Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже билеты
на Фестиваль новогодних каникул «Ёлка»

    Национальный филармонический
    оркестр России, Николай Луганский,
    Вадим Репин, Александр Князев

    10 октября 2014, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Бетховен
    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром
    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста»)

    12+

    Абонемент №26:

    Великие инструментальные концерты

    Три мировые звезды, три гиганта современной академической сцены, — Луганский, Репин и Князев каждый год обязательно находят время в своих перенасыщенных концертных графиках, чтобы встретиться в Москве и сыграть вместе. И поскольку концерт для трех солирующих инструментов с оркестром — большая редкость в музыкальной литературе, чаще всего артисты устраивают совместные камерные выступления — музицируют втроем. На этот же раз нам предстоит услышать в их интерпретации самый знаменитый концерт для трех солистов с оркестром — Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Людвига ван Бетховена.

    Три яркие индивидуальности, три харизматические личности, — каждый из них будет вести свою линию, оттеняя и дополняя голоса коллег по ансамблю, чтобы величественная и мощная музыка Бетховена заиграла новыми гранями, открылась новыми красотами, подобно магическому кристаллу.



    Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор, соч. 56 (1803-1804)

    Помимо пяти фортепианных и скрипичного концертов, перу Бетховена принадлежит Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, созданный в 1803-1804 гг. и посвященный князю Францу Йозефу фон Лобковицу, меценату и поклоннику бетховенского творчества. Композитор написал этот концерт для своего ученика по фортепиано и композиции эрцгерцога Рудольфа, скрипача Карла Августа Зайдлера, ставшего позднее концертмейстером Берлинской капеллы, и виолончелиста Антонина Крафта, ученика Гайдна и первого исполнителя ряда сочинений Бетховена. 

    В Тройном концерте Бетховен по-новому претворяет принципы concertigrossi  эпохи барокко (первых образцов концертов для нескольких инструментов с оркестром), ярко переосмысленные Гайдном, Моцартом и некоторыми их современниками в так называемых «концертных симфониях». В XIX веке подобные произведения встречались крайне редко – из значительных образцов этого жанра, помимо бетховенского Концерта, можно назвать только великолепный Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром.

    Близкий по времени создания к таким шедеврам, как фортепианные сонаты «Аврора» и «Аппассионата», «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано, «Героическая» симфония, опера «Фиделио», Тройной концерт перекликается с ними общей жизнеутверждающей концепцией, мужеством, героическим характером музыки, красотой и щедростью мелодики, скульптурной стройностью композиции. Введя в партитуру трех солистов, вместо одного, Бетховен насыщает партии каждого из них теми же чертами, что и сольные партии в своих обычных концертах, наделяя их виртуозным блеском, широтой развития, яркостью и свежестью колорита.

    Тематизм первой части (Allegro), написанной в типичной для концертов венских классикой сонатной форме с двумя экспозициями – оркестровой и сольной, пронизан энергичным маршеобразным ритмическим рисунком, вызывающим в памяти музыку французской революции. Главная тема, вначале сдержанная и чуть таинственная, переходя в tutti, приобретает горделивый торжественный облик. Ее пунктирная, маршевая ритмика проникает и в песенно-лирическую побочную тему, и в развитую заключительную партию, завершающуюся яркой драматической кульминацией. В разработке переклички солистов и оркестра новая печальная мелодия близка одной из тем первой части Третьего фортепианного концерта Бетховена. Светлое и радостное настроение утверждают реприза и развернутая кода, завершающая Аllegro мощными и победными аккордами.

    Вторая часть (Largo), в вариационной форме, проникнута возвышенным безмятежным спокойствием. Прекрасная напевная мелодия колоритно расцвечивается разнообразными тембрами, переходя от оркестра к солистам, поддерживая во втором проведении плавными фигурациями фортепиано. Largo отличается предельным лаконизмом. После изложения  темы и одной вариации небольшой связующий эпизод приводит к финалу.

