В продаже абонемент Musica sacra nova
21 марта 2016
Большой зал Консерватории
Абонемент №73:
Дирижёрский карт-бланш. Национальный филармонический оркестр России
Злата Чочиева начала выходить на концертную сцену
ещё в пятилетнем возрасте, а уже через два года в Большом зале Московской
консерватории исполнила Концерт № 17 для фортепиано с оркестром Моцарта. В
двенадцать лет она дала сольный концерт в Рахманиновском зале Московской
консерватории, который транслировался по российскому телевидению. Об этом
вечере пресса писала: «Программа концерта
поражала совсем недетским наполнением. А еще ― осмысленностью стилевого
ощущения вкупе с технической безграничностью».
Вскоре после этого Злату услышал Михаил Плетнёв, оказавший на молодую артистку огромное влияние. Он пригласил её сыграть несколько концертов с Российским национальным оркестром. Злата также стала одним из двух юных пианистов, удостоенных чести заниматься под руководством маэстро.
Злата Чочиева регулярно концертирует в самых знаменитых залах мира: среди них ― Геркулес-холл (Мюнхен), Консертгебау (Амстердам), театр «Ла Фениче» (Венеция), Концертный зал «Тиволи» (Копенгаген), Дом музыки (Порту), Культурный центр «Белем» (Лиссабон), Центр исполнительских искусств Броуэрда (Майами), Концертный зал имени П. И. Чайковского (Москва), Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт-Петербурга. Артистка выступает с самыми значимыми симфоническими и камерными оркестрами мира, в числе которых Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр «Тиволи», Королевский камерный оркестр Валлонии, Симфонический оркестр радио Словакии, Филармонический оркестр Ниццы, Мюнхенский камерный оркестр; сотрудничает с дирижерами Михаилом Плетнёвым, Владимиром Спиваковым, Терье Миккельсеном, Симоном Гауденцем, Туганом Сохиевым, Мареком Пиаровским, Полом Гудвином, Гинтарасом Ринкявичусом и многими другими. Пианистка принимает участие во многих известных музыкальных фестивалях в России, Швеции, Швейцарии, США, в том числе ― в Фортепианном фестивале в Майами и Фестивале Марты Аргерих в Лугано. Её выступления транслируются по телевидению и радио в Италии, Бельгии, Испании, Германии, Польше, России, Дании, Норвегии, США.
Злата Чочиева ― лауреат четырнадцати международных фортепианных конкурсов, среди которых конкурс имени Шимановского (Польша), фортепианный конкурс «Тиволи» (Дания), конкурс ARD (приз Моцарта, Германия). Пианистка ― обладательница первых премий на международных конкурсах “Frechilla-Zuloaga” (Испания) и “Alberto Fano” (Италия), а также ― Золотой медали на фортепианном конкурсе в Копенгагене (Дания), Серебряной медали на Первом международном фортепианном конкурсе в Санта-Катарине (Бразилия), где она также была удостоена приза «за лучшее исполнение произведений Шопена» и «Приза зрительских симпатий».
Дискография пианистки насчитывает пять компакт-дисков, два из которых выпущены компанией “Piano Classics”. Записанные ею «Вариации на тему Шопена» и Первая соната Рахманинова получили превосходные отзывы в самых авторитетных музыкальных журналах: “Gramophone”, “Fono Forum” и “Piano News”. А диск с записью 27 этюдов Шопена был номинирован на премию Немецкой Музыкальной Критики (“Preis der Deutschen Schallplattenk-ritik”) и вошел в десятку лучших музыкальных альбомов месяца по мнению журнала “Gramophone” (Gramophone Editor’s choice). Об этом альбоме рецензенты писали: «...могу с уверенностью сказать: на моей памяти ― это одна из самых вдохновенных, мастерски исполненных и великолепно прозвучавших записей» (Джереми Николас, “Gramophone”). «Эту запись можно бесспорно причислить к высшей лиге, вместе с исполнениями М. Перайа и М. Поллини» (Ян де Крюйиф, Musicalifeiten.nl).
