В продаже абонемент Musica sacra nova
9 декабря 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №7:
Академический симфонический оркестр московской филармонии
Эпатажная китаянка всегда шокирует публику откровенными нарядами, внося неожиданные коррективы в привычный сценический образ классического музыканта. Ее имидж настолько эксцентричен, что журналисты посвящают ему отдельные рецензии, забывая, порой, о главном: пианизм Ванг — явление абсолютно уникальное! Критики отмечают «музыкальность, выходящую за пределы виртуозности и техничности», «мощную технику, готовность к любым вызовам в сочетании с приковывающей внимание индивидуальностью».
Хрупкая на вид девушка в бурных пассажах демонстрирует фантастический темперамент и, как пишут некоторые рецензенты, нечеловеческую мощь. Смело экспериментируя с поистине космическими скоростями, Юджа интерпретирует исполняемую музыку настолько свежо и непосредственно, будто произведение только что вышло из-под пера композитора.
Программой концерта будет дирижировать маэстро Юрий Симонов: как сложится ансамбль двух столь разных музыкантов, во что выльется сочетание ураганной экспрессии молодости и железной выдержки мэтра? Пожалуй, это одна из главных интриг этого яркого вечера!
Ван Юйцзя считается одной из ярчайших звезд,
вспыхнувших на небосводе фортепианного исполнительства за последние 10-15 лет,
и одной из самых востребованных
артисток своего поколения. Она
выглядит настолько хрупкой, что порой ее сравнивают с фарфоровой статуэткой. Но
это впечатление обманчиво: в бурных пассажах Юйцзя демонстрирует фантастический
темперамент и, как пишут некоторые рецензенты, «нечеловеческую мощь». Отмечают
ее необыкновенную музыкальность,
техническое совершенство исполнения, артистизм, свежесть интерпретаций,
сценическое обаяние, способность мгновенно покорить любую аудиторию. При этом она абсолютно естественна
и никогда не позволяет себе «играть на публику».
Ван Юйцзя — пианистка, которая излучает физически ощутимый магнетизм и остро чувствует дыхание времени; поразительная артистка, чья вдохновленная свыше техника сравнима только с ее музыкантским самовыражением. Ее пианизм — сочетание колоссальной силы с изысканной легкостью, искрящейся ловкости пальцев с искренним лиризмом, кристальной ясности со сверхъестественной красотой звука: всех качеств, которые объединены в завораживающей художественной «алхимии».
Несравненная виртуозность Ван Юйцзя вызывает восторги каждого, кто хотя бы однажды слышал ее игру. Сама же она считает, что техника — не самоцель и должна всегда служить эмоциональной выразительности и интерпретации. Для пианистки гораздо важнее раскрыть душу — свою и исполняемого произведения, полностью соответствовать музыке, словно бы раствориться в каждом сочинении, идентифицироваться с ним.
«Чем больше сочинение волнует меня, трогает мои чувства и вызывает во мне душевные переживания, тем лучше я могу играть его и тем прочнее моя связь с публикой», — говорит она.
Элегантная, обаятельная, обладающая безупречным вкусом и чувством стиля, Ван Юйцзя постоянно появляется в телевизионных программах и фильмах. Ее фотографии украшают страницы журналов, посвященных не только культуре, но и моде (Vogue, Elle, Marie Claire). Она является артисткой Steinway, послом бренда Rolex.
Сенсацией в интернете стали несколько забавных блогов пианистки, а ролик на YouTube, с исполнением «Полета шмеля», собрал почти 4 миллиона просмотров.
Ван Юйцзя родилась в Пекине в 1987 году в семье музыкантов. В возрасте 6 лет начала заниматься на фортепиано и вскоре поступила в Центральную консерваторию музыки в Пекине. В 1999 году она стала участницей летней программы в Mount Royal College в Калгари (Канада), а с 2001 по 2003 годы обучалась в Mount Royal College Conservatory у профессора Хун-Куан Чена. Затем Юйцзя совершенствовалась у Гэри Граффмана в Кертисовском институте музыки в Филадельфии, который окончила в 2008 году.
Карьеру концертирующей артистки Ван Юйцзя начала в ранней юности. В 14 лет она блестяще дебютировала в Карнеги-холл и с тех пор ежегодно выступает в этом зале, со временем покорив самые престижные залы Европы, Азии и Северной Америки. Постоянные партнеры пианистки — ведущие оркестры США (Чикаго, Кливленда, Сан-Франциско, Бостона, Лос-Анджелеса, Филадельфии, Нью-Йорка, Вашингтона), Лондонский симфонический, Королевский оркестр Консертгебау, филармонические оркестры Берлина, Мюнхена, Израиля, Китая, Оркестр де Пари, Национальный оркестр Испании, оркестры Мариинского театра, Академии Санта Чечилия, Академии Святого Мартина в Полях, NHK, Мельбурнский и Сиднейский симфонические, оркестр Симона Боливара. Она сотрудничала с такими выдающимися маэстро, как Клаудио Аббадо, Даниэль Баренбойм, Зубин Мета, Майкл Тилсон Томас, Густаво Дудамель, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, и многими другими.
