Зимняя фантазия.
    Национальный академический
    оркестр народных инструментов России
    имени Н.П.Осипова

    13 января 2017, начало в 19:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    П. И. Чайковский
    И. Штраус
    Вальсы, польки, марши

    А.С.Пушкин — Г.Свиридов. «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

    Старинные романсы, русские народные песни

    12+

    Абонемент №135:

    Художественные коллективы

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П.Осипова

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова является одним из самых известных и авторитетных оркестров мира. В 2014 году прославленному коллективу исполнилось 95 лет.

    Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты: балалаечник Борис Трояновский (1883-1951) и домрист Пётр Алексеев (1892-1960). Именно они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Уже очень скоро ему аплодировали на многих ведущих концертных площадках нашей страны.

    Б. Трояновский и П. Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. В дальнейшем коллективом руководили многие талантливые музыканты: Николай Голованов (1891-1953), братья Николай (1901-1945) и Дмитрий (1909-1954) Осиповы, Виктор Смирнов (1904-1995), Виталий Гнутов (1926-1976), Виктор Дубровский (1927-1994), Анатолий Полетаев (род. в 1935), Николай Калинин (1944-2004), Владимир Понькин (род. в 1951). С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принёс ему мировую известность.

    Оркестр носит имя выдающегося советского музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940-1945) ознаменовала совершенно новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом Великой Отечественной войны. В июне 1941 года оркестр расформировали. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Н. П. Осипов в те сложные годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить своё существование. Впоследствии Н.П. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически не существует репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлёк внимание ведущих советских композиторов (Н. Будашкина, А. Новикова, А. Холминова и др.), обогативших репертуар коллектива оригинальными сочинениями.

    В 1946 г. оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969 г. коллектив получил почётное звание «академический».

    В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами — певцами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: дирижёры Н. Аносов, А. Гаук, В. Дударова, Г. Рождественский, В. Федосеев; певцы И. Архипова, И. Богачёва, О. Воронец, Л. Зыкина, Л. Русланова, А. Стрельченко, Е. Нестеренко, З. Соткилава, Б. Штоколов, А. Эйзен, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие музыканты.

    Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением совершенно новых концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Так, в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них — абонемент для детей «Забавный профессор» — была удостоена Премии правительства Российской Федерации.

    Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.

    Владимир Андропов

    Владимир Андропов — народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, дирижёр Государственного академического Большого театра России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры за 2011 год.

    Выпускник Белорусской государственной консерватории, Владимир Андропов начал творческую карьеру в качестве дирижёра Белорусского симфонического оркестра. В 1978 году он дебютировал в Большом театре с оперой М. Равеля «Испанский час» и занял пост художественного руководителя и дирижёра сценического оркестра театра. Профессионализм и организаторские способности позволили ему создать первоклассный духовой оркестр и подготовить с ним обширный концертный репертуар, включающий произведения самых разных авторов, эпох и жанров.

    В 2000 - 2002 годах Владимир Андропов занимал должность художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Был дирижёром-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло и балетов «Бессонница» С. Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна). В его обширный театральный репертуар также вошли оперы «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Опричник» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, балеты «Конёк-горбунок» Р. Щедрина, «Чипполино» К. Хачатуряна. В 1988 г. он осуществил единственную в мире запись оперы «Американцы» Е. Фомина (либретто И. Крылова).

    В 2001 году маэстро принимал участие в совместной постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашённого дирижёра сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и российскими коллективами.

    С 2003 по 2010 год В. Андропов являлся художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

    Владимир Андропов обладает мастерской техникой дирижирования: для его жеста характерна точность, лёгкость и выразительность. Программы с участием маэстро отмечены глубоким пониманием музыкального материала и отражают его собственный творческий взгляд на исполняемые сочинения.

    В 2001 г. был награждён орденом Дружбы.

    Валерий Баринов

    Валерий Баринов родился 15 января 1946 года в деревне Жилино Орловской области. Ещё в детстве участвовал в смотрах художественной самодеятельности: колхозных, районных, областных. Очень выразительно читал стихи о мире. Поэтому по окончании школы решил поступать в театральное училище. И в тот же год был принят в Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина при Малом театре (курс В.Коршунова), которое окончил в 1968 году. По его словам, он никогда не был так счастлив, как те четыре года, которые он провёл в Щепкинском.

    Окончив его, уехал в Ленинград в Театр имени А.С.Пушкина (ныне Александринский). Потом был Центральный театр Советской армии (уже в Москве), где Валерий проработал 19 лет. Затем вместе с режиссёром Ю.Ерёминым он переходит в Театр имени А.С.Пушкина. В 1992 году артист приходит в труппу Малого театра. Через пятнадцать лет покинув его, до сих пор считает своим домом, скучает по этому театру и задается вопросом, прав ли был, когда ушёл… Уже много позже артист признался, что смена места пробуждает новые силы, амбиции, дает возможность проявить себя по-новому. А с 2005 года Валерий Баринов - артист МТЮЗа. Сейчас там он занят в двух спектаклях: «Скрипка Ротшильда» (за роль в этом спектакле актёр удостоен Премии мэрии в области литературы и искусства) и «Чёрный монах». В Театре-студии киноактёра он играет Наполеона в спектакле «Корсиканка». Есть ещё антрепризный спектакль «Стакан воды». Сейчас, по признанию артиста, для него театр превратился только в получение удовольствия от профессии.

