Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2016-2017
перейти к списку абонементов

    Российский национальный оркестр,
    Александр Ведерников, Николай Луганский

    12 декабря 2014, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Сюита № 3 для струнного оркестра
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №26:

    Великие инструментальные концерты

    Николай Луганский

    Николай Луганский — музыкант, которого называют одним из самых «романтических героев» современной фортепианной игры. «Пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперед не себя, а музыку…» (The Daily Telegraph).

    Николай  родился в 1972 году в Москве. Учился в ЦМШ у Т. Е. Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Т. П. Николаевой и С. Л. Доренского, у которого продолжил обучение в аспирантуре.

    Пианист —  лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (1988), Всесоюзного конкурса имени С. В. Рахманинова в Москве (1990), обладатель специальной премии Международной летней академии Mozarteum (Зальцбург, 1992), лауреат  Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1994).  На этом же конкурсе Н. Луганский стал обладателем специального приза Фонда Э. Неизвестного «За исповедальность тона и художественный вклад в новую интерпретацию русской музыки — Ученику и Учителю», который был присужден пианисту и его учителю Т. П. Николаевой, скончавшейся в 1993 году.

    Пианисту рукоплескали Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Concertgebouw (Амстердам), Palais des Beaux-Arts (Брюссель), Barbican Centre, Wigmor Hall, Royal Albert Hall (Лондон), Gaveau, Theatre Du Chatelet, Salle Pleyel, Theatre des Champs Elysees (Париж), Mozarteum (Зальцбург), Conservatoria Verdi (Милан), Gasteig (Мюнхен), Hollywood Bowl (Лос-Анджелес), Avery Fisher Hall (Нью-Йорк), Auditoria Nacionale (Мадрид), Konzerthaus, Musikverein (Вена), Suntory Hall (Токио) и многие другие прославленные залы мира.

    Луганский — постоянный участник престижнейших музыкальных фестивалей в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), в Вербье и И. Менухина (Швейцария), BBC и Моцартовского фестиваля (Англия), фестивалей «Декабрьские вечера» и «Русская зима» в Москве…

    Пианист сотрудничал с крупнейшими симфоническими оркестрами России, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, США и более чем со 170 дирижерами, в числе которых Е. Светланов, М. Эрмлер,  Ю. Симонов, Г. Рождественский, В. Гергиев, Ю. Темирканов, В. Федосеев, М. Плетнев, В. Спиваков, А. Лазарев, В. Юровский, Т. Курентзис, А. Сладковский, В. Зива, В. Понькин,  Н. Алексеев, А. Ведерников, В. Синайский, А. Рудин, С. Сондецкис, А. Дмитриев, Ю. Домаркас, Ф. Брюгген, Г. Дженкинс, Г. Шелли, К. Мазур, Р. Шайи, К. Нагано, М. Яновский, В. Ашкенази, П.  Берглунд, Н. Ярви, сэр Ч. Маккерас, Ш. Дютуа, Л. Слаткин, Э. де Ваарт, И. Белоглавек, Э. Кривин, К. Эшенбах, А. Нельсонс, Ю. Садо, С. Орамо, Ю.-П. Сарасте, Л. Маркиз, М. Минковски, Дж. Нозеда, Э.-П. Салонен,  Х. Линту,  Я. Незе-Сеген,  П. Оунджиян, Э. Гурлей.

    Среди партнеров Николая Луганского по камерному исполнительству — пианист В. Руденко, скрипачи В. Репин, Л. Кавакос, И. Фауст, А. Баева, виолончелисты А. Рудин, А. Князев, М. Майский, кларнетист Е. Петров, певица А. Нетребко, квартет им. Д. Д. Шостаковича и другие выдающиеся музыканты.

    В репертуаре пианиста более 50 концертов для фортепиано с оркестром, произведения разных стилей и эпох — от Баха до современных композиторов. Некоторые критики сравнивают Н. Луганского со знаменитым французом А. Корто, говоря, что после него еще никому не удавалось лучше исполнить произведения Шопена.

    Записи музыканта, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции, получили множество призов и высокие оценки в музыкальной прессе.

    Луганский — обладатель Международной премии им. Теренса Джадда как «самому многообещающему пианисту молодого поколения» за записи произведений Рахманинова (1995). Трижды был удостоен награды Diapason d'Or de l'Annee за диски, записанные на фирме Erato: все этюды Шопена (2000), прелюдии и «Музыкальные моменты» Рахманинова (2001) и прелюдии Шопена (2002).