    Финал концерта (RondoallaPolacca) – блестящий полонез в рондо-сонатной форме. Эта часть – изумительная по яркости воплощения картина грандиозного праздника. Энергичные и изящные, жизнерадостные и меланхолические мелодии быстро сменяют друг друга. Главная партия сочетает в себе черты грандиозного танца и торжественного шествия. Сходная жанровая окраска присуща и побочной теме, двум минорным мелодиям центрального эпизода. Мощный и триумфальный характер этого финала делает его непосредственным предвестником полонезов Шопена.

    Гектор Берлиоз (1803-1869)

    Фантастическая симфония («Эпизод из жизни артиста»)до мажор, соч. 14 (1830)

      Берлиоз принадлежит к числу величайших новаторов в истории музыки. Паганини назвал его единственным достойным преемником Бетховена. Глинка – «первым композитором нашего века». Современники и друзья сравнивали его то с Рембрантом, то с Микеланджело. Но то были суждения одиночных ценителей. Прочного, длительного успеха Берлиозу при жизни завоевать не удалось. Он умер непонятым.

    А между тем историческое место, занимаемое Берлиозом в развитии европейской музыки, действительно огромно. Он дал первое воплощение в звуках романтического образа «молодого человека XIXcтолетия». Первый перевел на симфонический язык Шекспира, Гете, Байрона... Заложил основы программного симфонизма, оказал большое влияние на Листа, Вагнера, Р. Штрауса, Бизе, композиторов «Могучей кучки», Чайковского... Он создал новые принципы оркестрового мышления, развитием которых, в сущности, жила вся последующая симфоническая музыка. Все это делает творчество Берлиоза одним из важнейших узловых моментов мировой музыкальной культуры XIXвека.



    Берлиоз был выдающимся дирижером, наряду с Р. Вагнером заложил основы новой школы дирижирования. Композитор внес существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он - первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки.

    «Фантастическая симфония», впервые исполненная 5 декабря 1830 года в Париже, явилась первым крупным произведением Берлиоза, в котором он достиг полной творческой зрелости. В основе симфонии – автобиографический сюжет авантюрно-фантастического типа. Это и романтическая исповедь (в духе «Исповеди сына века» Альфреда де Мюссе), и любовный роман  с трагической развязкой (типа «Страданий молодого Вертера»), и выдвинутая романтиками  Künstlerdrama - произведение, в центре которого стоит фигура художника – любимый романтический персонаж, наделенный нервной экзальтированностью. Подзаголовок симфонии – «Эпизод из жизни артиста» – указывает на автобиографичность программного замысла этого произведения. Двадцатишестилетний композитор написал свою симфонию под влиянием увлечения английской актрисой Генриеттой Смитсон (ставшей впоследствии его женой). Мечты Берлиоза о любимой женщине, его страдания и сомнения нашли выражение в причудливо-романтическом, действительно фантастическом замысле симфонии.

    После ряда предварительных вариантов Берлиоз остановился на следующей программе  симфонии. Мы оставляем неизменным стиль подлинника – юношески напыщенный и изобилующий романтическими эпитетами.

    Вступление. «Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, сопровождаемый странными видениями, во время которого  его ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией или как бы  навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду».

    Первая часть. «Мечтания. Страсти». «Он вспоминает сначала это  болезненное состояние души, эту неопределенную страстность, меланхолию, беспричинную радость, которые он испытал прежде, нежели увидел любимую; потом вулканическую любовь, которую она ему внушала, с ее раздирающими тревогами, с ее ревнивыми безумствами, припадками нежности и утешения в религии». 

    Вторая часть. «Бал». «Он встречает возлюбленную на балу среди шума пышного празднества». Атмосфера бала исполнена мелодического и ритмического изящества, по романтическому настроению может состязаться с лучшими страницами Шуберта.

