В продаже абонемент Musica sacra nova
24 февраля 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаМартен
«Шесть образов
Страстей Христовых» для скрипки с оркестром
(первое исполнение в России)
Абонемент №34:
«Шедевры и премьеры». Московский камерный оркестр Musica Viva
При поддержке:
Абонементный цикл «Шедевры и премьеры» – один из титульных проектов Московского
камерного оркестра Musica Viva, отражающий основные направления творческой
деятельности коллектива. Программы цикла формируются по принципу сочетания
признанных образцов классического музыкального искусства и произведений, редко
исполняемых на отечественных сценах, а то и вовсе забытых раритетов, воссоздающих
музыкальную историю той или иной эпохи во всей ее полноте и разнообразии. За
многие годы существования в рамках цикла была сформулирована и еще одна
художественная задача, а именно представление отечественной публике зарубежных
исполнителей – солистов и дирижеров, завоевавших признание на Западе, но пока
что мало известных нашим слушателям.
В
предстоящем сезоне 2014/2015 серия «Шедевры и премьеры» – это четыре концерта, каждый из которых
претендует на уникальный художественный статус. Два из них представят
масштабные сочинения кантатно-ораториального и оперного жанров с участием
интернационального состава солистов и постоянного партнера оркестра Musica Viva вокального
ансамбля Intrada, еще два будут посвящены инструментальной музыке
западноевропейских композиторов.
24 февраля 2015
года гостем оркестра станет выдающийся
финский скрипач Пекка Куусисто. Представитель известной музыкальной династии (его дед Танели Куусисто, отец Илкки Куусисто и брат
Пеки-Яакко Куусисто – известные композиторы), Пекка Куусисто имеет репутацию
солиста, естественно и органично сочетающего в своем творчестве самый разный
репертуар – от барокко и классики до современных произведений, фольклора и
джаза. Программа московского концерта отражает многоплановость артиста: он
будет солировать в Концерте для скрипки с оркестром до мажор (в стиле Вивальди)
Фрица Крейслера и в позднем сочинении швейцарского композитора середины
прошлого века Франка Мартена «Шесть картин Страстей Христовых» для скрипки с оркестром
(1973 год). Также в этот вечер прозвучит оркестровый «Триптих
Боттичелли» Отторино Респиги. За дирижерский пульт в этот вечер встанет маэстро
Александр Рудин.
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.
Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).
Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.
Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).
Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).
С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.
Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.
В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.
Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой.
Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.
Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции.
Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день» (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.
В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).
С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского.
Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.
Пекка Куусисто — один из самых заметных и разносторонних артистов, работающих сегодня на ниве музыкального искусства. Всегда демонстрируя необычайно яркую индивидуальность, Пекка отличается неформальным подходом к своему творчеству. Критики многих стран отмечают спонтанность и свежесть его игры, новизну прочтения хорошо известных сочинений.
Пекка Куусисто родился 7 октября 1976 года. Он — представитель знаменитой в Финляндии музыкальной династии: его дед Танели Куусисто, отец Илкки Куусисто и брат Пеки-Яакко Куусисто — известные композиторы. Игре на скрипке Пекка начал учиться в возрасте трех лет. Первым его педагогом был Гёза Сильваи в Институте музыки Восточного Хельсинки. С 1983 по 1992 годы он учился в Академии Яна Сибелиуса в Хельсинки (с 1985 у Томаса Хаапанена), а с 1992 по 1996 у Мириам Фрид и Пола Бисса в Высшей школе музыки Университета штата Индиана (США).
В 1992 году Пекка Куусисто занял третье место на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена в Оденсе (Дания). В 1995 году он стал первым финским скрипачом, выигравшим один из престижных международных конкурсов — имени Сибелиуса у себя на родине в Хельсинки, удостоившись и специального приза за лучшее исполнение Концерта Сибелиуса. Он также выиграл немало других наград, широко концертирует в Финляндии и за ее пределами. Скрипач выступал со всеми лучшими финскими оркестрами и многими ведущими европейскими и мировыми коллективами: симфоническими оркестрами Торонто, Осло, Австралийским, Мюнхенским, Лондонским, Ирландским, Шотландским камерными оркестрами, Amsterdam Sinfonietta и др. С 2006 года является артистом-резидентом камерного оркестра Tapiola Sinfonietta. В ряде коллективов возглавляет ансамбли скрипачей и постоянно играет с ними в качестве солиста.
Как дирижер регулярно выступает с Австралийским, Ирландским камерными оркестрами, St Paul Chamber Orchestra; дирижировал Филармоническим оркестром Гонконга.
В репертуаре Пекка Куусисто значительное место занимают сочинения современников и композиторов ХХ века. Он постоянно исполняет скрипичные концерты Т. Адеса, А. Дютийе, Э.-П. Салонена, М. Линдберга, Р. Рийнвоса, произведения С. Барбера, Б. Бриттена, И. Стравинского… Кроме того, исполнителю свойственен свежий взгляд на бессмертные творения классиков. Так, в декабре 2010 года он с оркестром Tapiola Sinfonietta представил уникальную интерпретацию Скрипичного концерта Бетховена, исполненного по оригинальной рукописной партитуре.
Пекка Куусисто — участник и художественный руководитель многих фестивалей и других музыкальных событий в Финляндии (Фестиваль камерной музыки на озере Туусула, совместно с братом П.-Я. Куусисто; Avanti! Festival; серии концертов в г. Хяменлинна и др.), а также Австралии, Англии, Нидерландах и других странах. Более 10 лет Пекка Куусисто записывается на лейбле Ondine. Среди осуществленных им записей — произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, С. Прокофьева, Я. Сибелиуса, С. Танеева. В числе последних — избранные произведения для скрипки и гитары Н. Паганини, а также записи скрипичного концерта М. Линдберга, сольный диск с произведениями Э. Раатуваара (с пианистом П. Юмппаненом), два диска с произведениями Сибелиуса для скрипки и фортепиано и для скрипки с оркестром, получивших высокие оценки критиков, и диск джазовых импровизаций. Кроме того, артист увлекается джазом, фольклором, этнической и электронной музыкой, демонстрируя удивительное творческое и исполнительское разнообразие. Среди его проектов — совместные выступления с такими коллективами, как джаз-трио Töykeät, группа электроджаза Rinneradio (в частности, в 2005 году на фестивале Херби Хэнкока в лондонском Барбикан-центре), нойз-дуэт Fe-Mail, метал-группа Nightwish; австрийским мульти-перкуссионистом M. Грубингером, финским аккордеонистом K. Похьоненом; проекты в области мультимедиа, документального кино.
«Исполнение фольклора, джаза, электронной музыки и импровизации, так же как и классической музыки, действительно дает мне особую связь с моей скрипкой. Мне кажется, что скрипка не нуждается в контроле: если вы хотите играть свободно, вы должны чувствовать себя свободно, как народные музыканты, которыми я восхищаюсь. Они не смогли бы сыграть Концерт Сибелиуса, даже если бы от этого зависела их жизнь, но они — счастливейшие музыканты из всех, которых я знаю» (Пекка Куусисто).
Музыкант играет на скрипке Giovanni Baptista Guadagnini 1752 года, предоставленной Финским культурным фондом.