти жениха. Ее предложение положиться на милосердие Оттона Джисмонда с яростью отвергает – она скорее увидит своего сына мертвым, но не будет просить ненавистного ей германского короля о милости. Матильда заверяет Джисмонду в том, что ее единственная забота и горесть – судьба Адальберта (ария Ah, tu non sai). Оставшись одна, Джисмонда дает волю своему горю. Единственное, чего она желает – умереть вместе со своим сыном (ария Vieni, o figlio). 

    В дворцовом зале Феофано томится предчувствиями того, что судьба готовит ей очередное испытание (ария Spera si, mi dice il core). Появляется Оттон – жених и невеста впервые видят друг друга, но едва Оттон пытается заговорить с принцессой, появляется Матильда, бросающаяся к ногам своего двоюродного брата и умоляющая его о милости. Феофано, укрывшись от взгляда Оттона, не знающая о том, кто эта незнакомка, принимает ее за фаворитку Оттона и свою соперницу, ее сомнения лишь укрепляются, когда она видит, что Оттон обнимает Матильду. Матильда же, раздраженная тем, что Оттон постоянно озирается в поисках Феофано, жаждет лишь одного – свободы для своего жениха Адальберта. Оттон категорически отказывается даже думать об этом: Адальберт – подлый предатель и по отношению к Матильде, и по отношению к своему императору, заслуживает лишь позорной смерти. Вне себя от отчаяния, Матильда проклинает Оттона, в гневе желая ему в браке с Феофано столь же много радости, сколько он сулил ее союзу с Адальбертом – пусть не Гименей освятит своим факелом их брачное ложе, а богиня мщения Тизифона (ария Al’orror d’un duolo eterno) . Встретив наконец Феофано Оттон поражен ее холодностью и упреками в неверности – ей ли ревновать его, бросает он в ответ, если Феофано по своей наивности готова была пойти под венец с самозванцем. Феофано пытается устыдить Оттона – он, вероятно, был разочарован ее обликом при встрече после всех тех бесчисленных похвал, которые слагала о ее красоте молва (ария Alla fama, dimmi il vero). После ухода Феофано Оттон осознает, что ее ревность – проявление истинной любви и преисполняется решимости доказать принцессе свою любовь (ария Dopo l‘orrore d’uni ciel turbato). 

    Ночью в саду у Тибра Феофано в одиночестве поверяет прекрасным ночным пейзажам свое отчаяние – в полном одиночестве, без друзей и родных, она стала игрушкой в руках судьбы и ей некому выплакать свое горе; она хотела бы доказать свою верность царственному жениху, но его тоже нет рядом с ней (речитатив O grani orrori и ария S’io dir potessi). Тем временем в саду появляются новые лица: из тайного подземного хода, ведущего из тюрьмы, выходят Адальберт и Эмирено – этот путь им указало письмо, написанное Матильдой. В письме было также указано, что в полночный час лодка с гребцами и солдатами будет ждать их у берега реки. Эмирено клянется небесам, что вновь станет грозой морей, как только обретет свободу (ария Le profonde vie dell’onde). С разных концов ночного сада приближаются друг к другу Матильда и Оттон: она – в поисках Адальберта, освободившегося из темницы, он – в поисках Феофано. Адальберт наблюдает за ними из укрытия, как и Феофано, вновь увидевшая своего жениха с таинственной соперницей. Матильда, опасаясь, что ее план побега может быть сорван, пытается увести Оттона прочь; Оттон же полон мыслями о Феофано (ария Ah! Non dir, che molle amante). В сад с берега реки возвращается Эмирено: лодка готова к отплытию, и он зовет Адальберта с собой. В этот момент Адальберт обнаруживает Феофано – мог ли он мечтать о том, что она вновь попадет в его руки! Грубо схватив до смерти испуганную девушку, он устремляется прочь, сопровождаемый Эмирено. В опустевшем саду появляется Джисмонда, а затем и Матильда, сообщающая радостную весть – побег удался и Адальберт вновь на свободе. Обе женщины воспевают мрак ночи, благосклонный их планам (дуэт Cara notte). 