Юйцзя выступает с сольными концертами, страстно увлечена камерной музыкой, активно записывается (некоторые ее записи номинированы на «Грэмми»), участвует в самых престижных фестивалях во многих станах мира.
Заметными событиями в творческой биографии пианистки стали прошедшие с ошеломляющим успехом концерты в Карнеги-холл с оркестром YouTube под управлением Майкла Тилсона Томаса (2008), на берлинской площади Бебельплатц перед 25-тысячной аудиторией с Берлинской государственной капеллой и Даниэлем Баренбоймом (2011). В сезоне 2013/2014 она была эксклюзивной солисткой в серии концертов «Портрет артиста» Лондонского симфонического оркестра, а в сезоне 2014/2015 — артисткой-резидентом цюрихского Тонхалле-оркестра.
С 2009 года Ван Юйцзя — артистка лейбла Deutsche Grammophon. Ее дебютный релиз (Сонаты и Этюды Шопена) был номинирован на «Грэмми», удостоен приза International Piano Award, а журнал Gramophone назвал Юджа Ванг «Молодой артисткой года». Запись концертов Рахманинова с Малеровским камерным оркестром под управлением Клаудио Аббадо также номинировалась на «Грэмми» как «Лучшее классическое инструментальное соло».
Сольный альбом «Transformation» (с произведениями Стравинского, Скарлатти, Брамса и Равеля) получил приз ECHO Klassik-2011 для «Лучшего молодого артиста года». Еще один сольный диск — «Фантазия» — включает миниатюры Рахманинова, Скрябина, Скарлатти, Глюка, Шопена, Шуберта, И. Штрауса и других композиторов.
С Густаво Дудамелем и оркестром Симона Боливара Юджа Ванг записала Концерт Рахманинова № 3 и Прокофьева № 2, со скрипачом Леонидасом Кавакосом — все сонаты Брамса для скрипки и фортепиано (2014, Decca Records).
В октябре этого года на Deutsche Grammophon вышел CD с записью Фортепианных концертов № 1 и № 2 Равеля и Баллады для фортепиано с оркестром Форе с цюрихским Тонхалле-оркестром, дирижер Лионель Бренгье.
Пианистка участвовала в записи саундтрека к кинофильму «Лето в феврале» («Summer in February»), вышедшего на экраны в 2013 году.
В начале сезона 2015/2016 Ван Юйцзя вместе с Майклом Тилсоном Томасом и симфоническим оркестром Сан-Франциско совершила Европейский фестивальный тур, исполнив концерты Бетховена и Бартока на BBC Proms в Лондоне, в Эдинбурге, Рейнгау, Люцерне, в Бухаресте на фестивале Энеску, в Амстердаме, Люксембурге и Париже.
Концертом № 9 Моцарта Ван Юйцзя дебютирует в феврале с Венским филармоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева в Мюнхене и Париже, а также исполняет его с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Лионеля Бренгье, Нью-Йоркским филармоническим под управлением Шарля Дютуа, Израильским филармоническим и оркестром «Флорентийский музыкальный май» под управлением Зубина Меты, с камерным оркестром «Вена – Берлин».
Этот же концерт и Концерт № 2 Чайковского войдут в программу февральского турне пианистки по США с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева. В России пианистка сыграет Второй концерт Чайковского в Москве с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова и в Санкт-Петербурге с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова на открытии XVI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
В нынешнем сезоне пианистка неоднократно исполняет симфонию «Турангалила» Мессиана: с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Эса-Пекки Салонена, с Симфоническим оркестром Симона Боливара под управлением Густаво Дудамеля в городах Европы и в столицы Венесуэлы Каракасе.
В мае и июне пианистка выступит с сольными концертами в Париже, Амстердаме, Гамбурге, Дюссельдорфе, Нью-Йорке и других городах США. На фестивале в Эдинбурге представит цикл скрипичных сонат Брамса в дуэте с Леонидасом Кавакосом.
Официальные страницы пианистки в социальных сетях:
www.facebook.com/yujawang
twitter.com/YujaWang
instagram.com/yujawang.official
Александр Рославец родился в Бресте. В 2014
году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (класс профессора Н. Охотникова).
С 2011 по 2014 год был солистом Театра оперы и балета Санкт-Петербургской
консерватории. Во время учебы неоднократно принимал участие в международных
фестивалях в Санкт-Петербурге: «Опера — всем» (партии Гудала в опере «Демон» А. Рубинштейна,
Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно и Царя Додона в опере
«Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова) и «Петербург-Берлин. Время
столиц» (партии Куно и Килиана в опере К. М. фон Вебера «Вольный стрелок»).
Александр Рославец выступал в сопровождении Оркестра Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Симфонического оркестра Большого театра России, Академического симфонического оркестра Московской филармонии и других коллективов под управлением дирижеров Владимира Юровского, Юрия Симонова, Владимира Федосеева, Тугана Сохиева, Сергея Стадлера, Фабио Мастранжело, Александра Титова.