Злата с удовольствием выступает и в составе камерных ансамблей. На данный момент ее постоянные партнеры в трио ― Эрмир Абеши (скрипка) и Николай Шугаев (виолончель); она также выступает в фортепианном дуэте с Рэмом Урасиным.
В нынешнем и предстоящем концертных сезонах ожидаются выступления З. Чочиевой на Международном фестивале Марты Аргерих в Лугано, сольные концерты в Парижской и Берлинской филармониях, участие в Фортепианном фестивале в Майами, а также в проекте Московской филармонии и Министерства культуры Российской Федерации «Звёзды XXI века», в рамках которого запланированы сольные выступления и концерты с оркестрами практически во всех крупнейших культурных центрах России.
Злата Чочиева родилась в 1985 году в Москве, с четырёх лет начала обучаться музыке, занимаясь по классу фортепиано с преподавателем Н. А. Доленко в музыкальной школе имени Флиера. В 2000 – 2003 годах она продолжила занятия под руководством М. В. Плетнёва в классе К. А. Шашкиной в Центральной специальной музыкальной школе при Московской консерватории. В 2008 году Злата Чочиева с отличием окончила Московскую государственную консерваторию, а затем ― аспирантуру МГК (2012) в классе профессора П. Т. Нерсесьяна, профессора А.З. Бондурянского и Н. А. Рубинштейн (камерный ансамбль). Пианистка также принимала участие в мастер-классах многих известных музыкантов: Павла Гилилова, Паскаля Девуайона, Дмитрия Башкирова, Пауля Бадуры-Скоды, Абделя Эль Баши, Джерома Ловенталя, Стивена Ковачевича. С 2012-2014 год Злата Чочиева проходила обучение в аспирантуре университета «Моцартеум» (Зальцбург) в классе профессора Жака Рувье, который в 2013 году назначил ее своим ассистентом.
Злата ― обладательница премии фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва). В 2005 году она стала самой молодой исполнительницей, получившей звание «Заслуженная артистка республики Северная Осетия-Алания».
Национальный филармонический оркестр России был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина. За годы активной творческой жизни НФОР стал одним из лучших симфонических оркестров России, завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Коллектив возглавляет народный артист СССР, Артист мира ЮНЕСКО, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Спиваков.
С оркестром работали выдающиеся дирижеры, среди которых Мишель Плассон, Владимир Ашкенази, Джеймс Конлон, Окко Каму, Юкка-Пекка Сарасте, Александр Лазарев, Джон Нелсон, Туган Сохиев, Кен-Дэвид Мазур, Теодор Курентзис.
В концертных программах НФОР принимали участие всемирно известные солисты: Джесси Норман, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Хуан Диего Флорес, Рене Флеминг, Ферруччо Фурланетто, Маттиас Гёрне, Ильдар Абдразаков, Виолета Урмана, Евгений Кисин, Вадим Репин, Гил Шахам, Аркадий Володось, Марта Аргерих, Рено Капюсон, Готье Капюсон, Пьер-Лоран Эмар, Виктория Муллова, Джон Лилл, Дэвид Гарретт и многие другие.
Среди постоянных партнеров НФОР – Хибла Герзмава, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Ильдар Абдразаков, Анна Аглатова, Полина Шамаева, Денис Мацуев, Николай Луганский, Екатерина Мечетина, Борис Березовский, Александр Гиндин, Александр Романовский, Сергей Догадин, Александр Рамм, Даниэль Лозакович, Мария Дуэньяс.
За 20 сезонов оркестр представил множество ярких программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер, многократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Коллектив дает концерты и проводит фестивали в разных городах России.