    III действие 

    Во дворце в напрасных поисках Феофано бродит Оттон – от отчаяния он не находит себе места (ария Dove sei, mia dolce vita). Его страдания усугубляет неожиданный приход Джисмонды – торжествуя, она сообщает ему о побеге Адальберта и Эмирено, предрекая ему жизнь в вечном страхе (ария Trema, tiranno). Оттона обуревают самые мрачные мысли – на его глазах весь его мир оказался разрушен: его покинула его свита, никто не сообщил ему о побеге злейшего врага, его невеста также покинула его, и, быть может, Оттон-самозванец стал ей милее, чем ее законный жених (речитатив Io son tradito и ария Tanti affanni). 

    На берегу Тира у кромки леса, куда высадились Эмирено, Адальберт и Феофано, измученная побегом принцесса пытается противостоять Адальберту, который не оставляет намерений соблазнить ее (ария D’innalzar i flutti al ciel). Эмирено отсылает его прочь, найти кров и пищу, а сам с любопытством выспрашивает пленницу о ее происхождении и, узнав чья она дочь, в неожиданном порыве радости пытается обнять ее, что вызывает новый приступ страха у Феофано. Вернувшийся Адальберт устраивает сцену ревности, и Феофано понимает, что станет легкой добычей для одного из злодеев. С тоской она вспоминает об Оттоне – пусть он ей неверен и сейчас находится в объятиях другой, но она предпочтет хранить верность и целомудрие только ему (ария Benche mi sia crudele). Вновь оставшись один на один с принцессой, Эмирено поверяет ей тайну – на самом деле его зовут Василий, и он ее единокровный брат, изгнанный из Византии после смерти их отца Романа и не видевший ее много лет. Пораженная Феофано узнает в его лице родные черты. Эмирено обязуется защищать ее от всех недругов и несчастий (ария Non, non temere, o bella). Наконец Феофано может вздохнуть спокойно – запутавшись в поворотах изменчивой судьбы, она, наконец, обретет покой и счастье (ария Gode l’alma consolata). 

    В императорских покоях Оттон вызывает к себе Джисмонду и Матильду, чтобы выспросить о судьбе Феофано. Джисмонда продолжает издевательски смеяться над Оттоном, а на предостережение Матильды, что скоро Адальберт будет схвачен и казнен, выдает ее императору с головой: именно Матильда повинна в побеге Адальберта и Эмирено. Матильда, раскаиваясь на коленях перед монархом, обещает кровью предателей искупить свое преступление (ария Nel suo sangue, nel suo pianto). Неожиданно появляется Эмирено, ведущий закованного в цепи Адальберта – он вручает его во власть Оттона и сообщает, что Феофано тоже прибыла ко двору и появится через несколько мгновений. Матильда выхватывает меч, чтобы заколоть Адальберта, но взглянув в его глаза, не в силах нанести удар. Тогда Джисмонда ловко забирает у нее оружие, провозглашая, что покончит с собой и тем самым решит свою судьбу. Ее останавливает приход Феофано: она говорит о своем единственном желании – соединить свою жизнь с Оттоном и быть счастливой. Впервые соединившиеся влюбленные, без страха, ревности и притворства, объясняются друг другу в любви (дуэт A teneri affetti). Оттон вопрошает Эмирено о том, как произошло счастливое избавление от врагов – Эмирено раскрывает свое настоящее имя и присягает в верности Оттону; его примеру, раскаявшись, следуют Адальберт и Джисмонда. Матильда, несмотря на многочисленные предательства Адальберта, вновь готова вручить ему свою руку и сердце. Все прославляют воцарившийся покой – злодеяния, вероломство и коварство остались в прошлом (хор Faccia ritorno l’antica pace).

    Анна Бонитатибус

    Уроженка Неаполя, Анна Бонитатибус училась по классам вокала и фортепиано в высших учебных заведениях в Потенце и Генуе. Еще будучи студенткой, она стала победительницей нескольких международных конкурсов и дебютировала на оперной сцене в партии Астерии в опере Вивальди «Баязет» в Вероне. В течение нескольких лет она завоевала признание как одна из ведущих вокалисток своего поколения в барочном репертуаре, а также в операх Россини, Доницетти и Беллини.