    Он всегда знал твёрдо, что любит театр и будет в нём работать. Насчёт же кино… как повезёт! Повезло крупно в 1998 году после телесериала «Петербургские тайны», где он убедительно сыграл отпетого мерзавца Хлебонасущенского. Тогда пришла настоящая популярность. С тех пор ему пришлось сыграть много злодеев разных мастей. Ничего не поделаешь – амплуа! Правда, истины ради нужно отметить ещё многочисленные роли военных. Последние годы он много снимается в кино и телесериалах. Всего же в его фильмографии около 80-ти кино и телефильмов. Вот некоторые из них: «Агапэ» (на фестивале российского кино во Франции, в Онфлере-96, за роль в этом фильме Баринов получил приз за лучшую мужскую роль и был назван «русским Габеном»), «Сибирский спас», «На ножах», «Простые истины», «Досье детектива Дубровского», «След оборотня», «Дом для богатых», «Водитель для Веры», «Русское», «Империя под ударом», «Марш Турецкого», «Мужская работа», «Баязет», «Одиночество любви», «Девять неизвестных», «Кадетство», «Андерсен: жизнь без любви», «День выборов», «Самый лучший фильм», «Контракт на любовь», «КромовЪ».

    Он очень ответственен в профессии, считает, что всегда должен соответствовать тому, чего люди от него ждут, и очень боится разочаровать зрителей. Поэтому как у настоящего артиста у него процесс накапливания жизненных реакций, разнообразных эмоций длится всегда. Чтобы с ним ни случилось, плохого или хорошего, даже дурного и стыдного, или комического – всё идет в копилку памяти. Это своего рода актерский материал, такое профессиональное подспорье: когда-нибудь да обязательно пригодится.

    Народный артист России

    Ирина Долженко

    Ирина Долженко (меццо-сопрано) — народная артистка России, солистка Государственного академического Большого театра России. Родилась в Ташкенте. В 1983 году по окончании Ташкентской государственной консерватории (педагог Р. Юсупова) была приглашена в Москву, в труппу Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац. Участвовала в спектаклях Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Выступление на Международном конкурсе вокалистов «Бельведер» принесло ей приз — стажировку в Риме у Миетты Сигеле и Джорджо Лукетти. Прошла стажировку по актерскому мастерству в Университете Олбани в Нью-Йорке, брала уроки у Режин Креспен (Франция).

    В 1995 г. дебютировала в Большом театре в партии Керубино(«Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта). В 1996 году вошла в состав оперной труппы Большого театра, на сцене которого исполняет ведущие партии в операх В. А. Моцарта, Ж. Бизе, В. Беллини, Дж. Пуччини, Дж. Верди, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Р. Штрауса, С. Прокофьева, А. Берга и других композиторов. В репертуаре певицы также сольные партии в кантатно-ораториальных произведениях русских и зарубежных композиторов.

    Ирина Долженко стала первой исполнительницей в Большом театре партии Прециозиллы в опере Дж. Верди «Сила Судьбы» (2001 г., постановка неаполитанского театра Сан-Карло — дирижер-постановщик Александр Вилюманис, режиссер Карло Маэстрини, художник-постановщик Антонио Мастроматтеи, возобновление Пьера-Франческо Маэстрини) и партии Принцессы Буйонской в «Адриенне Лекуврер» Ф. Чилеа (2002 г., постановка миланского театра Ла Скала, дирижер-постановщик Александр Ведерников, режиссер-постановщик Ламберто Пуджелли, сценограф Паоло Бреньи).

    В апреле 2003 года певица исполнила партию Наины на премьере оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, запись которой была осуществлена голландской фирмой PentaTone и вышла на трех CD год спустя.

    Ирина Долженко выступает в лучших музыкальных театрах мира: Венской камерной опере , Шведской Королевской опере (Стокгольм), Немецкой опере (Берлин), театре Колон (Буэнос-Айрес), где впервые выступила в партии Амнерис, Новой Израильской опере в Тель-Авиве, Оперном театре Кальяри, Опере Бордо, театре Опере Бастилия и других. Певица сотрудничает с Латвийской национальной оперой и Национальной оперой «Эстония». Ирина Долженко – частый гость международных фестивалей в Тракае (Литва), Шеннбруне (Австрия), Савонлинне (Финляндия), Моцартовском фестивале во Франции, в Иерусалимском фестивале, в Уэксфордском фестивале (Ирландия. В 2004 г. в г. Арниме (Нидерланды) на фестивале, посвященном Игорю Стравинскому, приняла участие в концертном исполнении оперы «Мавра».

    Артистка выступала с выдающимися дирижерами — Геннадием Рождественским, Владимиром Федосеевым, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым, Владимиром Юровским.

    Дискография певицы включает записи Реквиема Дж. Верди (дирижер М. Эрмлер, 2001), оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки (дирижер А. Ведерников, PentaTone сlassic, 2004) и «Опричник» П. Чайковского (дирижер Г. Рождественский, Dynamic, 2004).

    О жизни и творчестве Ирины Долженко снят видеофильм «Звезды крупным планом. Ирина Долженко» (2002 г., «Артс Медиацентр», режиссер Н. Тихонов).

    Павел Черных

    Павел Черных – известный певец, заслуженный артист России.

    По окончании Московской консерватории (класс Евгения Нестеренко) в 1987 году стал лауреатом II премии Международного конкурса студентов-вокалистов имени Антонина Дворжака в Карловых Варах и обладателем специального приза Чехословацкого радио за лучшее исполнение вокального цикла современных композиторов.

    В 1988 году певец зачислен в стажерскую группу Большого театра, с 1990 года был солистом оперной труппы. На сцене Большого исполнял главные партии в операх Чайковского – «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта»; Римского-Корсакова – «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; Прокофьева – «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам»; Верди – «Макбет», «Набукко», «Травиата», «Аида», «Бал-маскарад», – и многие другие партии золотого оперного репертуара.

    Павел Черных ведет активную концертную деятельность, выступает в Колонном зале Дома Союзов, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, гастролирует за рубежом.

    Другие концерты этого абонемента
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    12 октября в 19:00