Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже билеты
на Фестиваль новогодних каникул «Ёлка»

    Российский национальный оркестр,
    Александр Ведерников, Николай Луганский

    12 декабря 2014, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Сюита № 3 для струнного оркестра
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №26:

    Великие инструментальные концерты

    Николай Луганский

    Николай Луганский — музыкант, которого называют одним из самых «романтических героев» современного фортепианного искусства.

    Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. Учился в ЦМШ у Т. Е. Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Т. П. Николаевой и С. Л. Доренского, у которого обучался и в аспирантуре.

    Пианист — лауреат I Всесоюзного конкурса юных музыкантов в Тбилиси (1988), VIII Международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве (II премия, 1990), Международной летней академии Mozarteum (Зальцбург, 1992), Х Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (II премия, 1994; I премия не присуждена).

    Искусству Николая Луганского рукоплескали Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Concertgebouw (Амстердам), Palais des Beaux-Arts (Брюссель), Barbican Centre, Wigmor Hall, Royal Albert Hall (Лондон), Gaveau, Theatre Du Chatelet, Salle Pleyel, Theatre des Champs Elysees (Париж), Mozarteum (Зальцбург), Conservatoria Verdi (Милан), Gasteig (Мюнхен), Hollywood Bowl (Лос-Анджелес), Avery Fisher Hall (Нью-Йорк), Auditoria Nacionale (Мадрид), Konzerthaus, Musikverein (Вена), Suntory Hall (Токио) и многие другие прославленные залы мира.

    Луганский — постоянный участник фестивалей в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), в Вербье и И. Менухина (Швейцария), BBC и Моцартовского фестиваля (Англия), «Декабрьские вечера» в Москве…

    Пианист сотрудничал с лучшими симфоническими оркестрами мира и более чем со 240 дирижерами, в числе которых Е. Светланов, М. Эрмлер, И. Головчин, И. Шпиллер, Ю. Симонов, Г. Рождественский, В. Гергиев, Ю. Темирканов, В. Федосеев, М. Плетнёв, В. Спиваков, А. Лазарев, В. Зива, В. Понькин, М. Горенштейн, Н. Алексеев, А. Ведерников, В. Синайский, С. Сондецкис, А. Дмитриев, Ю. Домаркас, Ф. Брюгген, Г. Дженкинс, Г. Шелли, К. Мазур, Р. Шайи, К. Нагано, М. Яновский, В. Ашкенази, П.  Берглунд, Н. Ярви, сэр Ч. Маккерас, Ш. Дютуа, Л. Слаткин, Э. де Ваарт, Э. Кривин, К. Эшенбах, А. Нельсонс, Ю. Садо, В. Юровский, С. Орамо, Ю.-П. Сарасте, Л. Маркиз, М. Минковски, Дж. Нозеда, Э.-П. Салонен.

    Среди его партнеров по камерному исполнительству — пианист Вадим Руденко, скрипачи Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Изабель Фауст, Алена Баева, виолончелисты Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, кларнетист Евгений Петров, певица Анна Нетребко, квартет им. Шостаковича и другие выдающиеся музыканты.

    В поистине необъятном репертуаре Луганского — более 50 фортепианных концертов, произведения разных стилей и эпох: от Баха до современных композиторов. Некоторые критики сравнивают его с Альфредом Корто, утверждая, что после знаменитого француза никому еще не удавалось лучше исполнить сочинения Шопена.

    Записи музыканта, вышедшие в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокие оценки в прессе и множество призов. Среди них Международная премия им. Теренса Джадда как «самому многообещающему пианисту молодого поколения», Diapason d'Or de l'Annee (трижды), ECHO Klassik (трижды), Choc du Monde de la Music, Preis der Deutschen Schallplattenkritik, BBC Music Magazine Award (за запись сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека с Вадимом Репиным). В июне 2015 года запись концертов №№ 1 и 2 Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением А. Ведерникова была удостоена Гран-при на VIII Международном конкурсе записей музыки Ф. Шопена.

    Николай Луганский — эксклюзивный артист лейбла Naive-Ambroisie.

    С 1998 года пианист преподает в Московской консерватории, является профессором кафедры специального фортепиано под руководством профессора С. Доренского. Народный артист России (2013), почетный член Российской академии художеств.

    В 2016 году Николай Луганский выступил с сольными и камерными концертами, в сопровождении симфонических оркестров в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Испании, Италии, Германии, Франции, Японии, США.

    Пианист играл с ЗКР Академическим симфончиеским оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Российским национальным филармоническим оркестром, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, оркестрами Сан-Франциско, Бостона, Вашингтона,  оркестром Северо-немецкого радио, Мюнхенским филармоническим, лондонским оркестром «Филармония», Королевским Шотландским национальным оркестром, Будапештским фестивальным, Бельгийским национальным, Гюльбенкян-оркестром.

    Его партнерами были дирижеры Юрий Темирканов, Николай Алексеев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Александр Сладковский, Кент Нагано, Шарль Дютуа, Андрис Нельсонс, Андрей Борейко, Осмо Вянскя, Эндрю Манце и другие. В камерных концертах Николай Луганский выступал с Вадимом Руденко, Александром Князевым, Мишей Майским, Леонидасом Кавакосом, Готье Капюсоном. Как обычно, Н. Луганский много играл для российских слушателей: в Москве и Санкт-Петербурге, Саратове и Казани,  Владимире и Тамбове… По традиции один из концертов состоялся в Ивановке, в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова — одного из любимых композиторов Николая Луганского.