    Оперные ангажементы Анны Бонитатибус включали выступления на таких сценах, как Венская государственная опера («Севильский цирюльник» и «Итальянка в Алжире» Россини), Лондонская Королевская опера Covent Garden («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Орландо» Генделя), Teatro Reggio в Турине («Призрак» Менотти, «Золушка» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта), Пармская опера («Севильский цирюльник» Россини), мадридский Teatro Real («Триумф времени и правды» Генделя, «Коронация Поппеи» Монтеверди), неаполитанский San Carlo («Норма» Беллини), миланский театр La Scala («Дон Жуан» Моцарта), Лионская опера («Золушка» Россини, «Сказки Гофмана» Оффенбаха), Нидерландская опера («Милосердие Тита» Моцарта), парижский Театр на Елисейских Полях («Дон Жуан» Моцарта, «Птолемей» Генделя), бельгийский La Monnaie («Юлий Цезарь» Генделя), Цюрихская опера («Юлий Цезарь», «Агриппина» и «Триумф времени и правды» Генделя, «Милосердие Тита» и «Так поступают все» Моцарта), Опера Бильбао («Лукреция Борджиа» Доницетти), Женевская опера («Путешествие в Реймс» Россини, «Капулетти и Монтекки» Беллини), Кельнская опера («Итальянка в Алжире» Россини), венский Theater an der Wien («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Коронация Поппеи» Монтеверди), Лозаннская опера («Танкред» Россини). Она выступала на фестивалях «Флорентийский музыкальный май» (в опере Монтеверди «Коронация Поппеи»), Россиниевском фестивале в Пезаро (Stabat Mater Россини), на форумах старинной музыки в Бене (Франция), Галле (Германия) и Инсбруке (Австрия). Много лет певица активно сотрудничает с Баварской государственной оперой, где исполняет роли Стефано («Ромео и Джульетта» Гуно), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Минервы («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Анджелины («Золушка» Россини) и Юноны («Каллисто» Кавалли). 

    Концертный репертуар Анны Бонитатибус простирается от сочинений Монтеверди, Вивальди и неаполитанских композиторов XVIII столетия до сочинений Бетховена, Р. Штрауса и Прокофьева. Певицу привлекали к сотрудничеству такие крупные дирижеры, как Риккардо Мути, Лорин Маазель, Мунг-Вун Чунг, Рене Якобс, Марк Минковски, Алан Кертис, Тревор Пиннок, Уильям Кристи, Франц Вельзер-Мест, Айвор Болтон, Чарльз Маккерас, Альберто Дзедда, Даниэле Каллегари, Бруно Кампанелла, Джеффри Тейт, Жорди Саваль и Тон Коопман. 

    Последние годы были ознаменованы появлением нескольких записей с участием Анны Бонитатибус: в их числе оперы Генделя «Дейдамия» (Virgin Classics), «Птоломей» (Deutsche Grammophon) и «Тамерлан» (Avis), камерные кантаты Д. Скарлатти (Virgin Classics) и барочная кантата «Освобожденная Андромеда» (Deutsche Grammophon). Увидели свет первые два сольных альбома Анны Бонитатибус с оперными ариями Йозефа Гайдна с участием оркестра Il Complesso Barocco под управлением Алана Кертиса для лейбла Deutsche Harmonia Mundi и запись камерных вокальных миниатюр Россини для лейбла RCA, а также DVD-записи спектаклей «Так поступают все» Моцарта из Цюрихской оперы, «Коронация Поппеи» из мадридского Teatro Real и «Влюбленный Геркулес» Кавалли из Нидерландской оперы. Большим успехом у критики был отмечен сольный альбом певицы «Семирамида – царственная особа» с коллекцией малоизвестных арий XVIII и XIX веков из опер, посвященных легендарной ассирийской царице. Осенью 2016 года этот альбом был удостоен престижной премии International Opera Awards. Весной 2018 года увидел свет новый сольный альбом певицы En travesti.

