Александр Рамм, Фёдор Освер, Государственный академический камерный оркестр России : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Александр Рамм, Фёдор Освер,
    Государственный академический
    камерный оркестр России

    17 мая 2024, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Фёдор Безносиков, дирижёр
    Фёдор Освер (лауреат II премии XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, гобой)
    Александр Рамм (лауреат II премии XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, виолончель)
    В программе:
    Моцарт
    Дивертисмент № 1 для струнного квартета ре мажор, K. 125a/136
    Концерт для гобоя с оркестром, K 314 (271K)
    Стравинский
    Итальянская сюита для виолончели и камерного оркестра (транскрипция эпизодов балета «Пульчинелла», обработка Игоря Лермана)
    Прокофьев
    Симфония № 1 («Классическая»), соч. 25

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №34:

    Государственный академический
    камерный оркестр России

    Государственный академический камерный оркестр России, Фёдор Безносиков, солисты Фёдор Освер и Александр Рамм предлагают публике изящную программу, в которой сопоставляются шедевры последней трети XVIII столетия и первой четверти века ХХ: классику представляют Дивертисмент ре мажор и Гобойный концерт Моцарта, неоклассицизм – «Итальянская сюита» для виолончели и камерного оркестра Стравинского (транскрипция эпизодов балета «Пульчинелла») и «Классическая» симфония Прокофьева. 

    Оба поздних шедевра не относятся к Моцарту впрямую: Стравинский в работе над «Пульчинеллой» ориентировался на стилистику Перголези, жившего и творившего за полвека до Моцарта. Гораздо ближе к Моцарту – Гайдн, чьи симфонии стали моделью для первой симфонии Прокофьева: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить». Тем не менее, фигура Моцарта, как и Иоганна Себастьяна Баха, очень важна для всей эпохи неоклассицизма в целом – как недостижимый идеал красоты прошлого, который может быть переосмыслен музыкальными средствами ХХ века. В сопоставлении с музыкой с ХХ века по-новому воспринимается и Моцарт, что вновь подтвердит предлагаемая программа. 

    Ее представит маэстро Фёдор Безносиков – яркий молодой музыкант, которого журнал «Музыкальная жизнь» недавно назвал «Открытием года». Известный скрипач, в последние годы Безносиков всё более востребован за дирижерским пультом: сегодня он – постоянный дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и Российского национального оркестра, сотрудничает также с театрами «Новая опера» и «Геликон-опера», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Гобоист Фёдор Освер и виолончелист Александр Рамм – серебряные призеры Международного конкурса имени П. И. Чайковского, победители всероссийских и международных конкурсов.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Фёдор Безносиков

    Фёдор Безносиков родился в 1993 году. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс скрипки профессора Владимира Иванова, класс камерного ансамбля профессора Александра Бондурянского). Принимал участие в мастер-классах Захара Брона, Шломо Минца, Вольфганга Редика. В настоящее время обучается на факультете оперно-симфонического дирижирования МГК (класс доцента Феликса Коробова).

    Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов, в том числе международных конкурсов скрипачей Владимира Спивакова в Уфе, имени Юрия Янкелевича в Омске (вторые премии) и Фестиваля романтической музыки в Москве (I премия). В составе фортепианного трио стал победителем Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге, лауреатом Всероссийского музыкального конкурса (II премия в категории «камерные ансамбли») и Международного конкурса камерных ансамблей имени Николая Рубинштейна в Москве (III премия). Был стипендиатом фондов «Новые имена» и Владимира Спивакова. Удостоен премий Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи (2006, 2008).

    В 2016–2020 гг. – артист Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Ведет активную концертную деятельность как солист и участник камерных ансамблей. В качестве солиста выступал с «Виртуозами Москвы», камерными оркестрами Московской консерватории и Центра Павла Слободкина, Омским академическим симфоническим оркестром и другими коллективами. 

    Участвует в концертных программах Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки. Неоднократно представлял премьеры произведений российских и зарубежных композиторов.

    Гастролировал в Германии, Австрии, Испании, Франции, Италии, Эстонии, Китае, США; выступал на многих известных сценах, среди которых Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Карнеги-холл (Нью-Йорк), Симфони-центр (Чикаго), Музикферайн (Вена), Моцартеум (Зальцбург) и Берлинская филармония. 

    С 2023 года – дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; дирижер-постановщик балетов «Снежная королева» на музыку Чайковского и «Последний сеанс» на музыку Настасьи Хрущёвой. 

    Сотрудничает с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Участвовал в постановке оперы «Летучий голландец» Вагнера, дважды выступал на Крещенском фестивале, представил российскую премьеру оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями» (2024). В театре «Геликон-опера» участвовал в постановке балета «Амок» Александра Симоненко.

    Дирижировал Камерным оркестром Московской консерватории (фестиваль «Музыка Дягилевских сезонов»), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (абонемент Московской филармонии «Весь Стравинский»), Государственным академическим камерным оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», оркестрами Самарской и Саратовской филармоний и другими коллективами. С 2024 года – дирижер Российского национального оркестра.