    Новый концертный сезон 2016-17 Н. Луганский начинает выступлением на гала-концерте, посвященном 150-летию образования Московской консерватории. Вслед за этим пианист исполнит Второй концерт Прокофьева: в Москве с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» (дирижер Александр Ведерников), в Италии с симфоническим оркестром театра Петруццелли г. Бари (дирижер Станислав Кочановский), в Мадриде – с Национальным оркестром Испании (дирижер Давид Афкхам).

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою более чем четвертьвековую историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», — писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижеров наших дней, маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура — одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва, так и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице.

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства Республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку — как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра — Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за ее пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В

    июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетнёвым провел фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвященного празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В его рамках состоялись три вечера камерной музыки с участием солистов РНО.

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию — «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвертой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapasond'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми—2016» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011). В сезоне 2015/2016 Российский национальный оркестр отметил 25-летие серией юбилейных концертов и гастролей.

    Александр Ведерников

    Александр Ведерников родился 11 января 1964 года в Москве, в семье выдающегося певца, солиста Большого театра Александра Ведерникова и органистки, профессора Московской консерватории Натальи Гуреевой. Несомненно, решающую роль в его жизни и карьере сыграли как семейные традиции, так и великие традиции русского музыкального искусства.

    В 1988 году Александр Ведерников окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Леонида Николаева), в 1990-м — аспирантуру. В 1988–1990 гг. работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1988–1995 гг. — ассистент главного дирижера и второй дирижер Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР (с 1993 года — БСО им. П. И. Чайковского). В 1995 году он стоял у истоков оркестра «Русская филармония» и до 2004 года был его главным дирижером и художественным руководителем.

    С 2001 по 2009 гг. Александр Ведерников занимал пост главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России и внес немалую лепту в достижения театра этих лет. Он был дирижером-постановщиком спектаклей «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди, «Турандот» Пуччини, «Руслан и Людмила» Глинки в оригинальной редакции, «Борис Годунов» в авторской редакции и «Хованщина» Мусоргского,  «Евгений Онегин» Чайковского,  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (совместно с Оперным театром г. Кальяри, Италия), «Война и мир», «Огненный ангел» и «Золушка» Прокофьева, «Дети Розенталя» Десятникова. А. Ведерников постоянно дирижировал концертами симфонического оркестра Большого театра.

    Дирижер стоял за пультом лучших оркестров России, в т. ч. Государственного академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Несколько лет (начиная с 2003) входил в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра.

    В качестве приглашенного маэстро Александр Ведерников постоянно выступает с ведущими мировыми оркестрами. В их числе – оркестры BBC, Радио Франс, Джузеппе Верди в Милане, NHK (Япония), Итальянской Швейцарии (выступления с Мартой Аргерих в ее проекте в Лугано), Нидерландской филармонии и Нидерландского радио, Чешской филармонии, Баварского радио, Бирмингемский симфонический, Лондонский филармонический, Гетеборгский симфонический, Борнемутский симфонический, Датский национальный симфонический, оркестр де Пари, филармонические оркестры Сиднея, Токио и Китая, Дрезденская Государственная капелла, Монреальский симфонический, Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне и многие другие.

    Недавно А. Ведерников выступил с Симфоническим оркестром Би-Би-Си на летнем фестивале St. Magnus в  Шотландии. В одной из программ был исполнен 2-й концерт Рахманинова (солист — Алексей Володин). В этим же оркестром в августе 2016 дирижер выступит на фестивале BBS Proms в Лондонском Альберт-холле.

    С сентября 2009 года Александр Ведерников является главным дирижером Симфонического оркестра г. Оденсе (Дания). За время руководства коллективом дирижер вывел его на новый уровень мастерства. В настоящее время музыкант работает над трехгодичным проектом по исполнению оперной тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». В сезоне 2016-17 прозвучат оперы «Зигфрид» и «Гибель богов». 

    В качестве оперного дирижера Ведерников — частый гость в Берлинской комической опере, театрах Италии (миланский Ла Скала, Ля Фениче в Венеции, Театро Коммунале в Болонье, Театро Реджио в Турине, Римская опера), лондонском Ковент-Гарден, Парижской национальной опере и опере Бастий. Он дирижировал оперными спектаклями в нью-йоркской Метрополитен-опера, Финской и Датской национальных операх,  театрах Цюриха, Франкфурта, Стокгольма.

    Александр Ведерников — признанный мастер исполнения русской музыки. Широко известны его глубокие интерпретации оперных и симфонических  шедевров Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Дирижер постоянно включает в программы своих выступлений сочинения Свиридова, Вайнберга, Бориса Чайковского.

    Записи Ведерникова выпущены звукозаписывающими компаниями EMI, Russian Disk, Agora, ARTS, Triton, Polygram/Universal. В 2003 г. он заключил контракт с голландской фирмой PentaTone Classics, специализирующейся на производстве дисков в формате SuperAudio CD (записаны «Руслан и Людмила» Глинки, «Щелкунчик» Чайковского, фрагменты из опер и сюиты из балетов русских композиторов). В 2007 году записал для лейбла EMI Первый фортепианный концерт Шостаковича (солистка Марта Аргерих).

    В 2007 году Александру Ведерникову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».