    Марианна Беата Килланд

    Марианна Беата Килланд принадлежит к числу наиболее известных и успешных певиц Скандинавии, будучи одинаково востребованной в концертном и оперном репертуаре, а также исполнении музыки XVII-ХХ века. Певица чрезвычайно востребована в барочном и классическом репертуаре – в числе ее ангажементов можно упомянуть «Страсти по Матфею» Баха с оркестром BBC Philharmonic, оркестром NDR, ораторию Вивальди «Торжествующая Юдифь» с английским оркестром The King's Consort под управлением Роберта Кинга, «Страсти по Иоанну» Баха с Филармоническим оркестром Осло, Stabat Mater Перголези с Кельнским камерным оркестром, духовные сочинения Куперена с The King‘s Consort, Мессу си минор Баха с Готенбургским симфоническим оркестром, швейцарским ансамблем Gli Angeli Geneve и Норвежским барочным оркестром, Торжественную мессу Бетховена с «Оркестром XVIII века», ораторию Гайдна «Семь последних слов Христа на Кресте» с Камерным оркестром Женевы и «Мессию» Генделя с Симфоническим оркестром Мальмо. Марианна Беата Килланд также регулярно исполняет сочинения Малера – Вторую симфонию и «Песнь о земле». В числе дирижеров, с которыми она работала – Филипп Херревеге, Марк Минковски, Ринальдо Алессандрини, Федерико Мария Сарделли, Масааки Судзуки, Робин Тиччиати, Кристоф Руссе, Василий Петренко, Рене Якобс, Манфред Хонек, Гарри Кристоферс, Гельмут Риллинг, Эндрю Мэнц, Фабио Бьонди, Жорди Саваль и многие другие.

    В течение текущего концертного сезона Марианна Беата Килланд приняла участие в исполнении Восьмой симфонии Малера с Национальным оркестром Дании, «Рождественской оратории» Баха с лиссабонским оркестром Gulbenkian, «Страстей по Иоанну» Баха с оркестром радио NDR в Германии, оперы Перселла «Дидона и Эней» с Netherlands Bach Society, а также Второй симфонии Мендельсона с Филармоническим оркестром Калгари в Канаде и «Песен странствующего подмастерья» в концертном турне по США. Певице принадлежит обширная дискография, включающая более сорока записей.

    Джоан Ланн

    Одна из самых известных и успешных барочных певиц Великобритании, Джоан Ланн окончила Королевский колледж музыки в Лондоне и дебютировала на оперном сцене в постановке «Коронации Поппеи» Монтеверди в Английской национальной опере под руководством Гарри Кристоферса, добавив позже в свой репертуар такие оперы, как «Сон в летнюю ночь» Бриттена (режиссер Дэвид Паунти, дирижер Джон Элиот Гардинер), «Орфей» Монтеверди (Международный музыкальный фестиваль в Пекине) и «Дидона и Эней» Перселла.

    На концертной эстраде Джоан Ланн выступала с крупнейшими ансамблями старинной музыки и ведущими симфоническими оркестрами – «Монтеверди-хором» и «Английскими барочными солистами» под управлением Джона Элиота Гардинера, Bach Collegium Japan под 

    руководством Масааки Судзуки, «Оркестром века Просвещения» под управлением Роджера Норрингтона, «Музыкантами Лувра» и Марком Минковски, Collegium Vocale Gent и Филиппом Херревеге, Кельнским камерным хором и оркестром Collegium Cartusianum под руководством Петера Нойманна, Ensemble Pygmalion и Рафаэлем Пишоном, а также с берлинской «Академией старинной музыки», Concerto Koeln, Роттердамским филармоническим оркестром, Российским национальным оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Ливерпульским Королевским филармоническим оркестром, Dunedin Consort, Борнмутским симфоническим оркестром, Шотландским камерным оркестром, лондонской «Академией старинной музыки», Tafelmusik и Concerto Copenhagen. Репертуар певицы охватывает музыку четырех столетий – от опер Монтеверди и вокальной музыки Перселла, ораторий и опер Генделя, пассионов и кантат Баха, месс и ораторий Моцарта и Гайдна до сочинений Малера, Бриттена, Раттера, Тавенера и других авторов. 

