В продаже абонемент Musica sacra nova
5 апреля 2017
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №41:
Шедевры и премьеры
«Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости...», – писал 25-летний Феликс Мендельсон в 1834 году, работая над ораторией «Павел».
Через два года премьера оратории прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки. Следующее представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.
«Павел» был первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: «Павел»-«Илия»-«Христос», а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме (до этого он с успехом восстановил и исполнил «Страсти по Матфею» Баха и оратории Генделя). Современные композитору критики не раз называли Мендельсона «учеником Баха». По своему строению «Павел» отчетливо напоминает баховские «Страсти». Реплики солистов, выступающих в роли рассказчика, реплики Павла, реплики толпы чередуются с протестантскими хоралами и ариями.
5 апреля в исполнении грандиозной оратории примут участие выдающиеся певцы: обладатель премии «Грэмми» тенор Маркус Шафер (за ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в Пассионах И. С. Баха), певцы, сотрудничающие с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями - бас-баритон Манфред Биттнер, сопрано Мехтильд Бах и меццо-сопрано Бритта Шварц.
Хор Kantorei der Schlosskirche имеет давние традиции в исполнении церковной музыки. Коллектив регулярно выступает с известными солистами, оркестрами «Capella Weilburgensis» и «L’arpa festante» (Мюнхен) не только на больших церковных праздниках, но и принимает участие в крупных светских концертах. В репертуаре хора шедевры великих мастеров: К. Монтеверди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса. Пресса не раз комментировала концерты коллектива: «...высокое, иногда совершенно образцовое качество исполнительства».
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.
Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).
Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.
Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).
Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).
С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.
Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.
В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.
Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой.
Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.
Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции.
Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день» (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.
В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).
С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского.
Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.
Хор Kantorei der Schlosskirche регулярно выступает с известными
солистами, коллективами Capella Weilburgensis, L’arpa festante, Harmonie
Universelle и Le Tendre Amour – на больших церковных праздниках и на крупных
светских концертах. В репертуаре коллектива – сочинения Монтеверди, И. С. Баха,
Генделя, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса и других. С 1986 года кантор
хора – Дорис Хагель. Она выступает в качестве дирижера, певицы, органистки,
художественного руководителя и организатора цикла концертов «Старинная музыка в
замке Вайльбург». Помимо работы c ведущими ансамблями старинной музыки, хор
выступает с оркестром Capella Weilburgensis, в котором участвуют лучшие
исполнители на исторических инструментах из Германии и соседних стран.
В сотрудничестве с издательством Profil-Medien сделана серия записей «Старинная музыка в замке Вайльбург». Записаны также «Четыре строгих напева» Брамса в исполнении Клауса Мертенса (баритон), «Реквием» Дворжака (впервые на исторических инструментах), оратории «Павел» и «Илия» Мендельсона.
13 ноября 2005 года по случаю сотой годовщины со дня смерти герцога Адольфа фон Нассау хором исполнен «Реквием» Дворжака. В 2007 году коллектив участвовал в исполнении Мессы Дворжака в одном концерте с «Песнями об умерших детях» Малера. В 2014 году в рамках XIII Международного фестиваля Di Musica e Arte Sacra в Риме хор принял участие в исполнении оратории «Саул» Генделя. В 2010, 2012 и 2013 годах состоялись гастроли хора в Санкт-Петербурге и церкви Богородицы в Дрездене, в 2015– на Международном фестивале в базилике города Эхтернах (Люксембург).
Мехтильд Бах родилась в городе Лимбург-ан-дер-Лан. Училась в
Государственной высшей школе музыки и изобразительного искусства во Франкфурте-на-Майне
у профессоров Эльзы Кавельти, Гартмута Хёлля, Веры Росца и Лауры Сарти. Во
время учебы дебютировала в Дармштадском государственном театре. Затем была
приглашена в оперную студию Национальной Рейнской оперы. С 1990 года поет в
Городском театре Гейдельберга, где овладела широким репертуаром лирического
сопрано. Мехтильд Бах гастролировала по всей Европе, сотрудничала с выдающимися
музыкантами, среди которых Райнхард Гёбель, Петер Нойманн, Манфред Хонек, Тон
Коопман, Гельмут Риллинг, Конрад Юнгхэнель. Она выступала на Дрезденских днях
музыки, в Международной академии Баха в Штутгарте, в замке Вайльбург, на
Неделях музыки Малера в Тоблахе, в филармониях Берлина и Кёльна, Берлинском
драматическом театре, Консертгебау в Амстердаме, во многих других музыкальных
центрах Европы. Постоянная приглашенная солистка ансамбля «Кантус Кёльн». В
последние годы поет также в Оперном театре Галле и театре Люцерна.