Владимир Спиваков и НФОР активно осуществляют записи классического музыкального наследия, ежегодно выпуская несколько релизов, многие из них получили более миллиона прослушиваний во всем мире. Коллектив и маэстро сотрудничают с крупнейшими фирмами Sony, Deutsche Grammophon, Capriccio. Под лейблом Spivakov Sound выпущены записи сочинений Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Танеева, Лядова, Стравинского, Прокофьева, Мусоргского, Скрябина, Малера и других авторов. В их числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак); тройной CD с симфоническими произведениями Чайковского (Симфонии №№ 4–6, «Итальянское каприччио», «Ромео и Джульетта»); поэма «Колокола», кантата «Весна» и «Симфонические танцы» Рахманинова, все его фортепианные концерты (солист – Александр Романовский) и симфонии (к 150-летию со дня рождения композитора); альбомы «Русь Святая» (духовные произведения Рахманинова и Танеева), «Волшебство в музыке» и «Шедевры русской музыки» (Лядов, Стравинский, Прокофьев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Скрябин).
Особым направлением деятельности коллектива является поддержка талантливых молодых музыкантов. В сезонах 2004/05 и 2017/18 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре работала группа дирижеров-стажеров; многие ее участники добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград.
В 2007 году НФОР был присужден правительственный грант, с 2010 года оркестр является обладателем гранта Президента Российской Федерации.
Чарльз Оливьери-Монро является сегодня одной из ключевых фигур музыкальной жизни Чехии. Дирижер регулярно выступает с ведущим коллективом страны — Чешским филармоническим оркестром, на фестивале «Пражская весна» и фестивале имени Бетховена в Теплице. С 1997 года Ч. Оливьери-Монро возглавляет Северо-чешский филармонический оркестр, который под его руководством вышел на совершенно новый международный уровень. С этим оркестром дирижер представил множество мировых премьер ранее не исполнявшихся или утерянных произведений знаменитых чешских композиторов: Б. Мартину, Б. Сметаны, Л. Яначека (оригинальная версия оперы «Енуфа») и К. Анчерла, а также новых сочинений, написанных специально для коллектива. Также были сделаны записи на лейблах Sony, RCA Red Seal, NAXOS, SMS Classical и Naive Records, которые были высоко оценены международными критиками и звучат сегодня на многих классических радиостанциях мира. Также Чарльз Оливьери-Монро является профессором дирижерского факультета Пражской академии исполнительских искусств.
Международная критика уже давно признала в Чарльзе Оливьери-Монро выдающегося интерпретатора «славянского репертуара» и автора редких концертных программ. А авторитетное немецкое издание Suddeutche Zeitung, отмечая в нем «уникальное сочетание таланта и харизмы», заявило, что видит в этом молодом дирижере «сочетание Фуртвенглера и молодого Караяна».
Ч. Оливьери-Монро выступал во многих странах мира, со многими выдающимися коллективами, включая Израильский филармонический оркестр, Чешский филармонический оркестр, симфонические оркестры Монреаля и Торонто, Берлинский немецкий симфонический оркестр и Филармонический оркестр Франкфурта, Оркестр Итальянской Швейцарии и Голландский симфонический оркестр Амстердама, Оркестр Эстремадуры (Испания) и Национальный оркестр Земель Луары (Франция), Королевский филармонический оркестр Брюсселя и Тонкюнстлероркестр Вены, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Оркестр «Симфония-Варсовия» и Симфонический оркестр Польского радио, Балтийский филармонический оркестр и Филармонический оркестр Варшавы, Симфонический оркестр Будапешта и Филармонический оркестр Юго-западной Германии, Симфонический оркестр Датского радио и Симфонический оркестр Оденсе, Государственный симфонический оркестр Мексики и симфоническим оркестром Сантьяго (Чили), Пражский камерный оркестр и оркестр Пражской национальной оперы, Симфонический оркестр Орегона и Симфонический оркестр Сиднея, Новый Японский филармонический оркестр и Израильский камерный оркестр, а также оркестры Нью-Йорка, Мадрида, Лиссабона, Бухареста, Афин, Загреба, Белграда, Бремена, Дессау, Оденсе, Стамбула, Анкары, Токио, Нагои, Сеула, Тайпея. Занимал пост главного дирижера фестиваля в Крестед Бьютт (Колорадо, США, 2008), художественного руководителя Межрегионального симфонического оркестра Германии (2008), главного дирижера Симфонического оркестра Словацкого радио (Братислава, 2001-2004). С 2005 года является постоянным дирижером Texas Round Top Festival Institute.