    Джоан Ланн принадлежит обширная дискография, в которую входят мессы Гайдна (Philips) с Джоном Элиотом Гардинером и «Монтеверди-хором», духовная музыка Вивальди (Hyperion) с оркестром The King's Consort и Робертом Кингом, кантаты Баха (Soli Deo Gloria) с «Английскими барочными солистами» и Джоном Элиотом Гардинером, «Страсти по Иоанну» Баха (Linn) с оркестром Dunedin Consort, мотеты Баха (ECM) с Hilliard Ensemle, «Пасхальная оратория» Баха (Carus) с Штутгартским камерным хором и Фридером Берниусом. 

    В числе недавних ангажементов певицы и будущих выступлений – драматическая кантата Генделя «Аполлон и Дафна» с Concerto Copenhagen и Ларсом Ульриком Мортенсеном, светские кантаты Баха и Месса си минор с Bach Collegium Japan, «Мессия» Генделя с Борнмутским симфониеским оркестром и «Рождественская оратория» Баха с Le Concert Lorrain, а также «Чандосские антемы» Генделя с Dunedin Consort, «Страсти по Брокесу» Генделя с Ensemble Pygmalion, Большая месса до минор Моцарта и «Мессия» Генделя с ансамблем Tafelmusik в Торонто, «Сотворение мира» Гайдна в Варшавской филармонии, «Страсти по Иоанну» Баха в концертном турне с Bach Collegium Japan, концерты во Флоренции, Вене и на Баховском фестивале.

    Юрий Миненко

    Юрий Миненко родился в городе Радомышль Житомирской области (Украина). Обучался игре на фортепиано и хоровому дирижированию. Окончил Одесскую государственную музыкальную академию имени А. В. Неждановой, где обучался на кафедре сольного пения в классе Ю. Е. Тетери сначала как баритон, а затем как контратенор. Окончив аспирантуру, Юрий с 2007 по 2010 год преподавал в Академии на кафедре сольного пения. Юрий с большим успехом выступал на многих вокальных конкурсах. В частности, он стал первым украинским певцом и первым контратенором, вышедшим в финал Международного конкурса оперных певцов «Певец мира» в Кардиффе за всю историю этого состязания. Со студенческих лет Юрий ведет активную концертную деятельность на Украине и за рубежом: он выступал в Болгарии, Греции, Израиле, Великобритании, Испании, Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Нидерландах, России и США; был занят в постановках таких театров, как Большой театр Россия, Национальный театр Мангейма (Германия), Кельнская опера (Германия), Театр Елисейских Полей (Париж, Франция), Национальная опера Лотарингии (Нанси, Франция), Theater an der Wien (Вена, Австрия), Лозаннская опера (Швейцария) и Опера Санта-Фе (Нью-Мексико, США). Сотрудничал с такими дирижерами, как Рейнхард Гебель, Марк-Андре Дальбави, Пол Дэниел, Алан Кертис, Андреа Маркон, Андрис Нельсонс, Василий Петренко, Георгий Петру, Диего Фазолис, Саймон Хэлси, Дан Эттингер, Михаил Юровский, Михаил Татарников и Владимир Юровский. В числе сценических работ Юрия партии в операх эпох барокко, классицизма и романтизма: Анний в опере Моцарта «Милосердие Тита», Ринальдо и Евстафий в опере Генделя «Ринальдо», Коррадо в опере Вивальди «Гризельда», Ратмир в опере Глинки «Руслан и Людмила», Лисимах в опере И. К. Баха «Фемистокл» и Мегабиз в опере Л. Винчи «Артаксеркс». Концертные работы певца включают в себя партию Давида в оратории Ф. Б. Конти «Давид», альтовую партию в оратории Генделя «Мессия», «Сонеты» и «Сикстинский цикл» М.-А. Дальбави, а также антифоны Генделя и Salve Regina Скарлатти.