    Также Н. Луганский трижды являлся обладателем премии ECHO Klassik Award, присуждаемой ежегодно Германской академией звукозаписи: в 2005 году за записи 2-го и 4-го концертов Рахманинова с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Сакари Орамо (Warner Classics), в 2007 — за запись виолончельных сонат Шопена и Рахманинова с Александром Князевым, в 2013 — за альбом с записью двух фортепианных сонат Рахманинова (Naive-Ambroisie).

    Диск с записью 1-го и 3-го концертов Рахманинова (Бирмингемский симфонический оркестр, дирижер Сакари Орамо) получил две награды: Choc du Monde de la Music и Preis der deutschen Schallplattenkritik.

    В 2011 году компакт-диск сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека, записанный совместно с Вадимом Репиным, был удостоен премии BBC Music Magazine Award в номинации «Камерная музыка».

    Среди недавних записей пианиста — еще один диск с произведениями Шопена (Onyx Classics, 2010), диск с произведениями Листа (Naive label, 2011), Концерт Э. Грига и Концерт № 3 С. Прокофьева с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Нагано и Концерты №№ 1 и 2 Ф. Шопена (обе в 2013 году также на Naive).

    Николай Луганский — солист Московской филармонии. С 1998 года преподает в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано под руководством профессора С. Доренского. Почетный член Российской академии художеств.

    В 2013 году пианисту присвоено почетное звание «Народный артист России».

    География гастролей Николая Луганского в сезоне 2013/14 была исключительно разнообразна: Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Люксембург, Сербия, Словения, Хорватия, Венгрия, Литва, Беларусь, США, Бразилия, Япония, Тайвань, Сингапур. Музыкант принял участие в фестивале «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, Рахманиновском фестивале в Тамбове, Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске, выступал в Москве, Казани, Красноярске, Петербурге, Екатеринбурге. В октябре 2013 года он принял участие в благотворительном концерте в Большом зале Московской консерватории, сбор от которого был направлен на программу помощи детям с ДЦП «Встань и иди!».

    Партнерами пианиста были ЗКР Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (дирижер Ю. Темирканов), Российский национальный оркестр (дирижер М. Плетнев), оркестр Республики Татарстан и оркестр Академии Санта Чечилия в Риме (дирижер А. Сладковский), оркестр Чешской филармонии (дирижер И. Белоглавек), Люксембургский филармонический оркестр (дирижеры Э. Кривин и В. Синайский), Национальный симфонический оркестр США (дирижер К. Мейснер), Лондонский симфонический оркестр (дирижер Дж. Нозеда), Лионский симфонический оркестр (дирижер Х. Линту), Роттердамский филармонический оркестр (дирижер Я. Незе-Сеген), Королевский шотландский симфонический оркестр (дирижер П. Оунджиян), Симфонический оркестр Кастилии (дирижер Э. Гурлей), Оркестр Юго-Западного радио Германии (дирижер Т. Курентзис), венский Тонкюнстлер-оркестр (дирижер А. Ороско- Эстрада), Английский камерный оркестр (дирижер Г. Ринкявичюс).

    Недавно пианист выступил на фестивалях в Рок д’Антероне (Франция), Аспене и Тэнглвуде (США), играл с Филармоническим оркестром Монте-Карло (дирижер К.  Ямада), с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Ш. Дютуа, дал сольный концерт в Генте (Бельгия). В ближайших планах  — сольный концерт в Райдинге (Австрия) на фестивале Ференца Листа.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году Народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою четвертьвековую историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, среди которых Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многие другие. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», — писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижеров наших дней, маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура — одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва, так и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание профессиональных критиков и любовь публики, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках  европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку — как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра — Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

    Два последних сезона были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за ее пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетнёвым провел фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвященного празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора).

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию — «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвертой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет.

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011). В сезоне 2015/16 Российский национальный оркестр отметит 25-летие серией юбилейных концертов и гастролей. 

    Александр Ведерников

    В нынешнем году маэстро Александр Ведерников отметил полувековой юбилей. Он родился 11 января 1964 года в Москве, в семье выдающегося певца, солиста Большого театра, народного артиста СССР Александра Ведерникова (прославившегося исполнением партий Ивана Сусанина, Бориса Годунова и Кутузова в опере Прокофьева «Война и мир») и органистки, профессора Московской консерватории Натальи Гуреевой. Несомненно, решающую роль в его жизни и карьере сыграли как семейные традиции, так и великие традиции русского музыкального искусства.

    В 1988 Александр Ведерников окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Леонида Николаева), в 1990-м — аспирантуру.