С 2011 года Чарльз Оливьери-Монро занимает пост главного дирижера Филармонического оркестра Южной Вестфалии.
Чарльз Оливьери-Монро родился на Мальте в 1969 году. В 1971 году его семья переехала в Торонто (Канада), где он учился по классу фортепиано у Бориса Берлина в Королевской консерватории и в Университете Торонто. После окончания учебы в 1992 году, Оливьери-Монро выиграл три стипендии Ontario, которые позволили ему обучаться дирижированию у Отакара Трглика в Академии музыки имени Яначека в Брно (Чехословакия), которую он окончил в 1994 году. Он также занимался у Иржи Белоглавека и Рудольфа Баумгартнера, стажировался в Академии музыки Киджиана в Сиене (Италия, 1995-1996) у Ильи Мусина, Юрия Темирканова и Мюнг Вун Чунга. Во время обучения являлся ассистентом дирижера Филармонического оркестра Брно и Симфонического оркестра Карловых Вар.
Международная карьера дирижера получила решающий импульс благодаря серии блестящих выступлений на международных конкурсах: имени Дину Никулеску в Румынии, имени Антонио Педротти в Италии, имени Ловро фон Матачича в Загребе (Хорватия), имени Гжегожа Фительберга в Катовице (Польша), имени Николая Малько в Копенгагене. Кульминацией конкурсных триумфов Чарльза Оливьери-Монро стало завоевание Первой премии на Международном конкурсе дирижеров «Пражская весна» (2000), где он также стал обладателем призов от Supraphon Records, города Праги и Чешского Радио. В 1997 году Чарльз Оливьери-Монро был удостоен гранта Канадского министерства культуры.
Выступая с ведущими симфоническими коллективами мира, Чарльз Оливьери-Монро состоялся и как оперный дирижер. С 1992 по 1994 год он занимал должность главного приглашенного дирижера в Камерной опере Брно, где представлял разнообразные проекты, такие как спектакль «Ацис и Галатея» Генделя или опера чешского композитора Ильи Гурника «Диоген». Выступал также в Берлинской комической опере («Фальстаф» Верди), в Il Teatro La Fenice в Венеции, на фестивале озера Комо («Аида» Верди), в Амстердаме (проект «Тело и Голос» совместно с Нидерландским национальным балетом), Милане («Дон Жуан» Моцарта и «Риголетто» Верди), Колорадо (новая постановка оперы «Фальстаф»). Сотрудничает с Пражской национальной оперой и Пражской государственной оперой. Занимал должность музыкального директора Варшавской камерной оперы, где дирижировал новой постановкой оперы Стравинского «Похождения повесы». В 2012 году Чарльз Оливьери-Монро представил оперу Стравинского «Соловей» на сцене Варшавского национального театра. В 2013 году он продирижировал новой постановкой оперы Э. Корнгольда «Виоланта» в Национальной опере Брно.
Записывался с Пражским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Словацкого радио и Северо-чешским филармоническим оркестром (произведения С.Прокофьева, К. Сен-Санса, В. Мартинса, К. М. Вебера, Р. Шумана, И. Брамса). Недавно Чарльз Оливьери-Монро выпустил компакт-диск совместно с Чешским филармоническим оркестром и виолончелистом Дэниелом Ли (Sony classical), в который вошли сочинения Чайковского, Бруха, Дворжака, Шуберта и Э. Морриконе.
В сезоне 2012/13 дирижер выступал с оркестрами Чешского радио, Квебека, Бремена, Оденсе, Мехико, Кракова, Литовским симфоническим оркестром. В ноябре 2012 года состоялся дебют Ч. Оливьери-Монро на сцене театра Arena di Verona, а в марте 2013 года он дебютировал в Австралии в Sydney Opera House с Симфоническим оркестром Сиднея.