    Ромина Бассо

    Уроженка Гориции, Ромина Бассо окончила Венецианскую консерваторию по классу вокала и Университет Модены, где она училась на отделении современной литературы. В годы учебы участвовала в различных конкурсах и стала лауреатом таких престижных форумов, как конкурс вокалистов им. Тоти даль Монте и Operalia. Певица участвовала в мастер-классах Петера Маага, Регины Резник, Рокуэлла Блейка и Клаудио Дездери. С первых шагов своей вокальной карьеры Ромина Бассо особое внимание уделяла музыке барокко и эпохи бельканто.

    В настоящее время Ромина Бассо ведет активную концертную деятельность, выступая в крупнейших залах Европы (венский Konzerthaus, парижские Театр на Елисейских Полях, Cite de la Musique, Salle Pleyel, лондонский Barbican Center), на престижных театральных сценах и фестивалях (брюссельский La Monnaie, мадридский Teatro Real, венский Theater an der Wien, оперные театры Монпелье и Бордо, Эдинбургский международный фестиваль, Глайндборнский оперный фестиваль, фестиваль старинной музыки в Утрехте, Авиньонский фестиваль, La Folle Journee в Нанте). Певица особенно востребована в области старинной музыки и регулярно выступает с такими ансамблями, как Il Pomo d’Оro, Accademia Bizantina, Concerto Italiano, Il Complesso Barocco, Cappella della Pietà de’ Turchini, Concert des Nations, Europa Galante, Ensemble 415, Gabrieli Consort, Les Arts Florissants, «Музыканты Лувра», Modo Antiquo, Ricercar Consort, Оркестр Века Просвещения, Венецианский барочный оркестр. В числе дирижеров, с которыми она сотрудничала – Чарльз Маккерас, Владимир Юровский, Казуши Оно, Жорзи Саваль, Алан Кертис, Фабио Бьонди, Уильям Кристи, Эмманюэль Аим, Пол Маккриш, Андреа Маркон, Федерико Сарделли, Лоуренс Каммингс, Ринальдо Алессандрини, Франс Брюгген, Максим Емельянычев. 

    Обширная дискография певицы включает записи для Deutsche Grammophon (оперы «Птолемей» Генделя и «Монтезума» Вивальди), Naïve (оперы Вивальди «Атенаида», «Орландо», «Армида в египетском лагере»), Glossa (итальянские кантаты Генделя), EMI Classics/Virgin (оперы «Береника», «Мессинский оракул» и «Геркулес при Фермодонте» Вивальди), MDG (опера «Юлий Цезарь» Генделя), Decca («Адриан в Сирии» Перголези) и многие другие.

    Александр Миминошвили

    Александр Миминошвили родился в Ставропольском крае. Окончив музыкальную школу, поступил на вокальное отделение Московского областного колледжа искусств. В 2006 году поступил в Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) на факультет музыкального театра, возглавляемый Д. А. Бертманом (педагог по вокалу Т. В. Башкирова), который окончил в 2011 году. Еще в годы учебы в РАТИ успешно исполнял ответственные партии в ряде спектаклей учебного театра РАТИ-ГИТИС («Женитьба» Мусоргского, «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко, «Колокольчик» Доницетти) и в 2009 году дебютировал в качестве солиста-вокалиста на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера». В «Геликоне» Александр Миминошвили исполняет обширный и разнообразный репертуар – партии Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Анджело в «Запрете на любовь» Вагнера, Ренато в «Бал-маскараде» Верди, Квартального в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, Данкаира в «Кармен» Бизе.

    С 2011 года является постоянным приглашенным солистом Большого театра России - на сцене Большого он исполнял партии Папагено («Волшебная флейта» Моцарта), Шонара («Богема» Пуччини), Черного кота («Дитя и волшебство» Равеля), Данкаира («Кармен» Бизе), Дональда («Билли Бад» Бриттена). Участвовал в премьере новой постановки оперы «Так поступают все» Моцарта (партия Гульельмо) на Новой сцене Большого театра в 2013 году. Также является приглашенным солистом Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Слепые» Л. Ауэрбах, и «Песни у колодца» Е. Лангер). 