    Третья часть. «Сцена в полях». «Летний вечер в деревне.  Он (музыкант) слышит пастухов, которые поочередно наигрывают свои пастушьи попевки. Этот пасторальный дуэт, место действия, легкий шелест деревьев, нежно колыхаемых ветром, несколько проблесков надежды, зародившихся в нем (герое) с недавнего времени, – все это как будто внедряет в его сердце непривычное спокойствие, дает его мыслям несколько более радостную окраску. Но она (навязчивый образ возлюбленной) появляется снова, его сердце сжимается, его мучают злые предчувствия – она его обманывает. Один из пастухов вновь наигрывает свою наивную мелодию, другой не отвечает. Солнце садится… отдаленный раскат грома… одиночество… молчание…»

    Четвертая часть. «Шествие на казнь». «Ему (герою) снится, что он убил  свою возлюбленную, осужден на смерть, его ведут на казнь. Кортеж приближается под звуки марша, то мрачного и жестокого, то блестящего и торжественного. Глухой шум мерных шагов чередуется с взрывами громких криков. В конце – навязчивая идея появляется на мгновение, как последняя мысль о любви, прерываемая роковым ударом».

    Пятая часть. «Сон в ночь  шабаша». «Он видит себя на шабаше, среди ужасного скопища теней, колдунов, всякого рода чудовищ, собравшихся на его похороны. Странные шумы, стоны, взрывы смеха, заглушенные крики, которым как будто издали отвечают другие. Мелодия любимой вновь появляется; но она потеряла свой характер благородства и застенчивости; она превратилась в мотив грубого, непристойного танца; это “она” прибыла на шабаш. Рев радости при ее прибытии… она растворяется в дьявольской оргии… звуки погребального колокола, шутовская пародия на заупокойную мессу, вихрь шабаша и Diesirae вместе».

    Смелая и глубоко своеобразная «Фантастическая симфония» впервые привлекает серьезное внимание к Берлиозу. Ею восхищены Гейне,  Готье, Паганини.  Лист немедленно делает ее фортепианное переложение; Шуман посвящает ей обширную и глубокую по анализу статью…

    «Эпизод из жизни артиста» в реальной жизни имел трагический финал. Берлиоз пережил свою жену - она была тяжело больна, разбита параличом, и в течение нескольких лет до самой ее смерти он самоотверженно заботился о ней. Их же единственный сын  погиб во время дальнего плавания, на которое отец собрал ему денег... Как тут не вспомнить, что финал  «Фантастической симфонии» представлял собой шабаш ведьм, где мессу служит дьявол под шутовскую пародию на церковную музыку... Похоже, великий сочинитель программной музыки сам запрограммировал свою судьбу...

    Николай Луганский

    Николай Луганский — музыкант, которого называют одним из самых «романтических героев» современного фортепианного искусства.

    Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. Учился в ЦМШ у Т. Е. Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Т. П. Николаевой и С. Л. Доренского, у которого обучался и в аспирантуре.

    Пианист — лауреат I Всесоюзного конкурса юных музыкантов в Тбилиси (1988), VIII Международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве (II премия, 1990), Международной летней академии Mozarteum (Зальцбург, 1992), Х Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (II премия, 1994; I премия не присуждена).

    Искусству Николая Луганского рукоплескали Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Concertgebouw (Амстердам), Palais des Beaux-Arts (Брюссель), Barbican Centre, Wigmor Hall, Royal Albert Hall (Лондон), Gaveau, Theatre Du Chatelet, Salle Pleyel, Theatre des Champs Elysees (Париж), Mozarteum (Зальцбург), Conservatoria Verdi (Милан), Gasteig (Мюнхен), Hollywood Bowl (Лос-Анджелес), Avery Fisher Hall (Нью-Йорк), Auditoria Nacionale (Мадрид), Konzerthaus, Musikverein (Вена), Suntory Hall (Токио) и многие другие прославленные залы мира.

    Луганский — постоянный участник фестивалей в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), в Вербье и И. Менухина (Швейцария), BBC и Моцартовского фестиваля (Англия), «Декабрьские вечера» в Москве…

    Пианист сотрудничал с лучшими симфоническими оркестрами мира и более чем со 240 дирижерами, в числе которых Е. Светланов, М. Эрмлер, И. Головчин, И. Шпиллер, Ю. Симонов, Г. Рождественский, В. Гергиев, Ю. Темирканов, В. Федосеев, М. Плетнёв, В. Спиваков, А. Лазарев, В. Зива, В. Понькин, М. Горенштейн, Н. Алексеев, А. Ведерников, В. Синайский, С. Сондецкис, А. Дмитриев, Ю. Домаркас, Ф. Брюгген, Г. Дженкинс, Г. Шелли, К. Мазур, Р. Шайи, К. Нагано, М. Яновский, В. Ашкенази, П.  Берглунд, Н. Ярви, сэр Ч. Маккерас, Ш. Дютуа, Л. Слаткин, Э. де Ваарт, Э. Кривин, К. Эшенбах, А. Нельсонс, Ю. Садо, В. Юровский, С. Орамо, Ю.-П. Сарасте, Л. Маркиз, М. Минковски, Дж. Нозеда, Э.-П. Салонен.

