Закрыть

Уважаемые слушатели! 20 октября закрываются
продажи абонементов сезона 2017-2018

    Мандолина, гитара и бас

    20 апреля 2017, начало в 19:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:

    Из репертуара знаменитых танцевальных оркестров 30–50-х годов ХХ века

    12+

    Абонемент №116:

    Из лучших программ.
    Светлана Безродная и Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»

    Под эти мелодии танцевали наши мамы и папы, дедушки и бабушки: накануне Великой Отечественной, в годы военного лихолетья, после Победы. Эта музыка юности нашей страны, в ней – наша общая память.

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» был создан в 1989 г. известной скрипачкой и педагогом Светланой Безродной. Первое выступление коллектива состоялось 5 мая 1989 г. на сцене Колонного зала Дома союзов. Спустя пять лет, в 1994-м, «Вивальди-оркестр» был удостоен звания «академический», а еще через два года его создатель Светлана Безродная – звания «Народная артистка России».

    «Вивальди-оркестр» – коллектив, единственный в своем роде на российской сцене: в его составе только представительницы прекрасного пола. С. Безродная не скрывает, что и состав, и название оркестра были навеяны творчеством великого Антонио Вивальди. «Вивальди-оркестр» – своего рода «ремейк» женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века. Одним из самых важных принципов работы С. Безродной с коллективом стала разработанная ею еще в годы преподавания в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории система индивидуальных занятий с оркестрантами, благодаря которой каждый исполнитель поддерживает высокий профессиональный уровень.

    За без малого 27 лет оркестр дал более 2000 концертов, подготовил более 100 эксклюзивных программ. Репертуар коллектива включает более 1000 произведений самых различных жанров, эпох и стилей: от раннего барокко (А. Скарлатти, А. Корелли) до музыки ХХ века и современных авторов. Среди них и многочисленные миниатюры, и такие масштабные полотна, как «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Воспоминание о Флоренции» и Серенада для струнного оркестра Чайковского, «Времена года» Вивальди и его же малоизвестные сочинения – псалмы, кантаты… На редкость удачными оказались опыты по исполнению шедевров оперного и балетного театра в транскрипциях для струнного оркестра (балет «Дон Жуан» Глюка, «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и все балеты Чайковского, «Травиата» Верди).

    Концертные программы «Вивальди-оркестра», как правило, театрализованы, никогда не повторяют друг друга, отличаются оригинальностью композиционного построения и тщательной продуманностью внутренней драматургии. Именно благодаря этому оркестр С. Безродной сумел занять свою особую нишу на отечественной концертной эстраде. Абонементы оркестра уже много лет занимают первые позиции в рейтинге продаж, а концерты проходят при неизменных аншлагах.

    Одним из важных направлений деятельности «Вивальди-оркестра» стало освоение огромного пласта мировой музыкальной культуры, зачастую именуемого «легкой музыкой». Речь идет о шлягерах 1920–1950-х годов из репертуара танцевальных оркестров тех лет, оперетте и джазе, городском романсе и массовой песне. Результатом постоянных художественных исканий С. Безродной стали многочисленные программы «Вивальди-оркестра», представляющие собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Среди них – музыкальные спектакли «Вивальди-танго, или Игра “ва-банк”», «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», «Подмосковные вечера» (к 100-летию В. П. Соловьева-Седого — удостоен I премии на Конкурсе-фестивале в честь юбилея великого композитора в Москве), «Цирк Чарли Чаплина» с участием артистов Московского цирка Ю. Никулина на Цветном бульваре, «Привет от стиляг 50-х» (совместный проект с лидером группы Off Beat Денисом Мажуковым). В мае 2003 г. оркестр принимал участие в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. К 65-летию прорыва Ленинградской блокады С. Безродная и «Вивальди-оркестр» показали на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге музыкальный спектакль «Слушай, Ленинград!».

    Программа, посвященная 50-летию Великой Победы, была удостоена Благодарности Президента РФ, а к 60-летию Победы С. Безродная совместно с выдающимся танцовщиком В. Васильевым поставила музыкальный спектакль «Песни непокоренной Державы». Спектакль, вобравший в себя лучшее из советской песенной классики, прошел 2 мая 2005 г. на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского и стал премьерой образованного накануне «Театра музыки Светланы Безродной».

