Ференц Лист. Симфоническая поэма «Прометей»
Произведение Ференца Листа
написано по мотивам драматической поэмы «Освобожденный Прометей»
И. Г. Гердера и впервые исполнено в 1850 году, накануне открытия в
Веймаре памятника великому немецкому просветителю. Драма Гердера построена как
ряд сцен-диалогов, в которых к герою обращаются различные персонажи античных
мифов – Океан и его дочери Океаниды, тритоны и дриады, мать Прометея – богиня
возмездия и справедливости Фемида. Все эти образы воплощены в музыке Листа.
Прометей является для него воплощением живого пламенного чувства и истины,
которой противопоставлено косное «рацио» Олимпа.
Камиль Сен-Санс. Кантата «Свадьба Прометея»
Кантату «Свадьба Прометея» Сен-Санс написал для конкурса, объявленного организаторами Всемирной выставки в Париже 1867 года. Авторитетное жюри — Россини, Берлиоз, Верди, Тома, Гуно, Обер — безоговорочно признали ее лучшей среди других. Однако из-за интриг Сен-Санс не только не увидел публичной премьеры кантаты, но даже не получил сполна обещанный гонорар, а произведение было исполнено... в цирке. Абстрактный текст кантаты воспевает брак освобожденного Прометея с человечностью, торжество мира, свободы и братства — идеалы, близкие французскому обществу середины XIX века.
Л. ван Бетховен. Симфония №3 «Героическая»
Если кто
из композиторов и ассоциируется в нашем сознании с образом героя-бунтаря
Прометея, то это Людвиг ван Бетховен. Обладатель поистине титанического духа,
не сломленного в борьбе с постигшими его невзгодами, Бетховен открыто выступал
против сильных мира и законов современного ему общества. В то же время он свято
верил в силу искусства, способного «высекать огонь из человеческих сердец».
Неслучайно
музыка Бетховена открывает и завершает абонемент, посвященный мифу о Прометее.
«Творения Прометея, или Власть музыки и танца» — единственный балет Бетховена и его
первое произведение для музыкального театра. Балет завершается всеобщим ликованием, прославляющим
животворящую силу искусства.
Музыку балета Бетховен использует в финале Третьей симфонии. Эту, наиболее любимую самим композитором симфонию, Бетховен хотел посвятить тому, кого считал Прометеем своего времени, — Наполеону Бонапарту, веря, что «Бонапарт заложит основы для счастья всего человечества». Однако Бетховену суждено было разочароваться в своем Герое. Став императором, Наполеон предал идеи революции, и Бетховен стер его имя с партитуры симфонии. Грандиозное сочинение, исполненное энтузиазма и пафоса, получило новое название — «Героическая симфония в честь памяти великого человека».