    Среди его партнеров по камерному исполнительству — пианист Вадим Руденко, скрипачи Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Изабель Фауст, Алена Баева, виолончелисты Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, кларнетист Евгений Петров, певица Анна Нетребко, квартет им. Шостаковича и другие выдающиеся музыканты.

    В поистине необъятном репертуаре Луганского — более 50 фортепианных концертов, произведения разных стилей и эпох: от Баха до современных композиторов. Некоторые критики сравнивают его с Альфредом Корто, утверждая, что после знаменитого француза никому еще не удавалось лучше исполнить сочинения Шопена.

    Записи музыканта, вышедшие в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокие оценки в прессе и множество призов. Среди них Международная премия им. Теренса Джадда как «самому многообещающему пианисту молодого поколения», Diapason d'Or de l'Annee (трижды), ECHO Klassik (трижды), Choc du Monde de la Music, Preis der Deutschen Schallplattenkritik, BBC Music Magazine Award (за запись сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека с Вадимом Репиным). В июне 2015 года запись концертов №№ 1 и 2 Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением А. Ведерникова была удостоена Гран-при на VIII Международном конкурсе записей музыки Ф. Шопена.

    Николай Луганский — эксклюзивный артист лейбла Naive-Ambroisie.

    С 1998 года пианист преподает в Московской консерватории, является профессором кафедры специального фортепиано под руководством профессора С. Доренского. Народный артист России (2013), почетный член Российской академии художеств.

    В 2016 году Николай Луганский выступил с сольными и камерными концертами, в сопровождении симфонических оркестров в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Испании, Италии, Германии, Франции, Японии, США.

    Пианист играл с ЗКР Академическим симфончиеским оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Российским национальным филармоническим оркестром, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, оркестрами Сан-Франциско, Бостона, Вашингтона,  оркестром Северо-немецкого радио, Мюнхенским филармоническим, лондонским оркестром «Филармония», Королевским Шотландским национальным оркестром, Будапештским фестивальным, Бельгийским национальным, Гюльбенкян-оркестром.

    Его партнерами были дирижеры Юрий Темирканов, Николай Алексеев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Александр Сладковский, Кент Нагано, Шарль Дютуа, Андрис Нельсонс, Андрей Борейко, Осмо Вянскя, Эндрю Манце и другие. В камерных концертах Николай Луганский выступал с Вадимом Руденко, Александром Князевым, Мишей Майским, Леонидасом Кавакосом, Готье Капюсоном. Как обычно, Н. Луганский много играл для российских слушателей: в Москве и Санкт-Петербурге, Саратове и Казани,  Владимире и Тамбове… По традиции один из концертов состоялся в Ивановке, в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова — одного из любимых композиторов Николая Луганского.

    Новый концертный сезон 2016-17 Н. Луганский начинает выступлением на гала-концерте, посвященном 150-летию образования Московской консерватории. Вслед за этим пианист исполнит Второй концерт Прокофьева: в Москве с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» (дирижер Александр Ведерников), в Италии с симфоническим оркестром театра Петруццелли г. Бари (дирижер Станислав Кочановский), в Мадриде – с Национальным оркестром Испании (дирижер Давид Афкхам).

    Вадим Репин

    Огненный темперамент в сочетании с безупречной техникой, поэтичность и прочувствованность интерпретаций — главные качества исполнительской манеры скрипача Вадима Репина. «Торжественность сценического облика Вадима Репина противоречит теплой общительности и глубокой выразительности его интерпретаций, это сочетание обусловило появление бренда одного из самых неотразимых на сегодняшний день музыкантов», — отмечает лондонская The Daily Telegraph. «Лучший скрипач из ныне живущих», — считает Berlin Tagesspiegel.