В 2014 году Александр Рославец исполнил партию Малюты Скуратова в опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории с участием солистов Мариинского театра Ирины Богачевой, Сергея Алексашкина и Владимира Ванеева (режиссер-постановщик — Станислав Гаудасинский, дирижер — Александр Титов). В том же году он дебютировал в Михайловском театре в партии Тома в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди (дирижер — Петер Феранец) и стал артистом Молодежной оперной программы Большого театра России (на сцене Большого театра он дебютировал в партии Маркиза д’Обиньи в «Травиате» Дж. Верди в 2015 году). В 2015 году впервые выступил на сцене Большого театра Республики Беларусь в партии Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини).
Лауреат и дипломант международных конкурсов в Санкт-Петербурге и Минске.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в 1965 году по специальности «альт» (класс Юрия Крамарова), в 1969 году – по специальности «симфоническое дирижирование» (класс Николая Рабиновича). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967-м был назначен главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году завоевал I премию на V Международном конкурсе дирижеров в Риме, организованном Национальной академией Санта-Чечилия, став первым советским дирижером – победителем международного конкурса. В том же году по приглашению Евгения Мравинского был принят ассистентом в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
В январе 1969 года дебютировал в Большом театре СССР оперой «Аида» Верди, спустя год, после триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером театра и занимал этот пост в течение пятнадцати с половиной лет. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. В 1979 году им была поставлена опера «Золото Рейна», ознаменовав возвращение творчества Вагнера на сцену ГАБТа после почти 40 лет. В конце 1970-х годов Юрий Симонов организовал Камерный оркестр Большого театра.
В 1980-е и 1990-е годы выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 году дебютировал с оперой «Евгений Онегин» Чайковского в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Далее последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» Верди в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» Верди в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» Чайковского в Праге, Будапеште и Париже (Опера Бастий), оперы Вагнера в Будапеште.
В начале 1990-х годов Юрий Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1994–2002 гг. – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр «Лист – Вагнер» в Будапеште. Более 30 лет был постоянным приглашенным дирижером Венгерского государственного оперного театра, в котором поставил десять музыкальных драм Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», а также «Пиковую даму» Чайковского. Кроме того, в 1994–2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетили более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение посвятило Юрию Симонову три фильма.
Дискография маэстро представлена альбомами, выпущенными фирмами «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеозаписями спектаклей Большого театра (Kultur, США).
С 1998 года Юрий Симонов – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Под его управлением коллектив исполнил около трехсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли оркестра по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала: «…Визит оркестра Московской филармонии стал бесспорным триумфом, когда музыканты с наслаждением исполняли музыку их родины и демонстрировали свои лучшие качества, а выразительное дирижирование Юрия Симонова отражало его страсть и погружение в эту музыку. Ошеломляющее выступление русских исполнителей – оркестра мирового класса – и два часа величия музыкального идеала».
4 марта 2021 года Юрий Симонов отметил 80-летие концертом в Зале имени П. И. Чайковского, где оркестром Московской филармонии вместе с маэстро дирижировали его молодые коллеги и ассистенты Игорь Манашеров, Димитрис Ботинис, Алексей Рубин, Николай Цинман и Андрей Колясников.
Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: в 1978–1991 гг. он вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории (с 1985 года – профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории, с 2009 года – в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. В 2016 году удостоен звания почетного профессора Саратовской консерватории, в 2019 году – Санкт-Петербургской консерватории и ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Маэстро проводил дирижерские мастер-классы в разных городах России, а также в Цюрихе, Лондоне, Тель-Авиве, Будапеште, Алма-Ате, Риге; неоднократно делился опытом с молодыми дирижерами на международных и всероссийских мастер-курсах, организованных Московской филармонией. Участвовал в работе жюри конкурсов во Флоренции, Токио, Москве и Будапеште. В 1983 году был председателем жюри V Всесоюзного конкурса дирижеров, в 2011, 2015 и 2019 годах возглавлял жюри по специальности «оперно–симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.
Маэстро проводит также мастер-классы для студенческих оркестров консерваторий Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга. В сентябре 2008 года подготовил программу и провел концерты с Молодежным симфоническим оркестром СНГ в Москве, Баку, Душанбе и Алма-Ате.
В 2017 году учредил ежегодную премию «Стремись стать рыцарем и защитником классической музыки» для лучшего выпускника саратовской Центральной музыкальной школы, которую сам окончил в 1956 году. С родным городом его также связывают постоянное участие в Собиновских фестивалях и выступления с Академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии. В июле 2021 года удостоен звания «Почетный гражданин Саратова».
Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), удостоен ордена Заслуг Венгерской Республики (офицерский крест, 2001), ордена Звезды Румынии (командор, 2003), ордена Заслуг перед Республикой Польша (1988). Лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (2008). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. В 2016 году Международным союзом музыкальных деятелей удостоен Золотой медали «Заслуженный деятель музыкального искусства».