    Александр Миминошвили сотрудничал с такими дирижерами, как Владимир Спиваков, Стефано Монтанари, Туган Сохиев, Владимир Понькин, Евгений Бражник, Василий Синайский. Принимал участие в гастролях театра «Геликон-опера», как в России, так и за 

    рубежом. Участвовал в летней академии фестиваля в Экс-ан-Провансе. 

    В числе важнейших ангажементов певца последнего времени – участие в постановке оперы Франческо Кавалли «Эрисмена» на музыкальном фестивале в Экс-ан-Провансе, партия Фигаро в опере Моцарта «Свадьба Фигаро» на сцене Цюрихской оперы, возобновление спектаклей «Так поступают все» Моцарта под управлением Тугана Сохиева в Большом театре. В планах певца – возвращение в Цюрихскую оперу на спектакли «Свадьба Фигаро», дебют в Королевском театра Версаля в опере Франческо Сакрати «Мнимая сумасшедшая» под управлением Леонардо Гарсии Аларкона.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Кристофер Мулдс

    Кристофер Мулдс родился в Галифаксе (Великобритания), учился по классу фортепиано у Фани Уотерман. С 1991 по 1995 год работал в оперной администрации Английской национальной оперы, с 1994 по 1998 год был хормейстером на Глайндборнском оперном фестивале, где принимал участие в работе над постановками «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Милосердия Тита» Моцарта, «Кармен» Бизе и оперы Харрисона Берстуистла «Последний ужин». 

    Многолетние творческие контакты связывают дирижера с Баварской национальной оперой, где он дирижировал спектаклями «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди (2002, 2003, 2005), «Каллисто» Кавалли (2005, 2018), «Альцина» Генделя (2006, 2007), «Похищение из сераля» Моцарта (2016), «Орландо» Генделя (2007) и «Ариодант» Генделя (2008). Летом 2006 года Кристофер Мулдс дебютировал на Зальцбургском фестивале в спектакле «Милосердие Тита» Моцарта с участием Венского филармонического оркестра.

    В 2003 году дирижер дебютировал в Нидерландской опере и с оркестром Concerto Köln, с которым провел серию исполнений оратории Генделя «Самсон». Его запись оперы Глюка «Оправданная невинность» вместе с ансамблем Cappella Coloniensis увидела свет в 2004 году на лейбле Deutsche Harmonia Mundi. 

    В числе прочих выступлений Кристофера Мулдса можно назвать ангажементы в оперном театре Люксембурга («Волшебная флейта» Моцарта), Английской национальной опере («Ариодант» Генделя и «Волшебная флейта» Моцарта), английской Opera North («Орфей» 

    Монтеверди и «Радамист» Генделя), в Royal Albert Hall («Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Пуччини, а также «Аида» Верди). Он выступал с такими оркестрами, как Лондонский филармонический, зальцбургский Mozarteum, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Венский симфонический оркестр и берлинская «Академия старинной музыки». 

    Ангажементы дирижера последних лет включают спектакли в Баварской национальной опере («Тамерлан» и «Ариодант» Генделя и «Каллисто» Кавалли) и Кельнской опере («Так поступают все» Моцарта), на Генделевском фестивале в Халле («Флоридант» Генделя) и Карлсруэ («Семела» Генделя), Лионской опере («Дон Жуан» Моцарта), Берлинской государственной опере («Дидона и Эней» Перселла, «Похищение из сераля» и «Мнимая садовница» Моцарта, «Поворот винта» Бриттена), Большом театре России («Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Роделинда» Генделя), Национальной оперы Норвегии («Дон Жуан» Моцарта). 

    В числе предстоящих выступлений дирижера – спектакли в Штутгартской опере, Королевском театре Мадрида, Театре Базеля и дебют в оперном театре Сан-Франциско. В рамках оперного абонемента Московской филармонии дирижер с успехом провел российские премьеры опер Генделя «Орландо» (апрель 2009 года), «Ариодант» (март 2011 года) и музыкальной драмы «Геркулес» (январь 2013 года).

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    22 марта в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    15 мая в 19:00