    Преподает в Московской консерватории (ассистент в классе скрипки профессора Владимира Иванова). В сезоне 2023/24 журнал «Музыкальная жизнь» назвал Фёдора Безносикова «Открытием года».

    Фёдор Освер

    Фёдор Освер родился в 2003 году в Москве. Обучался в Детской музыкальной школе Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Юрия Егорова). Выпускник Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных (класс Дениса Освера). С 2021 года – студент Московской консерватории (класс Алексея Уткина). Принимал участие в мастер-классах Хосе Антонио Масмано, Эрика Гонсалеса, Грегора Витта, Вашингтона Бареллы, Доминико Орландо, Фабьена Туана, Александра Введенского, Алексея Уткина.

    Победитель всероссийских конкурсов «Серебряные трубы» (2015), имени Ю. Н. Должикова (2016), «Мерзляковка приглашает друзей» (2017), «Виртуозы Черноземья» (2018), международных конкурсов «Серебряные звуки» (2017), памяти Ивана Пушечникова (2018), в Белграде (2018, Сербия), III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Гнесиных (2020), лауреат III премии Международного конкурса Гран-при «Золотые таланты» (2020, Курск), победитель XII Международного конкурса Московской консерватории среди исполнителей на духовых и ударных инструментах (2021), конкурса в Нур-Султане (2022, Казахстан), IV Международного конкурса музыкального искусства имени А. К. Глазунова (2022, Петрозаводск). Лауреат премии «Молодые дарования России» (2018/19). Обладатель гранта мэра Москвы (2021). Участник концертных программ фонда «Новые имена» и Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. В 2023 году получил II премию и серебряную медаль на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Выступал в залах Московской и Нижегородской консерваторий, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Калининградской филармонии, Поморской филармонии в Архангельске, Северо-Кавказской в Кисловодске, РАМ имени Гнесиных. 

    Сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии, Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, Академическим симфоническим оркестром Северо-Кавказской филармонии имени В. И. Сафонова, Симфоническим оркестром Московской областной филармонии, Южно-Сахалинским камерным оркестром под управлением Тиграна Ахназаряна, Камерным оркестром «Гнесинские виртуозы».

    Участвовал в фестивале Вербье в Швейцарии (2019). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки.

    Александр Рамм

    Александр Рамм родился в 1988 году во Владивостоке. Окончил Московское государственное училище музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (класс Марии Журавлевой), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской), затем продолжил обучение в аспирантуре МГК и Высшей школе музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс Франса Хельмерсона). 

    Лауреат международных конкурсов в Бостоне (Кембриджский, 2005, I премия), Претории (UNISA, 2010, IV премия), Пекине (2010, I премия), Загребе (имени Антонио Янигро, 2012). В 2013 году завоевал III премию на конкурсе Paulo Cello в Хельсинки, став первым в истории состязания представителем России, получившим звание лауреата. В 2010 году стал победителем I Всероссийского музыкального конкурса в Москве, в 2015 году завоевал II премию XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. C 2009 года играет в постоянном дуэте с пианисткой Анной Одинцовой, в 2012 году ансамбль стал лауреатом конкурса дуэтов в Швеции.

    В 2010 году участвовал в фестивалях и мастер-классах Академии Куршевеля и Holland Music Sessions, в 2011 году совершенствовался в академии для молодых музыкантов фестиваля в Вербье, по итогам академии был отмечен призом женевского фонда Neva. С 2011 года выступает в концертах Московской филармонии, участник филармонических программ продвижения молодых артистов, в том числе проекта «Звезды XXI века». С 2012 года – солист Санкт-Петербургского Дома музыки.

    Александр Рамм выступает в крупнейших залах мира. Сотрудничал с ведущими оркестрами и знаменитыми дирижерами, в числе которых Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Михаил Юровский, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Александр Лазарев, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Василий Петренко, Станислав Кочановский, Александр Сладковский и Антоний Вит. 

    Гастролировал в Швеции, Великобритании,Австрии, Германии, Франции, Финляндии, ЮАР, Японии, Южной Корее, Литве, Болгарии, Сербии; сольные концерты музыканта проходили в Брукнерхаусе в Линце, Nikkei Hallв Токио, Консертгебау в Амстердаме, культурном центре «Метрополитен» в Токио, Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского. В прошлых сезонах состоялись дебютные выступления Рамма в Парижской филармонии и лондонском Кадоган-холле.

    Концерты виолончелиста транслировались каналами «Россия – Культура», Medici.TV, Mezzo. В марте 2020 года музыкант принял участие в онлайн-проекте Московской филармонии «Домашний сезон», в ноябре дебютировал с Симфоническим оркестром Большого театра под управлением Антона Гришанина и выступил на VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».

    В 2018 году фирма «Мелодия» выпустила сольный диск Рамма с записью всех сюит для виолончели соло Бриттена. Релиз заслужил высокую оценку российских и зарубежных критиков, а также был удостоен премии «Выбор слушателей» от нью-йоркского фонда Violoncello Foundation.

    Александр Рамм играет на виолончели Alessandra (2009) работы современного мастера Габриэля Джебрана Якуба.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    25 октября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    6 июня в 19:00