Язык музыки. XX век : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Язык музыки.
    XX век

    19 мая 2024, начало в 13:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Скрябин
    Симфония № 2 (V часть)
    Берг
    “Seele, wie bist du schöner…” («Душа, насколько ты прекрасней…») из цикла «Пять песен на стихи П. Альтенберга» для сопрано с оркестром
    Стравинский
    «Игра двух городов», «Шествие Старейшего-Мудрейшего» и «Выплясывание земли» из балета «Весна священная»
    Шостакович
    «Таити-трот» (оркестровка фокстрота В. Юманса «Чай вдвоём»)
    Кейдж
    «4’ 33’’»
    Райх
    Clapping music («Музыка хлопков»)
    Пярт
    Кант памяти Бенджамина Бриттена для струнных и колокола
    Десятников
    «Колхозная песня о Москве»
    Булез
    Après l'Artisanat furieux из цикла «Молоток без мастера» для голоса и шести инструментов на стихи Р. Шара

    Рекомендуем для зрителей старше 12 лет

    Продолжительность 1 час 20 минут без антракта

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №50А:

    Язык музыки: XVIII век, XIX век, XX век (12+)

    После знакомства с фонетикой и грамматикой музыкального языка пришло время погрузиться в этимологию: финальный сезон проекта посвящён трем ключевым столетиям в истории классической музыки.

    Любой язык непрерывно обновляется, поэтому два русскоязычных ребёнка, родившихся в 1700 и 2000 году, едва ли поняли бы друг друга. Язык музыки и в этом отношении оказывается самым универсальным: современный человек может воспринять смысл, эмоциональный рельеф и звуковые краски произведений трёхсотлетней давности — для этого необходимо лишь немного узнать о культуре того времени и внимательно прислушаться. Этим мы и займемся на трех «исторических» концертах «Языка музыки».

    За полтора часа аудитория будет проходить путь длиной в сто лет, попутно наслаждаясь шедеврами, написанными в течение века. Хаотичные знания о композиторах и сочинениях выстроятся в представление о едином и закономерном процессе, который музыка прошла вместе с человечеством с 1701 года до наших дней. Погрузиться в атмосферу разных эпох помогут первоклассные солисты и коллективы, бессменные ведущие проекта и, конечно, фирменные интерактивы с участием добровольцев из зала.


    XX век

    ХХ век в музыке начался в темпе Presto. Это была эпоха революций, манифестов, изобретений и новых течений, которые сменяли друг друга быстрее, чем когда-либо. В полёте навстречу будущему композиторы открыли прекрасные звуковые миры, но растеряли публику, которая окончательно перестала поспевать за творцами. Чем это кончилось и что будет с классической музыкой дальше? Попробуем выяснить на последнем концерте проекта «Язык музыки». А заодно поучаствуем в исполнении легендарных экспериментальных опусов ХХ столетия и научимся слышать красоту там, где «неподготовленные» уши слышат только хаос.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Мария Холкина

    Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры. 

    С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2».

    В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках. 

    Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из The Times, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге. 

    В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.

    Московский государственный академический симфонический оркестр

    Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. В апреле 2023 года ему исполнилось 80 лет. 

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989) и Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.

    Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы – полные собрания симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, сочинений современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений, киномузыки, камерных опусов.

    Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Постоянно расширяется уникальный контент социальных сетей коллектива, пользующийся большой популярностью. Деятельность МГАСО широко освещается федеральными и региональными СМИ. 

    МГАСО ежегодно дает концерты на главных сценах Москвы, много гастролирует в российских регионах. Активно выступает как с отечественными дирижерами и солистами, так и с зарубежными музыкантами. Участвует в конкурсах молодых исполнителей и предоставляет возможность профессионального развития выпускникам музыкальных вузов России. В 2020 году впервые принял участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».

    Джереми Уолкер

    Джереми Уолкер родился в 1992 году в Лондоне. Обучался игре на фортепиано и виолончели, выступал в составе хоровых коллективов. В 2013 году поступил в лондонский Королевский колледж музыки (класс вокала профессора Нила Макки). Во время учебы дебютировал в качестве дирижера на постановке мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. Гастролировал во Франции с симфоническим оркестром колледжа. Руководил King’s College Chorus и King’s Opera. Проходил стажировку в рамках Венской оперной академии.

    В 2022 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (классы профессора Геннадия Рождественского и доцента Вячеслава Валеева) с титулом лучшего выпускника. В 2018 году основал студенческий камерный оркестр Leggiero. Принимал участие в мастер-классах известных дирижеров, среди которых Колин Меттерс, Василий Синайский, Теодор Курентзис, Терье Миккельсен, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Дмитрий Юровский. 

    Сотрудничал с Госоркестром Республики Татарстан, ГСО «Новая Россия», Московским государственным симфоническим оркестром, Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром, ансамблем солистов «Новосибирская камерата», оркестрами Московской консерватории. Выступал с известными артистами, среди которых Михаил Воскресенский, Алексей Лундин, Арсений Тарасевич-Николаев, Леонид Железный, Константин Емельянов, Государственный квартет имени Бородина.

