Цикл просветительских концертов
«Владимир Юровский дирижирует
и рассказывает».
Истории с оркестром. Похитители огня

вторник, 19:00

В программе:

Лист
«Прометей» – симфоническая поэма

Сен-Санс
Кантата «Свадьба Прометея» для солистов, хора и оркестра

Шуберт
Песня «Прометей» на слова Гете (оркестровка М.Регера)

Вольф
Песня «Прометей» на слова Гёте (оркестровка автора)

Бетховен
Симфония № 3 («Героическая»)

Абонемент продан

Ференц Лист. Симфоническая поэма «Прометей»

Произведение Ференца Листа написано по мотивам драматической поэмы «Освобожденный Прометей» И. Г. Гердера и впервые исполнено в 1850 году, накануне открытия в Веймаре памятника великому немецкому просветителю. Драма Гердера построена как ряд сцен-диалогов, в которых к герою обращаются различные персонажи античных мифов – Океан и его дочери Океаниды, тритоны и дриады, мать Прометея – богиня возмездия и справедливости Фемида. Все эти образы воплощены в музыке Листа. Прометей является для него воплощением живого пламенного чувства и истины, которой противопоставлено косное «рацио» Олимпа.

Камиль Сен-Санс. Кантата «Свадьба Прометея»

Кантату «Свадьба Прометея» Сен-Санс написал для конкурса, объявленного организаторами Всемирной выставки в Париже 1867 года. Авторитетное жюри — Россини, Берлиоз, Верди, Тома, Гуно, Обер — безоговорочно признали ее лучшей среди других. Однако из-за интриг Сен-Санс не только не увидел публичной премьеры кантаты, но даже не получил сполна обещанный гонорар, а произведение было исполнено... в цирке. Абстрактный текст кантаты воспевает брак освобожденного Прометея с человечностью, торжество мира, свободы и братства — идеалы, близкие французскому обществу середины XIX века. 

Л. ван Бетховен. Симфония №3 «Героическая»

Если кто из композиторов и ассоциируется в нашем сознании с образом героя-бунтаря Прометея, то это Людвиг ван Бетховен. Обладатель поистине титанического духа, не сломленного в борьбе с постигшими его невзгодами, Бетховен открыто выступал против сильных мира и законов современного ему общества. В то же время он свято верил в силу искусства, способного «высекать огонь из человеческих сердец».

Неслучайно музыка Бетховена открывает и завершает абонемент, посвященный мифу о Прометее.

«Творения Прометея, или Власть музыки и танца» — единственный балет Бетховена и его первое произведение для музыкального театра. Балет завершается всеобщим ликованием, прославляющим животворящую силу искусства.

Музыку балета Бетховен использует в финале Третьей симфонии. Эту, наиболее любимую самим композитором симфонию, Бетховен хотел посвятить тому, кого считал Прометеем своего времени, — Наполеону Бонапарту, веря, что «Бонапарт заложит основы для счастья всего человечества». Однако Бетховену суждено было разочароваться в своем Герое. Став императором, Наполеон предал идеи революции, и Бетховен стер его имя с партитуры симфонии. Грандиозное сочинение, исполненное энтузиазма и пафоса, получило новое название — «Героическая симфония в честь памяти великого человека».

Другие
концерты этого абонемента

Цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Истории с оркестром. Похитители огня

понедельник 19:00
абонемент № 001

, понедельник
абонемент № 001

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Истории с оркестром. Похитители огня

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Владимир Юровский дирижер
Чулпан Хаматова художественное слово
Александр Филиппенко художественное слово
Эллисон Белл сопрано
Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Телерадиоцентра «Орфей»
Алексей Володин фортепиано

Форе
Фрагменты из музыкальной драмы «Прометей» для сопрано, хора и оркестра

Берг
«Лулу-сюита» для сопрано и оркестра

Сибелиус
«Океаниды» – симфоническая поэма

Танеев
Хор «Прометей» из 12 хоров a cappella на стихи Я.Полонского

Скрябин
«Прометей» («Поэма огня») для фортепиано, хора и оркестра