    Вадим Репин родился в Новосибирске в 1971 году, начал занятия на скрипке в возрасте пяти лет и спустя полгода впервые выступил на сцене. Его наставником был знаменитый педагог Захар Брон.

     В 11 лет Вадим завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского и дебютировал с сольными концертами в Москве и Ленинграде. В 1985 г., в возрасте 14 лет, Вадим Репин выступил в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки. Год спустя состоялся его успешный дебют в нью-йоркском Карнеги-холл. В 1989 г. Вадим Репин стал самым молодым победителем престижнейшего Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю.

    После этой победы музыкант регулярно выступает в самых лучших залах мира с оркестрами высочайшего класса:  Берлинским филармоническим, оркестрами Баварского Радио и Баварской государственной оперы, филармоническими оркестрами Лондона, Вены, Радио Франс, Лилля, Мюнхена, Вюртемберга, Роттердама, Израиля, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Филадельфии, Милуоки, Чикаго, Гонконга, амстердамским Концертгебау, симфоническими оркестрами Лондона, Бостона, Чикаго, Балтимора, Детройта, Филадельфии, Монреаля, Цинциннати, Кливленда, Монреаля, оркестром миланского театра «Ла Скала», Оркестром де Пари, Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Новосибирским академическим симфоническим оркестром и другими.

    В числе дирижеров, с которыми сотрудничал скрипач — В. Ашкенази, Ю. Башмет, П. Булез, С. Бычков, Д. Гатти, В. Гергиев, Ш. Дютуа, Ж.-К. Казадезюс, Дж. Конлон, Дж. Ливайн, Ф. Луизи, К. Мазур, И. Менухин, З. Мета, Р. Мути, Н. Мэрринер, Мюнг Вун Чунг, К. Нагано, Г. Ринкявичус, М. Ростропович, С. Рэттл, О. Руднер, Э.-П. Салонен, Ю. Темирканов, К. Тилеманн, Я.-П. Тортелье, Р. Шайи, К. Эшенбах, В. Юровский, К. Ямада, М. Янсонс, Н. и П. Ярви.

    «Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал», — говорил о Репине Иегуди Менухин, записавший с ним концерты Моцарта.

    Вадим Репин активно пропагандирует современную музыку. В его репертуаре Концерт Дж. Адамса, «Офферториум» С. Губайдулиной, Концерт Дж. Макмиллана (мировая премьера в мае 2010 г. с Лондонским симфоническим оркестром под управлением В. Гергиева)

    Вадим Репин выступает на фестивалях ВВС Proms, Шлезвиг-Гольштейн, в Зальцбурге, Голливуде, Тэнглвуде, Равинии, Гштааде, Рейнгау, Вербье, Дубровнике, Ментоне, Кортоне, имени Паганини в Генуе, Московском Пасхальном, «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге.

     Партнерами Репина в камерных программах были пианисты Марта Аргерих, Борис Березовский, Итамар Голан, Евгений Кисин, Андрей Коробейников, Ланг Ланг, Николай Луганский, Денис Мацуев, Михаил Плетнев, Жан-Ив Тибоде, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Александр Бузлов, Готье Капюсон, Александр Князев, Миша Майский. 

    Многие записи Вадима Репина отмечены престижными премиями: Echo Award, Diapason d'Or, Prix Caecilia, Edison Award. В 2010 г. компакт-диск сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека, записанный Вадимом Репиным совместно с Николаем Луганским, был удостоен премии BBC Music Magazine Award в номинации «Камерная музыка». Программа Carte Blanche, исполненная в парижском Лувре с участием цыганского скрипача Р. Лакатоша, награждена премией за лучшую живую запись камерной музыки.

    С 2006 г. у скрипача эксклюзивный контракт с компанией Deutsche Grammophon.

    В декабре 2010 г. Вадим Репин стал Кавалером ордена Искусств и литературы Франции.