    Участвовалв проекте «КоОПЕРАция», посвященном современному музыкальному театру (2019). С 2021 года входит в группу дирижеров-стажеров Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». С 2022 года дирижирует в Московском театре мюзикла и Оперном театре Московской консерватории. 

    Татьяна Иващенко

    Татьяна Иващенко родилась в Московской области. В 2009 году окончила с отличием Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке по специальности «хоровое дирижирование» (2009), в 2015 году – Российскую академию театрального искусства (ГИТИС, факультет музыкального театра, мастерская профессора Виктора Рябова, класс вокала доцента Татьяны Куинджи), в 2019 году – ассистентуру-стажировку Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Светланы Оссовской).

    Лауреат I степени XVIII Международного конкурса Musica-Classicaв Рузе (2015), дипломант и обладатель специального приза за лучшее исполнение музыки XX века I Международного конкурса камерного пения имени Нины Дорлиак (2017), дипломант и обладатель диплома за лучшее исполнение романса Римского-Корсакова IV Всероссийского конкурса вокалистов имени Натальи Шпиллер (2017). Обладатель Гран-при Международного конкурса на лучшее исполнение вокальных сочинений Бориса Чайковского «Что нам оставил XX век» (2018). Финалистка XI Международного конкурса оперных певцов имени Габриэлы Беначковой в Йиглаве (Чехия, 2018).

    С 2007 года – солистка и хормейстер Академического мужского хора МИФИ.

    C 2020 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.

    В репертуаре певицы – Эвридика («Орфей и Эвридика» Глюка), Сюзанна («Свадьба Фигаро» Моцарта), Виолетта («Травиата» Верди), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Берта («Севильский цирюльник» Россини) и другие партии. Регулярно участвует в Международном фестивале современной музыки «Московская осень», в авторских концертах современных композиторов.

    Полина Панина

    Полина Панина в 2021 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс доцента Людмилы Ивановой). Продолжила образование в Центре оперного пения имени Галины Вишневской (класс профессора Анатолия Лошака). Стипендиат Президента Российской Федерации и получатель Гранта Президента РФ (2017–2021). 

    В 2022 году принимала участие в Зимнем международном фестивале Юрия Башмета в Сочи. В 2023 году участвовала в исполнении Реквиема Лигети (абонемент Московской филармонии «Другое пространство. Continuo»).

    С 2023 года – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Участвует в спектаклях «Золушка» Россини (Тисба), «Кармен» Бизе (Мерседес), «Травиата» Верди (Флора), «Иоланта» Чайковского (Лаура), «Борис Годунов» Мусоргского (Федор), «Карлик» Цемлинского (подруга инфанты) и др.

    Мария Биорк

    Мария Биорк окончила Государственное музыкальное училище имени Гнесиных (2004, Отделение хорового народного пения) и РАТИ-ГИТИС (2009, Факультет эстрады, мастерская В. Назарова). Во время учебы на втором курсе начала работать в Театре Наций (спектакли «Шведская спичка», «Сиротливый запад», «Фарс мажорный концерт», «Песни военных лет»). Сотрудничала с Московским Губернским театром (спектакль «Хулиган. Исповедь»), театральной компанией «Золотой лев» (мюзикл «”Цокотуха” не по-детски» С. Жукова), Центром драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина (спектакль «Русалка») и Государственным музыкальным театром под руководством В. Назарова. Снималась в фильмах «Turbo» (2011), «Кто такой господин Сосов» (2012), «Зимний путь» (2012), «Последний из сарацинн» (2014), «Давай меняться» (2015) и «Золотая рыбка» (2016).

    Редкие вокальные данные в сочетании с актерским мастерством позволяют Марии участвовать в самых сложных и неожиданных музыкальных и театральных проектах. В ее репертуаре и фольклор, и джаз, и эстрада, и современная академическая музыка.

    В 2012 году Мария Биорк стала солисткой группы «Paellera», исполняющей испанскую, португальскую, итальянскую и африканскую музыку. Вместе с группой она принимает участие в проектах театра «Апарте», театральном фестивале «Твой шанс» и фестивале «Усадьба Джаз». В 2013 году на Международном фестивале «Московская осень» Мария участвовала в премьерах микро-оперы американского композитора Р. Камерон-Вульфа «Me Marie» и «Ave Maria» российского композитора С. Жукова.

    Артистка принимала участие в мультимедийном проекте В. Панкова «Война», осуществленном в честь 100-летия начала Первой Мировой войны и ставшем одним из самых ярких событий Международного театрального фестиваля в Эдинбурге (2015). В 2016 году она участвовала в премьерном показе рок-оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание», сыграв роль Сони Мармеладовой (режиссер А. Кончаловский).

    В сочинении «Ave Maria», которое было написано Сергеем Жуковым специально для М. Биорк, перед певицей поставлена сверхзадача рассказать историю человеческого духа, его взлетах и падениях, отчаяниях и надеждах. Многократно повторяя канонический текст, певица как будто проносит сквозь века живущее в глубинах человеческой души молитвенное чувство. И при этом решает массу сложнейших технических задач, которые заключает в себя авторская партитура. Она то поет под собственный аккомпанемент на рояле, то под сопровождение фонограммы, в которой продублирован ее собственный голос, обработанный электроникой.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    18 февраля в 13:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    7 апреля в 13:00