    Огромным успехом у поклонников оркестра пользуются концерты, которые коллектив ежегодно готовит к празднованию Старого Нового года и Дня св. Валентина, первоапрельские «Музыканты шутят». В этих программах участвуют мастера разных жанров и друзья оркестра: артисты театра и кино.

    Благодаря своей универсальности, широчайшему жанровому диапазону, «Вивальди-оркестр» – желанный гость разнообразных фестивалей и концертных программ. Коллектив постоянно выступает в самых престижных залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ. Много гастролирует за рубежом.

    С. Безродная и «Вивальди-оркестр» – непременные участники крупнейших государственных и правительственных мероприятий, торжественных концертов в Кремле.

    Многие программы оркестра записаны на компакт-дисках. На сегодняшний день дискография коллектива составляет 29 альбомов.

    В 2008 г. коллектив удостоен Гранта Правительства РФ.

    Кажется, совсем недавно «Вивальди-оркестр» отмечал свое 20-летие, и вот в январе 2014 года он отметил свой четвертьвековой юбилей. Что было сделано за последние годы? Назовем лишь некоторые проекты. В сезоне 2009/10 коллектив представил своим многочисленным почитателям как уже знакомые программы, так и новые (в частности, три филармонических концерта были посвящены Году Франции в России), в сезоне 2010/11 оркестр «отдал музыкальную дань» Году Италии в России, а также подготовил спектакль «Унесенные ветром», не раз уже показанный каналом «Культура».

    В филармоническом сезоне 2011/12 коллектив порадовал слушателей традиционными абонементами, в которых прозвучала как хорошо знакомая, так и «эксклюзивная» музыка (к примеру, полюбившаяся своей неординарностью программа «Светотени 20–40-х. Из репертуара ведущих танцевальных оркестров середины ХХ столетия»). Участниками концертов и спектаклей Светланы Безродной и ее коллектива стали выдающиеся артисты современности. Среди них – Владимир Васильев, большой друг и почитатель дирижерского таланта С.Безродной, выступающий в ее программах не только как постановщик, но и как ведущий, и известный актер Александр Домогаров. Они, в частности, вместе с «Вивальди-оркестром» почтили память выдающегося пианиста Николая Петрова «музыкальным приношением» 6 ноября 2011 года в Большом зале Консерватории. (Речь о спектакле «Маскарад без масок».)

    Одним из главных проектов С.Безродной и ее оркестра в сезоне 2012/13 стал музыкально-литературный спектакль «Бал после сражений», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года. В том же сезоне, весной, в Большом зале Консерватории была показана еще одна интересная программа под названием «Возвращение» (музыка и поэзия «эпохи оттепели»). Заключительным концертом сезона стала мемориальная программа, посвященная 335-летию со дня рождения А.Вивальди. Вместе с оркестром в этом концерте приняли участие лауреаты междуна­родных конкурсов, а также талантливые молодые исполнители – учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

    Концертный сезон 2013/14 также был ознаменован рядом интересных премьер, среди которых следует выделить прежде всего цикл музыкально-литературных спектаклей «Три истории любви и одиночества. Тайны Дон Жуана, Казановы, Фауста». Этот триптих был посвящен великой русской балерине Екатерине Максимовой.

    Не менее яркими премьерами был отмечен и сезон 2014/15. Среди них следует выделить первую часть дилогии, посвященной П.И.Чайковскому, под названием «Детство... Опера... Судьба...», спектакль «Любовь и танго».

    В феврале, в Театре Российской Армии оркестр принял участие в юбилейном вечере в честь 100-летия со дня рождения народного артиста СССР Владимира Зельдина.

    К 70-летию Великой Победы в марте в Концертном зале имени П.И.Чайковского коллективом был показан премьерный спектакль под названием «Песни непокоренной Державы», в котором приняли участие известные актеры театра и кино, артисты эстрады.

    Юбилей П.И.Чайковского (175 лет со дня рождения) был отмечен в ноябре в Большом зале Московской консерватории премьерой второй части дилогии, посвященной жизни и творчеству великого русского композитора, спектаклем «Грезы… Предчувствия… Сны…».

    В 2015 году оркестр выступал с концертами в городах России: Москва, Ярославль, Киров, Йошкар-Ола, Чебоксары, Нижний Новгород, Новомосковск, Истра, Обнинск, Ижевск, Воткинск, Казань, Калуга, Самара, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Сыктывкар, Тула. В общей сложности за 2015 год оркестр сыграл около 50 концертов.