    Музыкант постоянно поддерживает творческие связи с Новосибирском. Он дает мастер-классы в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже), где учился в 1970-х – 1980-х годах, учредил три именные стипендии для ее воспитанников. В декабре 2012 г. Репин участвовал в презентации нового Большого концертного зала им. А.М. Каца Новосибирской филармонии, а 11 сентября 2013 г. солировал в официальном концерте-открытии зала (в сопровождении Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Спивакова).

    В 2010 году был снят документальный фильм «Вадим Репин — волшебник звука» (совместное производство немецко-французского телеканала Arte и Баварского телевидения), режиссер Клаудия Вильке. Фильм рассказывает о выступлениях скрипача в Сибири, где начиналась его карьера, в Париже, Берлине и других музыкальных столицах Европы.

    С 31 марта по 12 апреля 2014 г. в Новосибирске и городах Новосибирской области с огромным успехом прошел Первый Транссибирский Арт-фестиваль, организатором и художественным руководителем которого стал Вадим Репин. На фестивале прозвучала мировая премьера Концерта № 2 для скрипки с оркестром Б. Юсупова «Голоса скрипки», посвященного В. Репину (дирижировал автор).

    Второй Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина проходил с 22 марта по 9 апреля 2015 г. в Новосибирске, Красноярске, Омске и Москве. Музыкант участвовал в 11 концертах фестиваля. 27 марта в рамках фестиваля состоялась мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром № 3 De Profundis Л. Ауэрбах, написанного специально для Вадима Репина. Аккомпанировал скрипачу Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Юровского.

    В июне 2015 года Вадим Репин принял участие в работе жюри состязания скрипачей на XV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского.

    С 2013 года Вадим Репин играет на скрипке Guarneri del Gesù 1736 «Lafont».

    Вадим Репин женат на прима-балерине Большого театра России Светлане Захаровой. Их дочери Анне 4 года.

    Александр Князев

    Один из самых харизматичных музыкантов своего поколения Александр Князев успешно выступает в двух амплуа: виолончелиста и органиста. Музыкант родился в 1961 году в Москве, окончил Московскую консерваторию по классу виолончели (профессор А. К. Федорченко) и Нижегородскую консерваторию по классу органа (профессор Г. И. Козлова). Завоевал международное признание, став лауреатом престижных конкурсов, в том числе им. П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, им. Г. Кассадо во Флоренции.

    В качестве солиста он выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический и оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр  Франции, Оркестр  Парижа, Токийский симфонический и NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Резиденц-оркестр Гааги, Нидерландский камерный, Симфонический оркестр имени Дж. Верди (Милан), Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр, камерные коллективы «Виртуозы Москвы» и «Солисты Москвы».

    Исполнитель сотрудничал с именитыми дирижерами, такими как: Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков,  Александр Ведерников; с замечательными солистами-инструменталистами, в числе которых:  Жан Гийю, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Сергей Крылов, Денис Мацуев, Огюстен Дюме, Борис Березовский, Валерий Афанасьев, Михаил Воскресенский, Николай Луганский, Евгений Кисин, Елизавета Леонская, Эдуард Оганесян, Пламена Мангова, Катя Сканави, Алена Баева. Регулярно выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, а в последние годы — с Николаем Луганским и Вадимом Репиным.

    Концерты Александра Князева с успехом проходят во многих странах мира в таких престижных залах, как  амстердамский Консертгебау, парижский зал Плейель и Театр Елисейских Полей, Дворец изящных искусств в Брюсселе, лондонские Wigmore Hall и RoyalFestivalHall, зальцбургский Моцартеум, венские Musikverein и Konzerthaus, залы Рудольфинум в Праге, Аудиториум в Милане, SuntoryHallв Токио, а также лучших концертных залах Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран.

    Виолончелист принимал участие во многих международных фестивалях, среди которых: «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестиваль Французского радио в Монпелье, «Безумные дни» в Нанте,  Зальцбургский фестиваль, «Пражская осень», «Эльба — музыкальный остров Европы», имени Энеску в Бухаресте, фестивали в Сен-Дени, Ла Рок д'Антероне, Гштааде, Вербье, Вильнюсе, Братиславе, Токио, Рио-де-Жанейро.