    В 1988–1990 гг. работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1988–1995 гг. — ассистент главного дирижера и второй дирижер Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР (с 1993 года — БСО им. П. И. Чайковского), с которым выступал в России, Австрии, Германии, Греции, Великобритании и Турции. В 1995 году он стоял у истоков оркестра «Русская филармония» (вначале оркестр телекомпании ТВ-6, с 2001 — симфонический оркестр Москвы «Русская филармония») и до 2004 года был его главным дирижером и художественным руководителем.

    С 2001 по 2009 гг. Александр Ведерников занимал пост главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России и внес немалую лепту в достижения театра этих лет. Он был дирижером-постановщиком спектаклей «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди, «Турандот» Пуччини, «Руслан и Людмила» Глинки в оригинальной редакции, «Борис Годунов» в авторской редакции и «Хованщина» Мусоргского,  «Евгений Онегин» Чайковского,  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (совместно с Оперным театром г. Кальяри, Италия), «Война и мир», «Огненный ангел» и «Золушка» Прокофьева, «Дети Розенталя» Десятникова.

    Ведерников постоянно дирижировал концертами симфонического оркестра Большого театра, в которых прозвучали сюиты из «Золушки» Прокофьева, «Осуждение Фауста» Берлиоза, Реквием Верди, фрагменты из опер Вагнера, сочинения Р. Штрауса, Берга, Шостаковича, Свиридова. Под управлением Ведерникова оркестр ГАБТ успешно гастролировал в Афинах, Гамбурге и Париже в феврале 2008 года.  Во время гастролей Большого театра в Ковент-Гарден (Лондон, июль 2006 года, с «Огненным ангелом» и «Борисом Годуновым») критики особо отмечали исключительное звучание оркестра. Столь же благоприятными были отзывы о концертах симфонического оркестра во время гастролей ГАБТ в театре Ла Скала.

    Дирижер стоял за пультом лучших оркестров России, в т. ч. Государственного академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Несколько лет (начиная с 2003) входил в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра, с которым гастролировал во Франции, Германии и США. В январе 2004 года во время тура РНО по США Александр Ведерников дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле и вашингтонском Кеннеди-центре.

    В годы руководства Большим театром значительно укрепилась международная репутация дирижера. В качестве приглашенного маэстро он постоянно востребован ведущими оркестрами мира. В их числе оркестры BBC, Радио Франс, Джузеппе Верди в Милане, NHK (Япония), Итальянской Швейцарии (выступления с Мартой Аргерих в ее проекте в Лугано), Нидерландской филармонии и Нидерландского радио, Чешской филармонии, Баварского радио, Бирмингемский симфонический, Лондонский филармонический, Гетеборгский симфонический, Датский национальный симфонический, филармонические оркестры Сиднея, Токио и Китая, Дрезденская Государственная капелла, Монреальский симфонический, Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне и многие другие. Недавно Ведерников дебютировал с Оркестром де Пари и Борнемутским симфоническим оркестром.

    С сентября 2009 года Александр Ведерников — главный дирижер Симфонического оркестра г. Оденсе (Дания).

    В качестве оперного дирижера Ведерников — частый гость в Берлинской комической опере, театрах Италии (миланский Ла Скала, Ля Фениче в Венеции, Театро Коммунале в Болонье, Театро Реджио в Турине, Римская опера), лондонском Ковент-Гарден, Парижской национальной опере. В апреле 2005 года он дебютировал в Опера Бастий как музыкальный руководитель новой постановки «Бориса Годунова» (режиссер Франческа Замбелло). В 2010 году состоялся дебют маэстро в Финской опере («Евгений Онегин»), в сезоне 2012/2013  — в Цюрихской опере («Сельская честь» и «Паяцы»), а в прошедшем сезоне — в Метрополитен опера («Евгений Онегин»).

    Александр Ведерников — признанный мастер исполнения русской музыки. Широко известны его глубокие интерпретации оперных и симфонических  шедевров Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Дирижер постоянно включает в программы своих выступлений сочинения Свиридова, Вайнберга, Бориса Чайковского.

    Записи Ведерникова выпущены звукозаписывающими компаниями EMI, Russian Disk, Agora, ARTS, Triton, Polygram/Universal. В 2003 г. он заключил контракт с голландской фирмой PentaTone Classics, специализирующейся на производстве дисков в формате SuperAudio CD (записаны «Руслан и Людмила» Глинки, «Щелкунчик» Чайковского, фрагменты из опер и сюиты из балетов русских композиторов). В 2007 году записал для лейбла EMI Первый фортепианный концерт Шостаковича (солистка Марта Аргерих).

    В 2007 году Александру Ведерникову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».