    Светлана Безродная

    Светлана Безродная – народная артистка России, художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра». Окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (педагоги И. Безродный и А. Ямпольский) и Московскую консерваторию, где училась у профессоров А. Ямпольского и Д. Цыганова (специальность), В. Ширинского (класс квартета). В студенческие годы С. Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем С. Прокофьева. По окончании Консерватории концертировала, была солисткой «Росконцерта», а затем активно занялась педагогикой. Более 20 лет С. Безродная преподавала в ЦМШ, создала авторскую методику игры на скрипке, благодаря которой многие из учеников ее класса стали лауреатами целого ряда престижных международных конкурсов (имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини и др.). В стенах ЦМШ С. Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.

    В 1989 году С. Безродная вернулась на сцену, создав камерный «Вивальди-оркестр». Будучи лидером оркестра, она вновь стала выступать в роли активно концертирующей солистки. Ее партнерами были такие прославленные музыканты, как И. Менухин, В. Третьяков, Ю. Башмет, И. Ойстрах, Н. Петров, В. Фейгин, М.  Яшвили, Ю. Милкис и другие.

    Возглавляя «Вивальди-оркестр» почти 27 лет, С. Безродная находится в постоянном творческом поиске. Ею накоплен уникальный репертуар коллектива — более 1000 сочинений композиторов разных эпох и стран, начиная с раннего барокко до музыки российского и зарубежного авангарда. Особое место в программах оркестра принадлежит сочинениям Вивальди, И. С. Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. В последние годы С. Безродная со своим оркестром все чаще обращается к так называемой «легкой» музыке. Речь об оперетте, репертуаре танцевальных оркестров мира, джазе. Мастерство исполнителей и оригинальные программы с участием не только академических музыкантов, но и артистов популярных жанров, эстрады, театра и кино позволили С. Безродной и «Вивальди-оркестру» занять свою нишу в концертном пространстве.

    За заслуги в области музыкального искусства С. Безродная удостоена почетных званий: «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996), удостоена Благодарности Президента РФ (1995). В 2008 г. она была названа в числе первых лауреатов Национальной российской премии «Овация» в области музыкального искусства в номинации «Классическая музыка».

    Сергей Полянский

    Сергей Полянский (баритон) — солист Москонцерта и Театра музыки Светланы Безродной. Окончив Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова по специальности «математика», Сергей,  по совету своего первого учителя пения — заслуженного артиста России В. И. Махова, поступил на факультет музыкального театра Государственного института театрального искусства. В студенческие годы началась концертно-гастрольная деятельность молодого певца, исполнявшего ретро-песни и старинные романсы. Окончив с отличием ГИТИС (мастерская народного артиста СССР Г. П. Ансимова), он работал в музыкальных театрах Москвы, среди которых: «Композитор», «Геликон-Опера», Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ). Сотрудничал с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Консорт», «Ладъ», «Барокко», Московским баховским центром, мужским квинтетом «Saint Daniel's». Участвовал в гастрольных поездках по городам России, Украины, Белоруссии, США, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Швеции, Бельгии, Голландии, Израиля, Польши, Эстонии и других стран.

    Богатый репертуар Сергея Полянского охватывает и старинную музыку XVI-XVIII вв., и оперу, и ораторию XVIII-XX вв., и классический камерный репертуар. Основное направление творчества артиста — пение в стиле ретро, чему способствует бережное отношение к исполняемым произведениям и владение эстрадной исполнительской манерой 30-50-х годов прошлого века. Народный артист СССР В. В. Васильев отозвался о ней так: «Когда я его услышал первый раз, я подумал: меня, наверно, разыгрывают; наверно, включили какую-то пластинку. Смотрю —  выходит человек, и он поет. Это чудо на меня так подействовало, что я долгое время не верил тому, что вижу и слышу». Певец известен как тонкий интерпретатор песен Александра Вертинского. Под именем Серж Полянский он экспериментировал в жанре современного шансона, записал ряд песен в эстрадном формате, выпустил несколько видеоклипов. В 2005-2006 гг. был ведущим передачи «Кафе ШАНСОН» на телеканале ТВЦ.

    В 2007 году артист награжден орденом «Служение искусству».

    На новый виток карьеру певца выводит творческая встреча с народной артисткой России Светланой Безродной. С 2009 года Сергей Полянский постоянно исполняет с «Вивальди-оркестром» классику эстрады середины ХХ столетия.