    В 1995 - 2004 гг. Александр Князев преподавал в Московской консерватории. Многие его ученики стали лауреатами международных конкурсов. Сейчас музыкант регулярно проводит мастер-классы во Франции, Германии, Испании, Южной Корее, на Филиппинах. А. Князев был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, ХІ и ХІІ Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве.

    Как органист Александр Князев много и успешно выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В его органном репертуаре значительное место занимает музыка И.-С. Баха, в том числе такие эксклюзивные программы, как Восемнадцать лейпцигских хоралов, Шесть трио-сонат, «Искусство фуги», «Гольдберг-вариации», Шесть сонат для скрипки и органа. Он не раз выступал в концертах с французским органистом Жаном Гийю, а также записал его «Концертную фантазию» для виолончели и органа (посвящена А. Князеву).

    В 2012 году Александр Князев возглавлял жюри Первого Всероссийского музыкального конкурса по специальности орган в Калининграде.

    В дискографии А. Князева — записи камерной музыки Баха, Моцарта, Брамса, Рахманинова, Шостаковича, Шопена, Франка, Изаи, антология виолончельных произведений Регера, Виолончельный концерт Дворжака, Вариации на тему рококо Чайковского, «Шеломо» Блоха и многие другие сочинения. «Запись, сделанная А. Князевым, заслонила все предыдущие записи виолончельных сонат и сюит М. Регера. Данный диск является примером одной из лучших интерпретаций музыки Регера вообще», - писал журнал Fanfare (США). Записи музыканта занимают почетные места в экспертных рейтингах, удостоены престижных наград: немецкой премии Echo Klassik, французской  Diapason d'Or, британской Gramophone Prize.

    Александр Князев — заслуженный артист России, солист Московской филармонии.

    Национальный филармонический оркестр России

    Национальный филармонический оркестр России был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. В составе НФОР объединены лучшие представители оркестровой элиты и талантливые молодые музыканты. За годы активной творческой жизни НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом.

    Оркестр возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер Владимир Спиваков. С НФОР сотрудничают и регулярно выступают выдающиеся дирижеры современности, в том числе постоянные приглашенные дирижеры Джеймс Конлон, Кен-Давид Мазур, а также Кшиштоф Пендерецкий, Владимир Ашкенази, Отто Тауск, Симон Гауденц, Александр Ведерников, Туган Сохиев, Ян Латам-Кениг, Юкка-Пекка Сарасте, Джон Нелсон, Мишель Плассон, Окко Каму и другие.

    Своей важнейшей задачей НФОР считает преемственность традиций трех великих русских дирижеров – Евгения Мравинского, Кирилла Кондрашина и Евгения Светланова. В концертных программах НФОР принимают участие выдающиеся музыканты, звезды мировой оперной сцены. Репертуар оркестра охватывает период от ранних классических симфоний до новейших сочинений современности. За 13 сезонов оркестр представил множество неординарных программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил целый ряд российских и мировых премьер.

    Подтверждая свой статус и наименование, Национальный филармонический оркестр России дает концерты и проводит фестивали не только в Москве, но и в различных регионах страны, прокладывая маршруты в ее самые отдаленные уголки. Ежегодно НФОР принимает участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция). Оркестр регулярно гастролирует в США, Западной Европе, Японии, в странах СНГ и Балтии.

    В мае 2005 года фирма Capriccio выпустила CD и DVD с записью концерта для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца в исполнении НФОР под управлением Владимира Спивакова, которому композитор посвятил это произведение. Концерт был исполнен НФОР 27 января 2015 года в Праге на IV Всемирном форуме памяти Холокоста, посвященном 70-летию освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау. В 2010-2016 гг. НФОР записал несколько альбомов для крупнейшей фирмы звукозаписи Sony Music с сочинениями П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, Э. Грига и др.

    Особым направлением деятельности НФОР является поддержка талантливых молодых музыкантов, создание условий для их творческой реализации и профессионального роста. В сезоне 2004/2005 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре была создана не имеющая аналогов в оркестровом мире группа дирижеров-стажеров. Многие из них за эти годы добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград.