Бритта Шварц выступает с известными оркестрами – Берлинским
филармоническим, Израильским филармоническим, Консертгебау в Амстердаме, «Академией
святого Мартина в полях», Саксонской государственной капеллой и «Капеллой
Андреа Барка»; сотрудничает со знаменитыми дирижёрами, среди которых Филипп
Херревеге, Кент Нагано, Марек Яновский, Петер Шрайер, Густаво Дудамель. Бритта
Шварц побывала с концертами почти во всех странах Европы, а также в Израиле и
Японии. Cотрудничает с
выдающимися барочными исполнителями и ансамблями, среди которых Райнхард
Гёбель, Пьер Као, Густав Леонхардт, Реми Людгер и Михаэль Шёнхайт, Фрайбургский
барочный оркестр, ансамбль Musica Antiqua Köln, Берлинская академия старинной
музыки и Камерный хор RIAS.
Особое место в творчестве певицы занимает камерная вокальная музыка.
Организовала цикл вокальных вечеров в Дрездене, где выступала с пианистом
Андрашем Шиффом. Уже несколько лет преподает в Дрезденской высшей школе музыки
имени Вебера, а в 2015 году стала почетным профессором Берлинской высшей школы
музыки имени Эйслера.
Маркус Шафер – лауреат конкурса имени Карузо в Милане, обладатель
премии «Грэмми». Свои первые контракты он заключил с Цюрихским оперным театром
(1985-1986) и Немецкой оперой на Рейне (1987-1993), вскоре стал петь в ведущих
европейских театрах – венецианском Ла Фениче и Лисео в Барселоне, Лионской
опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в
Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя
партий Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха; в его репертуаре множество партий в
кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях
венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века. Среди
недавних работ Шафера такие далекие друг от друга по стилистике сочинения, как
«Воццек» Берга в Берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в
нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнеров певца были и есть выдающиеся
исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол
Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а
также признанные исполнители современной музыки – Михаэль Гилен, Кент Нагано и
другие. Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществленная с Николаусом Арнонкуром
и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена «Грэмми», а оратория
«Иов» Диттерсдорфа под управлением Германа Макса получила Приз немецких
критиков в области звукозаписи. Маркус Шафер – профессор вокала Ганноверской
Высшей школы музыки и театра.
Манфред Биттнер родился в городе Вайсенбург-ин-Байерн, получил
музыкальное образование в хоре Регенсбургского собора «Регенсбургер
Домшпатцен». Учился у Вольфганга Бренделя в Мюнхене, посещал Театральную
академию Баварии в Театре принца-регента и Оперную школу в Мюнхене в качестве
стипендиата Немецкого театрального объединения. Обучался на мастер-классах в
Штутгарте, посещал мастер-классы Андреаса Шмидта и Томаса Квастхоффа. Обширный репертуар
Манфреда Биттнера включает произведения разных эпох, от опер и ораторий
средневекового барокко, классики и романтизма до премьер современных авторов. Певец
гастролирует по всей Европе, в Австралии и Юго-Восточной Азии, выступает на
Биеннале современной музыки в Мюнхене, Венских праздничных неделях, Берлинском
фестивале, на Фестивале Баха в Лейпциге и Европейском музыкальном фестивале в
Штутгарте. Среди творческих партнёров Манфреда Биттнера известные ансамбли –
L’arpa festante, Фрайбургский барочный оркестр, Ансамбль Бальтазара Неймана,
Берлинская академия старинной музыки, Оркестр Тонхалле в Цюрихе, Камерный
оркестр Базеля, Concerto Köln, Hamburger Camerata, дирижёры Винфрид Толл,
Стефен Штуббс, Айвор Болтон, Филипп Херревеге, Рене Якобс, Конрад Юнгхэнель и
Томас Хенгельброк, а также режиссёры Барри Коски и Клаус Гут.