В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
18 ноября 2014
Камерный зал Филармонии
схема проездаСветлана Бойченко (сопрано)Эдита Фил (флейта)Андрей Кравченко (саксофон)Екатерина Фомицкая (скрипка)Сергей Асташонок (виолончель)Виктория Кузьмина (фортепиано)
Александр Хубеев, Алексей Наджаров, (электроника)
Николай Попов
Ведущий концерта – Рауф Фархадов
Абонемент №7:
IV Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»
Окутывая в шум и песни
Александр Хубеев
«Стереофобия» для флейты, саксофона, скрипки, виолончели, электроники и видео
(видеохудожник Дмитрий Мазуров)
Основной идеей пьесы является необычное взаимодействие ансамбля с электроникой. В качестве материала у духовых и струнных используются мультифоники (то есть, не отдельные ноты, а одновременное звучание целого спектра у каждого инструмента), что хорошо сливается со звучанием электроники, которая, в свою очередь, синтезируется из заранее записанных звуков акустических инструментов. Такое плотное соединение акустического и электронного и отражено в названии: это попытка автора избежать «двухканальности» в восприятии акустического звука и электронного, то есть попытка соединить ансамбль и электронику (и даже видео, которое тесно связано со всеми метаморфозами звука) в единый инструмент, развитие материала у которого строится по особым законам (А. Хубеев).
Виктория Полевая
“Abbitte” для голоса и фортепиано на стихи Ф. Гёльдерлина
Я не говорящий, а поющий композитор (В. Полевая).
В. Полевая – автор большого количества духовной хоровой музыки, которая часто звучит в киевских храмах.
Редкий случай – сочетает в себе авангардиста и церковного композитора.
Название пьесы переводится как «искупление».
О, забудь и прости! Пройду я облаком
Прочь с лица луны навсегда, а ты,
Вновь прекрасно сияя,
Безмятежной останься, свет!
(Ф. Гельдерлин)
Алексей Наджаров
“Study No. 1” для электроники и видео
Пьеса “Study No. 1” – небольшой аудиовизуальный этюд. Виртуальный трехмерный объект влияет на синтезируемый звук, который, в свою очередь, влияет на изменения, происходящие с объектом. Цвет является по сути «носителем» этого взаимодействия – возникая полуслучайным образом в визуальном объекте, он влияет на характер звучащего материала. Управляемый свет позволяет слушателю/зрителю оказаться «внутри» этой цепочки с обратной связью (А. Наджаров).
Олег Пайбердин
«И тихий ветер говорил со мной» для флейты и саксофона
Важно, по возможности, найти что-то устойчивое, несмотря ни на что. Например, вставать каждый день рано утром в одно и то же время и выливать стакан воды в раковину («Жертвоприношение»).
Слушать один звук на протяжении всего вечера. Своеобразная литургия. Произведения – мелизмы к одному из протяженных звуков хорала. Для кого-то, быть может, – начало пути к Осмыслению (О. Пайбердин).
Луиджи Чеккарелли
“II contatore di nuvole” для фортепиано и электроники
Работа исследователя облаков нелегка. Облака меняют свои формы постоянно, соединяясь, разделяясь, появляясь и затем бесследно исчезая. Исследователи облаков не могут достичь какого-то определенного конечного результата, они очень редко удовлетворены своей работой.
Обратите внимание, что исследователи (экспериментаторы) в музыке испытывают почти те же затруднения. Чем больше они заботятся о вычислениях и структурах, тем больше природа музыки уклоняется от них (Л. Чеккарелли).
Сергей Зятьков
«Синташта» для флейты, саксофона, виолончели и видео
(видеохудожник Анджей Павловский)
Звуки предков где-то недалеко от нас, они могут вмешаться, – ведь течение жизни нарушается снова и снова.
Синташта – индо-иранское поселение эпохи бронзы на Южном Урале (спутник Аркаима).
Этим словом обозначил для себя тему в творчестве «конструирование в музыке архаики, мифов и историй, связанных с территорией родного Притоболья». При написании музыки возникало ощущение близости «духов предков», связи древних, забытых событий, поступков – с нашей жизнью, историей (С. Зятьков).
Максим Шалыгин
«Песни юродивых», вокальный цикл для голоса и фортепиано
(слова композитора, О. Мандельштама, Ф. Достоевского, церковный канон)
При слушании этой музыки кажется, что звучит больше звуков, чем написано. Есть в ней «фирменная» украинская печаль и мелодика, которая роднит украинских авторов разных поколений и стилевых предпочтений. Не так много надо звуков, чтобы завораживало слух.
детский плач
нежный стон
женский зов
песен звон
раны боль
звуков вопль
шумы...
(М. Шалыгин)
Николай Попов
«Песнь Ульдры» для флейты, саксофона, скрипки, виолончели, электроники и видео
(видеохудожник Эндрю Квинн)
говорят…
в лесах и горах Норвегии слышатся порой гулкие и печальные звуки…
рассказывают…
звуки эти возникают вместе с появлением красивого, в синем платье и с белой лентой в волосах существа, по имени Ульдра – это её звуки… песни…
говорят…
свою тайну она старательно скрывает от людей… (Н. Попов)
Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | GAMEnsemble создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Основная миссия коллектива – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет. Одна из главных задач ансамбля – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Среди партнеров коллектива – композиторы, художники, хореографы, режиссеры, аниматоры, мастера слова и театра. Ансамбль – постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки», «Связь времён».
Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Ансамбль многократно гастролировал в городах России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).
2017–2022: GAMEnsemble – постоянный партнер творческого образовательного проекта для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КоOPERAция» (совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В 2012 году проект «GAMEnsemble: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ коллектива по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостями GAMEnsemble становились композиторы Александр Хубеев (2011), Любовь Терская (2012), Сергей (Сэ Хёнг) Ким (2013), Николай Попов (2015), Андрей Бесогонов (2018), Олег Гудачев (2019), Алина Подзорова (2023).
В 2019 году на лейбле reMusik.org вышел компакт-диск «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля. В 2020 году коллектив отметил 10-летие.