    В последние годы НФОР начал также поддерживать специально учрежденными собственными грантами одаренных молодых музыкантов – певцов и инструменталистов. По словам идеолога проекта, Георгия Агеева, гранты призваны помочь многообещающим артистам всецело раскрыть свой творческий потенциал и занять достойное место на отечественной и мировой сцене. Наряду с материальной поддержкой обладатели грантов получают также активное продюсерское содействие и регулярно принимают участие в различных творческих проектах обоих оркестров, возглавляемых Владимиром Спиваковым.

    В 2007 году НФОР стал обладателем гранта Правительства Российской Федерации. С 2010 года Национальный филармонический оркестр России является обладателем гранта Президента Российской Федерации.

    Роберт Тревиньо

    Роберт Тревиньо – молодой американский дирижер со стремительно развивающейся карьерой. Его привлекают к сотрудничеству известные художественные коллективы, а критики настоятельно рекомендуют посетить его концерты: «Роберт Тревиньо произвел впечатление своим точным и захватывающим жестом. Совершенно очевидно, что этого дирижера стоит увидеть» (Chicago Classical Review).

    Наставниками Р. Тревиньо были именитые музыканты – Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур и Луи Лангре.

    Он – дипломант II Международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова в Монпелье (2010), обладатель Приза Джеймса Конлона (2009) и премий Фонда Георга Шолти (2010, 2012).

    Пристальное внимание ценителей классики Тревиньо привлек к себе после успешного выступления в Большом театре России – в декабре 2013 года он дирижировал премьерой «Дон Карлоса» Дж. Верди, заменив Василия Синайского. «Молодой американский дирижер Роберт Тревиньо приятно удивил на премьере качеством оркестровой работы и внятной дирижерской трактовкой. [...] Точная, ясная работа дирижера Тревиньо, умеющего развернуть во всех деталях вердиевскую логику, дать безошибочные темпы», – писала «Российская газета». С этого времени маэстро регулярно сотрудничает с Большим театром.

    Американским поклонникам оперы Тревиньо знаком по работе над постановками «Дон Жуана» В. А. Моцарта и «Тихого места» Л. Бернстайна в Нью-Йоркской городской опере, а также по спектаклям мастерской современной американской оперы при этом театре. Дирижер активно исполняет сочинения XX–XXI вв., работая в тесном сотрудничестве с американскими композиторами, среди которых Августа Рид Томас, Дженнифер Хигдон, Чарльз Уоринен, Бернард Рэдс, Шуламит Ран, Джордж Уокер, Дэвид Фелдер и другие авторы. Многие произведения впервые прозвучали под управлением Тревиньо. Музыкант получил несколько грантов Фонда современного искусства и Renaissance Society Чикагского университета.

    Он сотрудничал с такими коллективами, как Хельсинкский филармонический оркестр (ассистировал его художественному руководителю Лейфу Сегерстаму при подготовке цикла симфоний  Сибелиуса), Национальный оркестр Монпелье, Китайский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Гуанчжоу, Филармонический оркестр Национального автономного университета Мексики и другими оркестрами, выступал в Оперном театре Цинциннати. С 2010 года Роберт Тревиньо – дирижер Симфонического оркестра Цинциннати. С 2013 года – главный дирижер Музыкального фестиваля в Шиппензбурге (США).

    В мае 2014 года Тревиньо дирижировал Филармоническим оркестром Монте-Карло на открытии нового Оперного театра во Флоренции (Operadi Firenze) в рамках фестиваля «Флорентийский музыкальный май», а затем выступил с этим коллективом на VII Международном фестивале Мстислава Ростроповича в Баку. В ближайшие два сезона сотрудничество дирижера и оркестра продолжится.

    Недавно он участвовал во французских фестивалях: в Ла-Рок-д’Антероне и «Безумный день» в Нанте. После этих концертов музыкант получил сразу несколько ангажементов, среди которых – запись на европейском телеканале Arte TV с оркестром Sinfonia Varsovia, а также приглашение принять участие в фестивале «Безумный день» в Варшаве в 2014 году.

    В планах Роберта Тревиньо – концерты с Бамбергским симфоническим оркестром, Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Киото.